Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». Хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов. Опыт исполнительского анализа
К середине 20-х годов Франсис Пулек обретает творческую индивидуальность, собственный почерк, художественный вкус. Стилистика этого периода тяготеет к неоклассицизму, которому тогда отдали дань многие современники композитора, писавшие для балетной труппы «Русский балет С. Дягилева»: И. Стравинский, Д. Мийо, Ж. Орик, С. Прокофьев. С. Дягилев заказал Пуленку балет «Лани», который был написан композитором с включением вокально-хоровых номеров, что свидетельствует о желании автора к поискам новых выразительных средств в отражении темы и новациям в классическом жанре.
Другое сочинение — хореографический концерт «Утренняя серенада» представляет интерес для изучения и анализа как единственное в своем роде произведение, синтезировавшее в одно целое, казалось бы, трудно соединяемые жанры. Выявление особенностей жанра балет-концерт и исследование исполнительских проблем, является актуальными задачами современного исполнительства.
«Утренняя серенада» была написана в 1929 году по заказу поэтессы де Ноай. Балет-концерт, предназначенный для праздника, впервые был представлен в её доме. Произведение для фортепиано и восемнадцати инструментов можно назвать первым сочинением в жанре хореографического концерта для фортепиано. Синтез одночастного фортепианного концерта и одноактного балета оригинален и показателен для того времени, поскольку 20-е годы изобиловали всевозможными жанровыми экспериментами.
Сценарий для «Утренней серенады» написан самим композитором по мотивам античного мифа об одиночестве Дианы — богини Луны, лесов и охоты, дочери Зевса и сестры Аполлона. Балет задуман как чисто «женский», т. е. предназначен исключительно для танцовщиц. Действие начинается на рассвете летнего дня и заканчивается на рассвете следующего. Возмущённая законом богов, осуждающим её на вечную девственность, Диана бунтует против такой участи. В утешение подруги преподносят богине предначертанный ей судьбой лук. Принимая лук, Диана-охотница направляется в лес, где надеется забыться и отвлечься от печальных раздумий.
Впервые балет был поставлен 18 июня 1929 года с хореографией Брониславы Нижинской и декорациями Ж. М. Франка. Партию фортепиано исполнял сам Франсис Пуленк. Следующая постановка, которую спустя год осуществил Г. Баланчин в Театре Елисейских полей, значительно отличалась от первоначального замысла. В основе сценария, который написал Баланчин, легенда о любви к Диане охотника Актеона, единственного человека, осмелившегося мечтать о красавице-богине. Диана жестоко наказала его, превратив в оленя, которого растерзали собаки. Главную роль исполнила Вера Немчинова.
«В дальнейшем я имел слабость принять вариант Баланчина о Диане и Актеоне, — пишет композитор.— Такой плоско академический вариант и был осуществлен — нерадиво, и многими хореографами. Это глупо, поскольку противоречит моей музыкальной концепции — я представлял себе «Утреннюю серенаду» как женский балет… Он состоит из отдельных номеров — переодевание Дианы, вариации ее, прощание…». Первоначальный вариант балета-концерта был возобновлен в ноябре 1952 года на сцене парижского театра «Опера-комик».
В драматургии балета-концерта доминирует принцип картинно-дивертисментной композиции, что органично связано с его программой. Сочинение написано в виде сюиты из восьми номеров: Токката, Речитатив, Рондо, Presto, Речитатив, Andante, Allegro и Заключение.
Характерна близость крайних частей — Токкаты и Заключения. Последнее можно сравнить со значительно измененной репризой, сохранившей исходные тональность и темп, а также темы Токкаты, подвергшиеся значительной трансформации. Крайним эпизодам хореографического концерта — Токкате и Заключению — отведена значительная роль в драматургии произведения: они являются своего рода прологом и эпилогом всего сценического действия. И если в Токкате даны основные темы балета и представлены самые «человеческие» порывы Дианы, то Заключение воплощает окончательный уход Дианы от земного.
