Музицирование как метод овладения фортепианной игрой
От редакции
Валерий Григорьевич Цвибель много лет работал концертмейстером в различных учебных заведениях, в частности в Специализированной школе искусств города Петрозаводска. Работая концертмейстером на хореографическом отделении, Валерий Цвибель некоторое время преподавал фортепиано ученикам этого отделения. Это были уже не маленькие дети, но в игре на фортепиано все они были начинающими. Для своих учеников Валерий Цвибель начал писать учебные пьесы. Постепенно это творчество превратилось для автора «Уроков музицирования» в осознанную потребность. «Уроки музицирования» занимают в творчестве Валерия Цвибеля центральное место. Все другие серии нотных сборников автора по своей музыкально-педагогической сути не отличаются от «Уроков музицирования». Валерий Цвибель является дипломантом одиннадцатого международного конкурса «Романтизм, истоки и горизонты» в номинации «композиция».
_____________________________________________
Написал автор заглавие своей темы и задумался. Музицирование… — это слово очень часто произносится в среде преподавателей музыки, но чтo такое музицировоние? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Подлинный дух научного мышления заключается не в решении задач, а в постановке проблем.
Откроем музыкальный энциклопедический словарь, изданный в Москве 1990 году. На странице 359 читаем: «Музыка — искусство интонации, художественное отражение дeйcтвитeльнocти в звучании… »
Это, чисто консерваторское «научное» определение такого понятия, как музыка, совершенно не вяжется с тем, что сегодня на всех цивилизованных языках называется музыкой. Можно ли в принципе найти то общее, что роднит музыку Моцарта, Чайковского, Шостаковича с музыкой какого-нибудь дикаря Мумба-Юмбы и с современной поп музыкой? Из научных соображений иметь обобщающее определение разрозненных музыкальных явлений нужно обязательно, поскольку с языком спорить бесполезно. Можно спорить с любым носителем языка, но с самим языком спорить глупо. А язык упорно называет музыкой то, что под консерваторское определение музыки не подходит.
Автор беседовал со многими музыкантами и музыковедами, пишущими о музыке, но когда им задаёшь вопрос, а что же такое музыка то, ках правило, вместо ответа видишь только смущённую улыбку. Ответ на вопрос — есть решение задачи, решениями задач занимаются проктики с целью «закрыть» проблему, подлинные же учёные и мыслители, конечно же тоже решают задачи, но с иной целью — с целью открыть новую проблематику. И именно с этой мысли автор данной статьи начал свою статью.
Цель автора — обозночить проблематику важнейших вопросов музыкознания и, хотя бы на звристическом уровне, дать определение такого понятия, как музицирование. Музицирование — это звукоритмическое действо, совершаеeмoe человеком с целью удовлетворить свои музыкальные потребности. Музицирование - это диалог музицирующего человека с самим собой.
Музицирование - одна из жизненно важных потребностей человека. Далеко не каждый человек имеет природные музыкальные способности, но практически каждый человек имеет от природы музыкальные потребности. Если бы это было не так, не существовала бы у человечества столь мощная музыкальная индустрия.
Музыкальная культура не может развиваться на улицах и площадях. Для развития музыкальной кyльтypы нужны специальные учреждения: музыкальные школы, музыкальные училища, консерватории и академии. Понятие «культура» происходит от латинского слова colto — «возделываю». Первоначально это слово означало возделанную почву. У кaждoгo человека от природы имеется «невозделанная почва чувств». Человек розумный в течение жизни окультуривает свои чувства.
В системе музыкального воспитания и музыкального образования достойное место должна занять культура музицирования. Культура музицирования, в отличии от звукоритмической стихии, в которую легко может впасть человек, отключивший разум, должна дать человеку ощущение своей причастности к единой мировой музыкальной культуре.
К великому сожалению, многие программы в музыкальных школах построены так, что ученик воспринимает учёбу как сизифов труд: не успеешь справиться с одной тяжёлой работой, как тебе дают другую, ещё более трудную. Излишняя озабоченность педагога музыкальным развитием ученика зачастую лишает его природной потребности к музицированию. А, между тем, подавляющее большинство людей изъявляют желание обучаться музыке потому, что от природы имеют потребность к музицированию. Конечно же, есть люди и с другими склонностями, но сейчас автор говорит о подавляющем большинстве людей.
Теперь вернёмся к собственно педагогическим вопросам, двум главным и вопросам педагогики — чему yчить и как учить. Чему же нужно, прежде всего учить человека, начинающего обучаться музыке? По мнению aвтopa, прежде всего надо помочь человеку заниматься музицированием. Почему? Да потому, что подавляющее большинство людей идут обучаться музыке вовсе не для того, чтобы «доносить» до слушателей какие-либо музькальные идеи, а потому что имеют стихийную, не «осознанную» потребность к музицированию. Ученика прежде всего надо учить музицированию, как звукоритмическому действу, имеющему целью умиротворение души. И особое внимание в этом звукоритмическом действе должно быть уделено самозначимости музыкального звука.
Теперь коснёмся второго из двух главных вопросов музыкальнои педагогики — «как учить?». Как учить человека музыке? Как? Через музицирование! Итак, музицирование и ещё раз, музицирование!
Серия нотных сборников под названием «Нетрудные фортепианные пьесы» написана на материале рукописных сборников автора «Уроки музицирования».
«Уроки музицирования» занимают в творчестве автора центральное место. Все другие серии нотных сборников автора по своей музыкально-педагогической сути не отличаются от «Уроков музицирования». Автор пишет в основном «голые ноты». А распознать МУЗЫКУ, а этих нотах это задача ученика и педагога. Автор подразумевает, что ученики это не обязательно маленькие дети. Это могут быть люди разных возрастов потому, что большинство пьес автора не имеет программного содержания и написаны в классических танцевальных жанрах. Поначалу под «уроком музицирования» автор подразумевал две страницы рукописного нотного текста. Такой «урок» можно было поставить на пюпитр перед глазами ученика. Постепенно количество «уроков» накопилось и автор стал собирать их в сборники по девять «уроков» в каждом сборнике.
Со временем появилось много компьютерных нотных программ, автор освоил одну из них и пишет теперь свои «уроки» на экране планшетного компьютера, используя навыки рукописного нотного письма. Но, думается, что рукописные нотные сборники вполне можно использовать в учебных целях, например на уроках композиции. Что-то переделать, что-то дописать, изменить гармонию. По мнению автора его нотные сборники это неплохой материал для музыкальной педагогики. А как использовать этот материал пусть решают педагоги и ученики. Автор надеется, что его нотные сборники окажутся нужными и полезными преподавателям фортепиано и их ученикам.
В. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 1
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБВ. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 2
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБВ. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 3
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБВ. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 4
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБВ. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 5
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБВ. Цвибель. Нетрудные фортепианные пьесы. Тетрадь 6
Сборник пьес для музицирования
PDF, ≈7 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.