Copland on Мusic — Аарон Копленд о музыке
От автора:
Книга «Copland on Мusic» была переведена на русский язык автором статьи. Сведений о других переводах нет, поэтому, если информация о содержании книги окажется востребованной коллегами, автор с удовольствием поделится переведённым материалом.
______________________________
Изучающим историю музыки XX века может быть интересна книга американского композитора и дирижера Аарона Копленда (1900–1990), вышедшая в Нью-Йорке в 1961 году. Книга представляет собой ряд статей о музыке и музыкантах, композиторах прошлого и современниках автора. Эти статьи создавались им на протяжнии жизни «по случаю» для газет и журналов и, наконец, были собраны в одну книгу, «чтобы сделать более явной точку зрения автора».
Книга состоит из трёх разделов: первый посвящён мыслям о музыке как искусстве и особенно дорогих автору композиторах и музыкантах (статьи «Наслаждение музыкой», «Размышления о Моцарте», «Берлиоз сегодня»); последний — современной музыке («Композиторы Южной Америки:1941», «Дариус Мийо, 1947», «Бенджамин Бриттен, 1947», «Шенберг и его школа, 1949», «Жизнь и музыка Бартока, 1953»; центральная часть — молодым американским композиторам двадцатых-пятидесятых годов XX века.
История музыкальной культуры США берёт своё начало в конце XVII века. Развитие музыкальной культуры происходило под влиянием исторических особенностей развития страны и сложного национального состава населения. Многочисленные переселенцы привнесли на новую почву музыкальные традиции Европы, Африки, позднее Азии и всё это дало достаточно оригинальный сплав, образовав новую музыкальную культуру США.
Нам же больше известна американская музыка конца XIX столетия, созданная, в том числе, и потомками переселенцев из Российской империи, эмигрантами из Западной и Восточной Европы. Свой огромный вклад в историю американской музыки внесли Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, А. Шенберг, сам А. Копленд, С. Кусевицкий, позже Б. Барток и П. Хиндемит и многие другие. В Америке нашли убежище С. Рахманинов и И. Стравинский.
Жизнь и творчество этих композиторов и дирижеров проходили на глазах у автора книги. Это были времена, когда музыка прошлого, XIX, века казалась композиторам надоевшей, устаревшей, наивной. Им хотелось нового. «Каждый композитор творит в отведённом ему месте и времени и нуждается в отклике аудитории. Его музыка, написанная в неповторимой манере, является обобщением его жизненного опыта и эстетических идеалов периода истории, в который он творит, отражая сегодняшний мир, даже его негативные стороны. Он не может найти контакт с аудиторией, уши которой обращены к прошлому. Новое поколение композиторов все больше изолируется от публики». (Статья «Музыка как выражение человеческого духа»).
Копленд был свидетелем того, как тяжело приживались новшества этих композиторов, газеты обрушивали на них потоки уничижительной критики, публика топала ногами, освистывала и дралась. «Несмотря на это, музыкальное искусство идёт вперёд, изыскиваются новые выразительные ресурсы: свобода в ритмической изобретательности, ритмический фактор приобретает всё большее значение; гармонические возможности расширились настолько, что консонанс и диссонанс перестали быть абсолютными понятиями, каждый аккорд рассматривается с точки зрения его убедительности и подходит ли он в данном месте, так что учебники пора переписывать; тональный принцип изменился до неузнаваемости, додекафоный метод и вовсе отказался от тональности; пересмотрена природа мелодии, её интервальная сложность и функция связующего элемента композиции. Некоторые композиторы практикуют атематическую концепцию: мелодический материал, однажды услышанный, не может быть повторён». (Статья «Музыка как выражение человеческого духа»).
В статье «Творчество в Америке» утверждается важность творческого процесса в жизни человека, общества и целых цивилизаций: «В творчестве обобщается опыт и ценность личности, а через неё целой нации, к которой принадлежит артист… Поскольку Америка — страна переселенцев, искусство долгое время считалось «импортируемым товаром», и многие убеждены, что в такой мощной индустриальной державе, ориентированной на материальные ценности больше, чем на духовные, невозможно создание истинных произведений искусства. Конечно, во Франции, например, где культурные традиции складывались веками, молодое поколение может с легкостью нести их дальше. Куда больше воображения требуется в США, где среда мало благоприятствует творчеству. Положение осложняется тем, что и в американском обществе, среди обывателей, престиж артиста весьма невелик, что мало способствует выбору этой профессии среди юношества».
А. Копленд находил «очаровательное развлечение» в открытии среди молодых людей современной ему Америки «важных композиторов». Он приводит пример Ф. Листа, заботившегося о юных талантах Европы, Эрика Сати, «игравшего крестного отца юных французов», Бузони и Шенберга, собиравших вокруг себя замечательных молодых людей в Центральной Европе и Казеллу, а Италии. Копленд, в свою очередь, выбрал семнадцать достойных его внимания («Новое поколение американских композиторов 1926–1959») и в трёх статьях на протяжении этого времени отслеживал их творческую судьбу.
Он классифицировал их так:
— 4 лауреата Price de Rome: Лео Соверби, Ховард Хэнсон, Рэндал Томпсон, Герберт Элвелл;
— 3 «революционера»: Джордж Антейл, Генри Коуэлл, Роджер Сэшнс;
— 5 «свободных художников»: Рой Харрис, Эвери Клафлин, Эдмунд Пендлтон, Ричард Хэммонд, Александр Стейнерт;
— 3 ученика Эрнеста Блока: Бернард Роджерс, Квинси Портер, Дуглас Мур;
— 2 ученика Нади Буланже: Верджил Томсон и Квинто Маганини.
Автор приводит краткую характеристику каждого композитора и его произведений. «Дни пренебрежения американскими композиторами сочтены и они больше не будут неизвестными…Эти 17 человек доказали факт наличия юного поколения композиторов, чьи попытки достойны одобрения».
В следующих статьях список дополняется новыми именами. 26-тилетнего Самуэля Барбера, не польстившегося на новшества и сочинявшего в традиционной манере, автор характеризует как пишущего «в вышедшем из моды стиле, техническим совершенством маскирующим недостаток музыкальности». О Леонарде Бернстайне: «Его композиторский дар затмил его блеск как дирижёра и пианиста. Для нас Бернстайн представляет новый тип музыканта — кто в равной степени дома как в мире джаза, так и в мире серьезной музыки. Джордж Гершвин пытался исполнять эту роль, но Бернстайн действительно исполняет ее -и с легкостью».
Следующий раздел книги — беглый обзор европейских фестивалей и премьер. Интересно взглянуть глазами современника на важные события музыкальной жизни, ощутить реакцию тогдашней публики на произведения и композиторов, которые давно уже стали классикой в наши дни.
В целом, книга представляет определенную ценность с точки зрения исторического документа, поскольку охватывает большой период времени, беспокойного и изменчивого, когда не только композиторы, но и целые народы находились «на распутье», в поисках себя и своего места и роли в мире. Читателю предоставляется возможность окунуться в атмосферу тех лет, проникнуться проблемами музыкантов, их метаниями, поисками новых путей и направлений в музыке. Книга написана доступным языком, автор зачастую высказывает общественное мнение, но иногда и собственные соображения, бывая порой несколько безапелляционным и излишне категоричным.
_______________________________
Приобрести книгу «Copland on Мusic» на английском языке можно на сайте Amazon
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.