- Токката — это пролог ко всему произведению. В ней воплощены и ярость, и отчаяние, и борьба, и надежда.
- Речитатив передает настрение печали героини, обречённой на вечное целомудрие и отказ от чувственной человеческой любви.
- Рондо. Диана и подруги. Настроения этой части простираются от задумчивости до отчаяния, которое пытаются развеять подруги.
- Presto. Сцена веселой встречи подруг, смех, радость, придание Диане надлежащего её положению облика.
- Речитатив. Эта часть предшествует вариациям Дианы. Ей преподносят лук как знак ее божественного предназначения.
- Andante. Вариации Дианы. Сольный танец уже не столь радостен, это лирическое высказывание, отражающее мучительные переживания героини балета.
- Allegro féroce с авторской ремаркой «яростное», воплощает отчаяние и ярость Дианы от сознания собственного бессилия. Диана выбрасывает свой лук, мчится в лес, но возвращается в полном отчаянии.
- Заключение. Диана, покорная воле Зевса, больше не бунтует — вечно юная и прекрасная, она уходит, теряется из виду среди деревьев. Колоритное оркестровое звучание вкупе с трепетной краской аккордов фортепиано воплощает постепенное истаивание, растворение прекрасного образа богини.
Музыка балета пронизана теплотой, сердечностью и человеческим сочувствием. Тема этого произведения тесно соприкасается с сюжетами бесчисленных народных Сказаний о неземных существах, тщетно пытающихся пережить человеческие страдания и наслаждения, перейти в земную жизнь. Композитор назвал свой хореографический концерт «Aubade», что в переводе с французского означает прощальная песнь, утренняя серенада. Он поведал людям о горечи разлуки, о прощании Дианы с миром людей и простых человеческих радостей и горестей, которые ей недоступны.
Партитура концерта, включающая духовые, струнные и ударные, но лишенная скрипок, представляет своего рода двойной концерт, в котором главные роли поровну распределены между двумя солистами — пианистом и танцовщицей. От жанра инструментального концерта взят принцип контрастного построения, формы строения частей, от сценического жанра — лейтмотивная система, цементирующая композицию.
Восемь номеров исполняются без перерыва и составляют одночастное произведение. Целостность формы достигается тонко разработанной системой интонационно-тематических связей и продуманным расположением номеров «медленно-быстро», создающих выразительные контрасты и постепенное нарастание эмоционального напряжения. В этом отчетливо проявляются черты классического концерта.
«Утренняя серенада» демонстрирует индивидуальный стиль сложившегося композитора. Умение создавать простые запоминающиеся мелодии, проявившееся в концерте, позже будет особенно заметно в вокальных жанрах и опере. В оркестре часто наблюдается привязанность мелодических линий к конкретному тембру инструмента, который раскрывает нужную образную сферу. Ведущая роль здесь отдаётся духовым инструментам; мастерские навыки их использования мы находим и в более поздних сочинениях автора. Фортепианная партия требует от исполнителя хорошей технической подготовки, внимательного отношения к деталям текста, чуткого взаимодействия с оркестром.
Примечательно, что впоследствии концерт стал исполняться без сценического хореографического элемента. Яркость образов, богатство оркестровых красок, виртуозность фортепианной партии сделали его вполне самодостаточным инструментальным сочинением, которое прекрасно воспринимается слушателями в концертном исполнении.
Такова «Утренняя серенада», исполненная Святославом Рихтером и камерным оркестром Жана Франсуа Пайяра.
Анализ и особенности исполнения хореографического концерта «Утренняя серенада» для фортепиано и восемнадцати инструментов Франсиса Пуленка — в прикреплённом файле.
Надежда Орёл. Утренняя серенада Ф. Пуленка. Опыт исполнительского анализа
Методические указания
PDF, ≈2 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.