Мультимедийные технологии как актуальный инструмент современного педагога
Компьютерные технологии1 сегодня уверенно занимают высокие позиции в сфере музыкального творчества, музыкальной науки и образования, трансформируя привычные устоявшиеся формы деятельности, соседствуя и взаимодействуя с ними, решая многие задачи, облегчая процесс освоения больших объёмов информации и т. д.
Мультимедийные технологии не только способствуют совершенствованию образовательного процесса, помогая непосредственно преподавателю в лекционной деятельности, обеспечивая работу с текстом, речью, звуком, неподвижным изображением и движущимся видео. Одной из действенных форм деятельности педагога является мультимедийный проект. Созданный педагогом самостоятельно, он отражает авторское видение проблемы, может воздействовать эмоционально и часто выполняет несколько функций: информативную, эстетическую, воспитательную и т. д.
В течение нескольких лет автором было подготовлено и внедрено в преподавательскую деятельность несколько мультимедийных пособий по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ, которые сегодня успешно используются в работе преподавателями России и стран СНГ. Это иллюстрированное пособие «Музыкальная литература», которое представляет собой собрание иллюстраций к биографиям зарубежных и русских композиторов. Видовой ряд выстроен в хронологическом порядке и отражает наиболее важные вехи в жизни и творчестве представленных композиторов. Серия биографических уроков дополнена обзорными темами, характеризующими наиболее значимые достижения в культуре разных эпох.
Биографические уроки и обзорные темы могут даваться как в форме лекции, так и в форме беседы с учащимися с показом иллюстраций. Преподаватель имеет возможность комментировать представленные слайды в том объёме, в котором считает нужным.
На выбор педагога предлагается также музыкально-иллюстративный материал, которым можно сопровождать показ слайдов. При выборе музыкальных фрагментов автором сделан акцент на музыку, не изучаемую в курсе музыкальной литературы ДМШ, что способствует расширению представлений о творчестве каждого из композиторов. Данное пособие существует уже во второй значительно дополненной редакции, где были учтены изменения в предпрофессиональных прграммах по дисциплине «Музыкальная литература».
Это самое востребованное коллегами пособие, поскольку оно охватывает практически весь иллюстративный биографический материал в объёме программы музыкальной школы, опираясь на который подготовка к уроку, лекции, тематическому концерту существенно упрощается, что экономит время педагога. Многолетняя прктика показала, что сегодня подача биографических и обзорных тем, сочетающая звучание музыки, визуализацию и информационное наполнение отвечает потребностям учащихся, делает содержание уроков доступным, наглядным и эмоционально насыщенным.
Другое пособие «Музыка для домашнего прослушивания» предназначено для самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и содержит собрание произведений русских и зарубежных композиторов-классиков в объёме учбной программы. Оснащённость современных учащихся всевозможными гаджетами делает использование такого пособия доступным и естественным, помогает готовиться к урокам, викторинам, олимпиадам и так далее. Пособие может быть использовано и преподавателями на уроках, что также успешно делается.
Логическим продолжением этой разработки стало пособие для педагогов, которое являет из себя собрание видео викторин «Оперы русских композиторов» и «Оперы композиторов «Могучей кучки». Его можно применять как при проведении контрольных работ, зачётов, так и при формировании заданий для олимпиад, конкурсов и других творческих соревнований.
Кроме того, автором были созданы мультимедийные проекты, которые могут быть использованы и на уроках, и как мультимедийное сопровождение тематических концертов. Таковы проекты «М. Глинка», «С. Прокофьев», «С. Танеев», «Д. Шостакович». Работа на подобными тематическими пособиями будет продолжаться и в дальнешем.
Все перечисленные проекты подробнее описаны в разделе ПОСОБИЯ нашего интернет-издания «Музыка в заметках», речь о котором пойдёт ниже.
Приведённый ниже видеоролик даёт общее представление о содержании описанных выше дисков.
Помимо пособий на электронных носителях, автором были разработаны домашние задания по зарубежной и русской музыке для учащихся ДМШ и ДШИ, предназначенные для работы в интернете. Все задания опубликованы на страницах сетевого авторского проекта, постепенно выросшего в многостраничное электронное издание «Музыка в заметках» в разделах Учащимся и Музыка. Это позволило направить в конструктивное русло повседневное бытование учащихся в сети и адаптировать их к работе в режиме онлайн. Задания успешно внедрены в практику многими преподавателями России и стран СНГ, о чём свидетельствует регулярный монитринг журнала.
Помимо тренинговых и контрольных заданий, сетевое издание «Музыка в заметках» содержит рубрики просветительского характера, записи концертов и мастер-классов, много методических материалов, что несомненно приносит пользу педагогическому сообществу, осуществляя коммуникативную функцию и обмен опытом. Число подписчиков и пользователей интернет-журнала «Музыка в заметках» достаточно быстро растёт, причём можно говорить о том, что сформировалась постоянная аудитория пользователей и почитателей издания. Растёт и число участников проекта, педагогов-музыкантов, которые активно делятся опытом, присылая в редакцию свои наработки.
Таким образом, музыкально-компьютерные технологии при грамотном и творческом их использовании могут существенно обогатить учебный процесс, обеспечить не только образовательную, но и просветельскую и воспитательную направленность работы педагога, что весьма актуально в наше время. Они становятся привычным, естественным и мобильным методом обмена опытом, способом постоянного включения индивида в самые актуальные события, происходящие в музыкальном и педагогическом мире.
__________________________________________________________________________________
1 Доклад Елены Копий, главного редактора интернет-издания «Музыка в заметках» на Юбилейной ХV Международной конференции «Современное музыкальное образование-2016» в государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. 1.12. 2016
По вопросу приобретения мультимедийных пособий Елены Копий обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.
По вопросу публикации авторских материалов на страницах издания «Музыка в заметках» также обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Olga Kurnosova 20.12.2016 07:09
Елена Валерьевна! Очень своевременно, профессионально и актуально. Такие пособия должны быть в каждой музыкальной школе. Поделилась на сайте вашей рубрикой и разошлю ссылки своим коллегам.Спасибо вам за ваш труд.
Елена Копий 22.12.2016 19:07
Спасибо за добрые слова, Ольга!