www.poezo.ru

Навыки академического пения как способ совершенствования  разговорной речи. Из опыта работы с детским хором

Валерий Буланов

Валерий Буланов

Хормейстер, преподаватель, заслуженный деятель искусств РФ

Детский хор — выдающийся инструмент массового воспитания и обучения. Он даёт интеллектуальное и духовное развитие, физическое оздоровление, учит пониманию и приятию красоты, многоканальному ассоциативному мышлению, умению успешно выполнять несколько дел одновременно по примеру Юлия Цезаря.

Каждый ребенок, пришедший в хоровой класс, получает свой шанс на музыкальное и общее развитие посредством хорового пения. Ребенок — цель развития, репертуар хора — средство развития. Другими словами, руководители в первую очередь обучают детей технике пения, занимаются развитием и укреплением детских голосов, а во вторую очередь — разучиванием репертуара.

Занятия в хоре, имеющем обширный обучающий репертуар, который включает классические произведения, в том числе крупную форму, способствуют развитию различных и весьма полезных качеств личности. Так, с помощью навыков академического пения можно развить высокую распределенность внимания, фонематический слух, помочь формированию выразительной, грамотной речи ребенка и совершенствованию его речевых навыков.

Учащиеся часто не умеют самостоятельно переносить приобретенные навыки академического пения на речь и остаются в плену «бормотательного реализма». Условно назовем это «двугласием» (хорошо петь, при этом плохо говорить). Раздвоение голоса — это знак раздвоения личности: ребенок красив и аккуратен на сцене (в пении) и одновременно неряшлив и невежествен в речи (в быту). И эту неразборчивую, часто малограмотную речь дети, их родители и сверстники умудряются понимать, так как многие сами так говорят.

Проблема снятия или снижения двугласия тем более актуальна для слабоинтонирующих детей, для которых путь к красивой, грамотной, разборчивой речи будет более длинным за счет дополнительного этапа движения к интонированию.

Осознание того, что речь человека является одним из главных качеств, по которому его оценивают в любой среде (а в среде деловой — стократно), может прийти поздно, когда отрицательные речевые стереотипы укрепились в мышечной памяти, в сознании основательно и переучиваться очень трудно. Недаром в театральных учебных заведениях искусству сценической речи уделяют значительное внимание.

Как снять двугласие? Как избавиться, излечиться от неряшливого и торопливого бормотания? У поющих это сделать много легче, чем у непоющих. Надо только убедить их в прямой выгоде выразительной речи, способствующей выбору круга общения, успешной самореализации в профессии, коммуникабельности, повышению конкурентоспособности в профессиональной деятельности в будущем. Часто бывает важным не только и не столько то, что говоришь, а как говоришь.

На школьном уровне красивая, ясная и грамотная речь является огромным преимуществом на фоне «бормотания». Мы доказываем детям, что одинаково хорошо выученный урок оценивается разными оценками в зависимости от качества голосового исполнения. Мотивируем детей к качественной речи такими приманками: «Хочешь тратить на подготовку уроков меньше времени. А оценки получать выше? Тогда начни учиться хорошо говорить, перенеси навыки пения на разговорную речь!»

Монотонная, торопливая речь с проглоченными окончаниями слов, с частыми «тормозками», словами-паразитами, запинками при изложении материала будет оценена в лучшем случае оценкой «4», ведь урок-то ученик учил. И совсем иное впечатление на учителя произведет ответ, исполненный дикционно разборчиво, интонационно разнообразно, объемным, тембрально богатым голосом и без запинок при подборе слов. А запинки в значительной степени происходят из-за недостаточного опыта выражать мысли вслух, то есть, опыта говорения, и словарного запаса. Часто вспоминаю постоянно повторявшийся случай из далекого школьного детства: одноклассник, возвращаясь после ответа от школьной доски к своей парте, слышал одни и те же одобрительные (часто не без зависти) реплики соучеников: «Как ты легко пятерочки зарабатываешь!». А он просто хорошо говорил и, конечно, знал урок.

Итак, перенесение навыков красивого пения на речь мы начинаем с … шутливо-иронического отношения к бытовой, неразборчивой речи хористов: просим повторить сказанное (часто это вопрос) так, чтобы можно было понять, о чем идет речь: «Не понял, еще раз повтори», «и еще». В ответ ученик начинает повышать голос. Учитель: «Нет, не надо громче, надо разборчивее». И постепенно добивается своего. Кстати сказать, замечено, что сначала дети стесняются хорошо говорить в быту, боясь реакции, насмешки соучеников — «бормотунов».

Интеллектуальная работа хориста хорошо обученного хора, имеющего дело с четырехстрочной хоровой партитурой, где каждая строка, в свою очередь, совмещает в себе двойную функцию — нотного текста и литературного текста — как никакой другой род занятий тренирует высокую распределенность внимания. Музыка полифоническая способствует развитию полифонического мышления, максимально воздействует на развитие распределенности внимания и быстроту реакции, как и музыка с элементами полиметрии и полиритмии. Певцу необходимо глазами отслеживать все строки одновременно и при этом одну из них исполнять голосом точно, своевременно, с периодически изменяемой высотой, с заданной громкостью, темпом, ритмом, тембром. Все это и развивает у ребенка высокую распределенность внимания — качество абсолютно необходимое в жизни в целом ряде профессий — летчикам, спасателям, железнодорожным и авиадиспетчерам, военачальникам, режиссерам, дирижерам, артистам и др.

