www.poezo.ru

Игровые формы и приёмы обучения на уроках сольфеджио в подготовительной группе

Марианна Крылова

Марианна Крылова

Преподаватель

Открытый урок сольфеджио

Образовательная программа ДПП «Музыкальное подготовительное отделение» по предмету «Сольфеджио и слушание музыки».

Подготовительная группа детей 6-ти лет второго и третьего года обучения.

Тема урока: «Веселое путешествие на бал в Музыкальное королевство».

Игра — одна из наиболее эффективных форм работы с детьми младшего возраста и особенно с дошкольниками. Поэтому основной метод, который я использовала — это игра и игровые поручения.

В то же время были использованы и другие методы:
а) наглядные (картинки на экране, соответствующие тематике занятия и содержанию, дидактическое пособие «Лесенки»)
б) словесные — вопросы разного характера, поощрения от ведущего.

При планировании урока я исходила из:
а) особенностей детей 6-летнего возраста

б) опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей.
Структура занятия — с усложнениями от простого к более сложному, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет. Длительность занятия 40 минут.
На уроке были использованы следующие формы организации:
а) игра с включением различных заданий по теме урока (этапы игры с переходом от одного объекта к другому);
б) как дополнительная форма — элемент самостоятельной деятельности (использование «Лесенок», запись ритмических фигур в нотные тетради).

Для создания атмосферы путешествия я использовала песню М. Лазарева «Рельсы, рельсы». Ребята исполняли ее с ритмическим аккомпанементом восьмыми, что создавало ощущение стука колес: одинаковые и равномерные удары кончиками всех пальцев по столу, при этом на сильную долю — удар левой рукой, остальные восьмые — правой.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Методика проведения занятия

Игра-соревнование «Веселое путешествие».

Метод дидактической игры, работа с наглядными пособиями.

Цель урока:

  • закрепление имеющихся знаний в области сольфеджио посредством игровой ситуации
  • активизация слуховых навыков.

Задачи урока:

Образовательные

  • осваивать ощущение пульсации и элементарные ритмические фигуры
  • осваивать начальные навыки транспонирование мелодий расширять общий кругозор
  • формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательные:

  • воспитывать творческое отношение к работе на уроке
  • воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио» и любовь к музыкальному искусству.
  • воспитывать эстетический вкус,
  • воспитывать усидчивость, собранность.
  • воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.

Развивающие:

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
  • развивать чувство ритма и темпа.
  • работать над формированием певческих интонаций у детей.
  • развивать память и внимание.
  • развивать восприятие информации различной сложности.
  • развивать коммуникативные навыки,
  • развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и эстетический вкус.

Метапредметные УУД:

  • способствовать развитию навыков работы в коллективе
  • способствовать развитию познавательного интереса и развитию мыслительных способностей
  • формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении

Здоровьесберегающие УУД:

  • чередование различных видов учебной деятельности

Формы работы учащихся:

  • смешанные (групповая, парная, индивидуальная)

Ожидаемый результат

  • Преодоление трудностей при транспонировании мелодий.
  • Преодоление трудностей в освоении ритма и темпа.

Методы и приемы проведения урока

Основной метод — игра и игровые поручения.

Реализуемые педагогические технологии

  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств,
  • дифференцированные способы обучения,
  • всестороннее развитие личности и ее способностей
  • адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям детского восприятия.

Дидактическое обеспечение урока:

  • мультимедийный проектор
  • презентация
  • фортепиано
  • наглядное пособие «Лесенка»
  • деревянные ложки

План урока:

1. Организационный момент. Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты).

2. Вводная часть. Вступительное слово. (2 минуты).

3. Основная часть.

  • Поездка на бал (25 минут).
  • «Концерт в музыкальном королевстве». (5 минут)

5. Заключительная часть. Рефлексия деятельности. (5 минут)

5. Подведение итогов занятия. (1 минута).

Ход урока:

1. Организационный момент:

Проверка готовности детей к уроку, настройка внимания. Сообщается тема урока.

2. Вводная часть:

Учитель проверяет готовность к уроку.

Посмотрите, ребята, на доску. Как вы думаете, зачем нам сегодня карта с маршрутом?

(Чтобы отправиться в путешествие и не заблудиться по дороге.).

Правильно, сегодня мы отправимся в необычное сказочное путешествие. Мы поедем с вами в Музыкальное Королевство на Бал. Конечно, если нас пригласили в гости, то мы не можем приехать без подарков. По пути мы будем останавливаться на станциях, где вам нужно будет выполнить разные задания, чтобы получить подарки, которые вы отвезете в Музыкальное Королевство. Поедем мы в двух вагонах. В первом вагоне будет ехать одна команда, а во втором — другая. Посмотрим, какая команда привезет больше подарков на Бал. Вы любите путешествовать? Тогда поехали!

3. Основная часть. «Путешествие».

1) Исполнение песни Ю. Литовко «Паровозик» (слайд №3).

2) Остановка «Загадочная» — каждая команда разгадывает музыкальные загадки и ребусы. Пение песни «Звукоряд» (слайды №№4 — 8).

3) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №9).

4) Станция «Песенная». Здесь командам нужно определить:

  • в первом примере по ритмическому рисунку и подписанным ступеням «зашифрованную» песенку. Первой команде предлагается спеть эту песню от любого звука, предложенного другой командой.
  • во втором примере надо узнать мелодию по нотному тексту, послушать и прохлопать сильные доли. (слайды №№10–13).

5) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №14)

6) Станция «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до». Каждая команда загадывает три любые ноты, от которых другая команда исполняет «Пастушью песенку», показывая движение мелодии по дидактическому пособию «Лесенки» (слайды №№15–22)

7) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №23).

8) Станция «Ритмическая». Здесь каждая команда должна записать два ритмических диктанта (слайды №№24 и 28: слайды 25 и 27 ставятся во время звучания диктанта, слайды 26 и 28 — правильный ответ.)

9) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №29)

9) Станция «Почтовая». Каждая команда играет в игру «сломанный телефон». Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритм и пальцами простукивает его по спине последнего в ряду ребенка. Тот передает «сообщение» другому и т.д. Ученик, получивший ритмическую загадку последним, пишет ее на доске (слайды №№30 -32)

10) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №33)

12) Станция «Праздничная». На «концерте» в Музыкальном Королевстве дети исполняют ритмическую партитуру на ложках к пьесе П. Чайковского «Немецкая песенка», исполняют русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени» с разным ритмическим сопровождением (слайды №№34–38)

4. Заключительная часть. Рефлексия деятельности.

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.

Учитель:

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие и нам пора возвращаться назад. Давайте посчитаем, какая команда привезла на бал больше подарков.

Дети подсчитывают, какая команда привезла больше «подарков». Складывают все подарки в волшебный сундучок (слайд №39).

Учитель:

1. Понравилось ли вам наше путешествие?

2. Что вам больше всего запомнилось?

3. Какое задание для вас было самым легким?

4. А какое задание показалось вам сложным?

5. Как вы считаете, вы со всеми заданиями успешно справились?

Дети вспоминают, что они делали на уроке. Отвечают на вопросы.

5.Заключение.

Учитель:

Я надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее путешествие, и мы еще не раз с вами будем путешествовать. Вы узнаете много нового и интересного!

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.