www.poezo.ru

Принципы и преимущества позиционной аппликатуры при обучении игре на баяне

Светлана Соловьёва

Светлана Соловьёва

Преподаватель

Становление баяна как высокопрофессионального инструмента началось в 40–60-х годах 20 века. Баян из простого, пользующегося популярностью в основном в художественной самодеятельности инструмента, постепенно превратился в инструмент, обладающий всеми техническими и звуковыми возможностями, необходимыми для реализации самых сложных музыкально-художественных задач в исполнительстве.

Во второй половине 20 века баян встал в один ряд с таким инструментами, как фортепиано, скрипка. В настоящее время он продолжает развиваться и совершенствоваться.

Появляется качественная система музыкального образования. В 1936 году была открыта первая кафедра народных инструментов в Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. А в 60-е годы открывается кафедра баяна и аккордеона в Ленинградской, ныне Петербургской консерватории. В учебных заведениях появились высококвалифицированные педагоги на всех ступенях обучения, для исполнителей-баянистов открылись широкие возможности для творчества. Начали свою концертную деятельность такие выдающиеся исполнители, как В. Галкин, Ю. Вострелов, Ф. Липс, В. Бесфамильнов и другие.

Сам баян претерпел к этому времени большие изменения, произошла эволюция инструмента от более простого (с готовыми аккордами) к выборному. Выборный многотембровый баян «Юпитер» стал вершиной конструкторской мысли. Выборная система значительно расширила полифонические возможности баяна. Баянисты стали смелее играть органные и клавирные классические сочинения. Огромную роль в становлении баяна, как сольного инструмента сыграли такие выдающиеся композиторы, как Н. Чайкин, Ю. Шишаков, В. Золотарев, А. Журбин, В. Зубицкий.

Следует отметить, что на сегодняшний день баян является одним из самых совершенствующихся и развивающихся инструментов. Постоянно увеличиваются его тембровые и регистровые возможности. Например, баян может с легкостью подражать органу, духовым, а также струнно-смычковым инструментам. В качестве примера хочется привести одно из самых известных классических произведений Антонио Вивальди. Это Четвёртый скрипичный концерт «Зима» из цикла «Времена года». Если послушать это произведение в качественном исполнении, то можно отметить, насколько похожи тремоло баяна и тремоло скрипки. А объем звучания впечатляет и заставляет думать, что звучит целый оркестр.

Нельзя не отметить потрясающей универсальности баяна которой нашел себя не только в классике и народных обработках, но и в жанрах современной музыки, таких как мюзет, джаз и т. д. Таким образом, расширение и усложнение баянного репертуара, его конструктивное усовершенствование ставят перед музыкантами и исполнителям все новые цели и задачи. Целый ряд методических разработок и публикаций посвящен развитию исполнительской техники баянистов: брошюра А. Полетаева «Пятипальцевая аппликатура на баяне», методическая разработка В. Денисова «Некоторые вопросы баянной аппликатуры», книга Н. Ризоля «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне» и т. д.

В некоторых перечисленных публикациях вопрос о выборе аппликатуры, рассматривался не совсем точно, поэтому хочется заострить на этой теме больше внимания, поскольку аппликатура является одним из основных аспектов исполнительского мастерства баяниста. Широкое использование пятирядных баянов («Юпитер», «Россия», «Левша») дает возможность баянистам исполнения произведений пятипальцевой аппликатурой с постоянным присутствием большого пальца на грифе. Пятипальцевая аппликатура позволяет исполнителю применять наиболее рациональные аппликатурные приемы, которые упрощают решение технических и художественных задач.

Вершиной исполнительства на баяне, как и на других инструментах, является широкое использование позиционной аппликатуры. В данной работе позиционности хочется уделить особое внимание и рассмотреть основные принципы наиболее рациональной аппликатуры.

Подробнее о принципах позиционной аппликатуры автор рассказывает в полном варианте методической разработки, приведённом ниже.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.