При пении в хоре активно и объединенно работают речевой, языковый и зрительный компоненты развития интеллекта. Впевание каждого музыкального произведения требует многократного, детализированного, фрагментарного повторения всего литературного текста. Голос воспроизводит вокальную линию, нотную строчку и связанный с ними текст, а зрение одновременно фиксирует и впечатывает в память написание литературного текста, подписанного под нотами. Это в значительной степени формирует предпосылки для письменной грамотности и хорошей устной речи, расширяет словарный запас, повышает речевую культуру учащихся. Ведь дети не только запоминают при многократном прочтении правильное написание слова, но и разницу между написанием и произношением (сердце — серце, дождь — дощь, корова — карова, счастье–щастье).

По мнению логопедов, в коре головного мозга существуют два совмещенных «треугольника» — речевой и певческий, с помощью которых реализуется цепочка «услышал — проанализировал — воспроизвел». Пение оптимизирует этот процесс. Таким образом, с помощью хорового пения мы не только формируем певческие, но и совершенствуем речевые навыки каждого ребенка.

Ясная, дикционно отточенная речь, развивая соответствующие отделы головного мозга, способствует повышению письменной грамотности.

Качества певческого голоса, которые мы считаем полезными для переноса на речь:

  • Акустическая объемность;
  • Дикционная разборчивость;
  • Интонационное разнообразие (модулирующий голос с повышениями

и понижениями высоты, интонации);

  • Энергетика;
  • Динамическое разнообразие (повышение и понижение громкости);
  • Смысловая акцентуация (умение интонацией подчеркнуть важное);
  • Произносительная грамотность (орфоэпия).

На хоровой репетиции перед пением исполняемого произведения его литературный текст читается сначала хором, потом по очереди хористами (экспресс-опрос).

Чтобы это не заняло слишком много дорогого репетиционного времени, экспресс-опрос проводится в сокращенном варианте — выбирается четверостишие или ключевая фраза. Перед читающими ставится задача произнести текст, добиваясь качеств певческого голоса, перечисленных выше. Певцы сами способны дать оценку выполнения задания своими товарищами. Принимаем только убеждающие ответы, в которых также есть артистизм, отношение к исполняемому. Остальные обходим молчанием, чтобы не гипертрофировать критическую сферу детей.

Такая форма работы с текстом хорового произведения со временем доводит его воспроизведение до автоматизма.

При работе над обретением певческих и речевых качеств (тем более при пении в хоре с многоязычным репертуаром) происходит активное развитие фонематического слуха, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. А фонематический слух — главный инструмент в овладении фонетикой иностранных языков, нюансами точного произношения. Одновременно хоровое пение тренирует тонкую управляемость и скоординированность работы всех органов внутренней и внешней речевой артикуляции, повышает точность воспроизведения, разборчивость речи и речевую технику.

Во время пения рецепторы артикуляционных органов сигнализируют мозгу о степени сокращения мышц. Это сохраняется в памяти и позволяет исполнителю произвольно корректировать мышечные процессы и исправлять произношение.

Соединение этих факторов — тренированности фонематического слуха и мышечной готовности к выполнению сложных речевых заданий — делают понятной любовь учителей иностранного языка к занятиям с учащимися хоровых классов, которые на лету схватывают произношение и шутя справляются с задачами, затруднительными для многих непоющих детей. Фонетика чужих языков юным певцам дается легко.

Таким образом, хоровое пение облегчает усвоение иностранных языков, знание которых в наше время стало насущной потребностью общества.

Занятия академическим пением, вокалом совершенствуют саму речевую функцию человека, уже с детства закаливают голосовой аппарат, делают его более сильным, тренированным, выносливым, что в дальнейшем очень важно для поддержания тонуса, здоровья и высокой работоспособности огромного количества людей речевых профессий — учителей, воспитателей, дикторов, лекторов, артистов, тренеров, руководителей всех уровней и т.д.

Вокально тренированный человек легче излагает свои мысли. Речь его разборчива и ясна, голос звучный и объемный. Он обладает несравненно более высоким даром убеждения по сравнению с нетренированным человеком. Вокальные навыки делают речь более певучей, обогащают ее интонационно. Поющий человек обладает модулирующим речевым голосом, лишенным скучной монотонности, усыпляющей или раздражающей слушателя. И уж никак не способствующей восприятию информации.

Итак, владение вокалом, певческим голосом является прекрасной предпосылкой для овладения голосом разговорным, речевым. Более того, идет процесс встречного взаимообогащения: улучшенная речь в ответ улучшает качество пения, а хорошо произнесенные гласные и согласные звуки помогают свободной и энергетически целесообразной вокализации.

Еще одним важным аспектом использования навыков пения для улучшения речи является «врачевание» с их помощью различных нарушений и дефектов речи.

Логопедическая функция вокала общеизвестна. Дети, поющие в хоре, за год-два расстаются со многими признаками косноязычия, с массой всевозможных речевых дефектов — искаженным произношением или подменой согласных, различными пришепетываниями, а также с функциональной картавостью, не связанной с органическими нарушениями в центральной нервной системе.

Давно известно, что люди, страдающие заиканием, при пении перестают испытывать эти затруднения — их голос становится освобожденным от этого недуга.

Многие люди с помощью вокальной тренировки преодолевают заторможенную речь, трудность в изложении мыслей, расстаются с неуверенностью в себе, с психологическими зажимами, становятся более контактными, раскованными.

Искусство грамотной, разборчивой, обаятельной, располагающей и убеждающей речи, взращенной с помощью навыков академического пения, способствует формированию социальных компетенций личности, ее уверенности, конкурентоспособности и востребованности в обществе.

По универсальной силе воздействия хор не имеет равных среди многих видов коллективного творчества, нацеленных в будущее. И чем раньше хор появится в жизни ребенка, тем большего он достигнет.

Литература

1. Буланов В. Г. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора, 2000

2. Буланов В. Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности, 2003

3. Буланов В. Г. Тонкая слуховая дифференцировка в работе с детским хором, 2013

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.