Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по отечественной музыкальной литературе XX века
Курс отечественной музыкальной литературы XX века довольно сложен для восприятия, усвоения как информативного, так и музыкального материала, что обусловлено противоречивым характером исторических периодов, определивших эстетику и мировоззрение Художника, его философию, отношение к миссии искусства, повлиявших на выбор форм, жанров, средств выразительности…
Знакомство с многоцветием стилей искусства XX века усложняется еще, как минимум, несколькими важными факторами.
Первый: недостаточное количество времени, отведенное программой учебного предмета на изучение таких объемных пластов искусства и культуры. Поэтому преподаватели-теоретики вынуждены находить выход из этого «прокрустова ложа», чтобы реализовать требования программы.
Второй: слабая внутренняя мотивация детей на обучение, имеющая множество причин, хорошо известные педагогам. В сложившихся условиях «мотивационного кризиса» педагогу-теоретику приходится думать об организации творческой активности ребенка, создании «ситуации успеха» для детей разного уровня общих и музыкальных способностей, психологических особенностей личности. Основным способом для формирования и развития мотивации детей является включение практических заданий, которые вызовут интерес к предмету, простимулируют самостоятельную, домашнюю подготовку к уроку.
Третий: на уроках специальности в ДШИ не часто можно встретить изучение произведений отечественной музыкальной классики, особенно сочинений композиторов второй половины XX века. В этом случае интеграция специальных и теоретических дисциплин (о которой говорят не один десяток лет, и которая, к сожалению, остается декларацией) не работает и теоретики остаются один на один с проблемой.
Четвертый: очень важно отношение самого педагога-теоретика к музыкальной литературе. Если цель изучения курса — «пройти» тему и поставить галочку в календарный план — то и проблемы нет, и говорить не о чем. Если же цель поставлена профессионально — встроить материал в образовательный процесс таким образом, чтобы ученик понял и запомнил содержание темы, эмоционально откликнулся на художественный образ музыкального произведения, то преподаватель обязательно будет искать возможности для решения поставленных задач.
Помочь в разрешении всех этих противоречий в некоторой степени могут рабочие тетради по музыкальной литературе, в частности рабочая тетрадь по отечественной музыкальной литературе XX века, которая своим строением, заданиями и вопросами представляет собой форму обратной связи ученика и преподавателя, направлена на их взаимное сотрудничество.
На своих уроках можно применять рабочую тетрадь несколькими способами.
Первый способ: работаем индивидуально, выполняем задания письменно. Такая форма контроля нужна не только для оценки знаний детей, но и, что архи важно, дает возможность выявить недостатки в собственной работе преподавателя. Если процент усвоения темы по итогам письменной работы ниже 50%, то стоит задуматься, достаточно ли убедителен и ярок был педагог в своих рассказах о жизни и творчестве композиторов, достаточно ли профессионален в анализе музыкальных произведений.
Второй способ: работаем в группе, отвечаем на вопросы устно. Здесь можно использовать следующие приемы:
- Встреча точек зрения.
- Лови ошибку.
- Согласен-не согласен.
- Знаю/не знаю.
- Проблемный диалог.
- Кластер.
- Учебная мозаика.
Третий способ: каждый ученик заранее готовит вопрос по теме и задает его соседу по парте. Для подготовки вопроса можно использовать как предлагаемую рабочую тетрадь, так и учебники, учебные пособия и другие источники информации.
Четвертый способ: делимся на команды, задаем вопросы команде-сопернику. Такая форма работы очень результативна, поскольку позволяет ученикам со средним уровнем общих и музыкальных способностей успешно проходить промежуточный контроль, чувствовать коммуникативный и психологический комфорт, вызывает творческий азарт, а это — как раз те мотивационные составляющие, без которых невозможно сформировать и развить профессиональные компетенции и гуманитарную образованность наших учеников.
_________________________________________
Другие пособия автора:
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по русской музыкальной литературе
По вопросу приобретения пособия Татьяны Гурьевны Савельевой «Рабочая тетрадь по отечественной музыкальной литературе ХХ века» обращайтесь к автору по адресу saveleva.t.g@mail.ru
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по отечественной музыкальной литературе XX века
Фрагмент пособия для учащихся ДМШ и ДШИ
PDF, ≈2 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.