С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Урок музыкальной литературы
Образовательная цель урока: закрепить знания по теме «Биография С. Прокофьева и начать изучение творчества композитора музыкой кантаты «Александр Невский», которая утверждает в нем героико-эпическую национальную тему, развитую затем в опере «Война и мир», в музыке к «Ивану Грозному», в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях.
Воспитательная цель урока: показать роль личности Александра Невского в истории России, показать отношение народа к нему в разные эпохи, способствовать пробуждению и укреплению чувства патриотизма, на что направлены и текст, и музыка кантаты С. Прокофьева.
Тип урока — комбинированный, сочетающий в себе контроль и систематизацию знаний учащихся по предыдущей теме и объяснение нового учебного материала.
Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: фронтальный опрос, мультимедийный проект ученика Александра Махначёва, лекция преподавателя с анализом образного содержания и выразительных средств отдельных номеров кантаты, прослушивание фрагментов произведения, закрепление материала.
Дидактические задачи урока: стимулирование деятельности учащихся, целевые установки, активация необходимых знаний, мотивация к самостоятельному осмыслению фактов, воздействие на эмоциональном уровне для дальнейшего самостоятельного осмысления и выводов.
I. Фронтальный опрос по теме «Биография С. Прокофьева».
II. Объяснение темы «С. Прокофьев. Кантата Александр Невский»
1. История создания кантаты — монументального произведения для хора, меццо сопрано и оркестра. Написана в 1938—1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора. Удивительно верное ощущение исторической эпохи, свойственное Прокофьеву, сочетание строгих как древние фрески образов старины и, в то же время, острое чувство современности.
2. Рассказ учащегося Александра Махначёва об Александре Невском, об отображении его личности в разных видах искусства: в монументальных фресках, мозаике, живописи, иконах, скульптуре, кинематографе и музыке. Демонстрация мультимедийного проекта.
Видеофильм, выполнен под руководством педагога с выстроенными в определённом порядке фотографиями произведений изобразительного искусства и кадрами кинофильма С. Эйзенштейна. Фильм С. Эйзенштейна создан в 1938 году, поэтому музыка С. Прокофьева, звучащая в нём, сложнее для восприятия, поскольку технические средства записи были несовершенны. В результате в кинематографических эпизодах проекта в целях сохранения единого стиля и качества музыкального сопровождения музыка фильма заменена фрагментами кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Проект удостоен диплома на Всероссийском конкурсе ММСО-2012 в Санкт-Петербурге и Диплома лауреата III ст. на Всероссийском конкурсе «Музыка глазами детей»(2013) в Архангельске.
Беседа педагога с учащимися о тех мыслях, чувствах и эмоциях, которые возникли при его просмотре.
3. Анализ педагогом отдельных номеров кантаты с характеристикой содержания, форм, тем и их развития, выразительных средств с привлечением учащихся и иллюстрацией фрагментов на фортепиано.
4. Прослушивание отдельных номеров кантаты.
5. Закрепление материала — определение на слух изученных номеров. Запись домашнего задания.
Таким образом, все разделы урока так или иначе посвящены обозначенным целям и задачам. Мультимедийный проект ученика А. Махначёва органично встроен в общую драматургию урока, воспитывает патриотические чувства, обогащает новыми знаниями в области параллельных видов искусства, способствует лучшему запоминанию материала и развитию ассоциативного мышления учащихся, формированию собственного мировоззрения.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ольга Курносова 16.03.2013 19:41
Спасибо за урок и за видеоматериал!
Елена Копий 19.03.2013 00:30
Пожалуйста, Ольга, теперь этот видеоролик использую и в этом учебном году.