Barcelona 4 Guitars
Всем, кому приходилось бывать в Барселоне, неизменно запоминается атмосфера этого солнечного города, города-праздника, в котором естественно соседствуют красивейшие старые католические храмы и архитектурные фантазии Антонио Гауди в стиле национально окрашенного каталонского модерна, чудесный музей под открытым небом Испанская деревня и современная олимпийская деревня на берегу Средиземного моря, Готический квартал и Аквариум, фонтаны, площади, улицы и улочки, наполненные жизнью, энергией, теплом и радостью.
К числу столь же привлекательных объектов можно отнести один из лучших концертных залов Европы Palau de La Musica Catalana — Дворец каталонской музыки. Здание, построенное по проекту архитектора Луиса Доминика и Монтанера (Lluís Domènech i Montaner) в 1908 году — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, заслуживает отдельного повествования. Любители музыки, пришедшие на любой из концертов, имеют возможность в полной мере оценить все архитектурные подробности, прекрасные витражи и мозаичные орнаменты, скульптуру и лепнину, органичное сочетание разных стилей великолепного произведения каталонского модерна.
Здесь можно побывать на концертах симфонической, камерной и хоровой музыки, послушать оперы и сольные концерты выдающихся певцов-солистов. И, конечно же, здесь выступает целое созвездие гитаристов-виртуозов. Один из таких концертов, где прозвучала музыка блистательного квартета солистов «Barcelona 4 Guitars», довелось посетить автору этих строк несколько лет назад. И впечатления от него остаются яркими по сей день: это тоже частичка солнечной Барселоны, которую увозишь с собой навсегда.
Квартет «Barcelona 4 Guitars», — коллектив солистов-гитаристов, каждый из которых развивает успешную сольную карьеру, выступая с концертами в странах Европы, Америки и Ближнего Востока. Все они неоднократно отмечены призами престижных международных конкурсов и восторженными отзывами в прессе.
Так, Мануэль Гонсалес, посвятивший свою жизнь испанской гитаре, вырабатывал свой уникальный стиль исполнения под руководством таких мастеров, как Хосе Томас и Эдуардо Сайнс де ла Маза, шотландский виртуоз-гитарист Дэвид Рассел и кубинец Мануэль Барруэко. Его интерпретации считаются уникальным опытом, а некоторые из них, например, выступления в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, были высоко оценены прессой. Мануэль Гонсалес — один из основателей школы Luthier в Барселоне, откуда вышли многие известные музыканты. Удостоен премии «Генералитет Каталонии».
Маэстро Ксавье Колл родился в Барселоне. Здесь он получил свои первые уроки игры на гитаре, а позже закончил консерваторию. Его привлекали древние инструменты теорба, виуэла и гитара барокко, игру на которых он осваивал под руководством Рольфа Ловланда, Хопкинсона Смита, у Жорди Саваля. Принимал участие во многих музыкальных проектах, сотрудничал с Национальным оркестром Андорры, работал на DVD оперы L«Orfeo de Monteverdi, подготовленной для BBC и т. д. Сегодня профессор Высшей школы музыки Каталонии Ксавьер Колл также выступает с сольнами концертами.
Испанская гитаристка русского происхождения Екатерина Зайцева окончила музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, получила высшее образование в Высшей школе музыки Каталонии в Барселоне, а также окончила аспирантуру (Master degree) в Королевской Консерватории в Гааге. Её врождённый талант, прекрасный вкус, упорная работа позволили ей войти в небольшой круг женщин-исполнительниц, признанных настоящими мастерами испанской гитары. Она завоевала множество наград, в том числе Соmаrca el Condado в г. Хаэн , где получила звание лучшего исполнителя андалузской музыки. Сольные концерты обаятельной Екатерины Зайцевой интересны её непосредственным общением со слушателями, что является весьма привлекательной чертой её фирменного стиля.
Наконец, Белиcана Руис — гитаристка, занимающаяся сольной карьерой, участвующая как в концертах квартета «4 гитары», так и в других проектах. Она начала заниматься классической гитарой восьмилетний девочкой в родном городе Сории, обучаясь в начальных и средних классах у профессоров Хосе Луиса Г. Лубейро и Луиса Гомеса. Далее Белисана переехала в Барселону, где сначала получила высшую степень по классической и современной гитаре в Высшей школе музыки Каталонии под руководством Алекса Гарробе, а ещё через пять лет — более высокую степень по струнным инструментам под руководством Ксавье Диаса. Латорре. Белисана Руис выступала на различных фестивалях и концертных площадках: Международный фестиваль Жоан Брудье, XI фестиваль молодежи в Сеговии, I I Roses Guitar Festival, XII Международный курс Дэвида Рассела в Туделе и многих других. Регулярно выступает и в составе квартета «Barcelona 4 Guitars» в шоу «Versus».
Мы достаточно подробно описали достижения каждого из музыкантов, чтобы читателю было понятно, насколько самодостаточен каждый из них, что не только не мешает, но и способствует созданию общего музыкального проекта, гибкая форма которого позволяет ему успешно развиваться и быть востребованным слушателями.
В концертах гитаристы исполняют транскрипции произведений разных композиторов. В репертуаре произведения И. Альбениса, Е. Гранадоса, Г. Хименеса, А. Баарриоса, А. Вивальди, Л. Боккерини, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Дж. Верди, М. Равеля, П. Чайковского и других. При этом традиционная классическая музыка органично вплетена в некое театрализованное действо, наполненное серией забавных «случайностей», недопониманий, юмористических зарисовок, эмоциональных высказываний, образуя подобие шоу, тем не менее ни на минуту не уводящее слушателя от самой музыки, которая присутствует, ощущается, звучит, подразумевается даже в этих коротких сценках.
Об истории квартета, о том, как рождалась концепция музыкального спектакля, нам рассказала Екатерина Зайцева:
«Мы играем квартетом уже семь лет. Художественный руководитель и организатор нашей деятельности — Мануэль Гонсалес. Самое непосредственное участие принимает также его сын, Оскар Гонсалес. Оскар является коммерческим директором агенства Maestros de la Guitarra, он, кстати, появляется в нашем спектакле в качестве комического помощника Хосе Луиса (пятый персонаж в концерте). Сюжет рождался общими силами, с консультациями профессиональных актеров, но, в целом, мы все придумали сами. Основным «советчиком» был зритель; основываясь на его реакции отметались некоторые номера или, наоборот, усиливались какие-то шутки.
Спектакль полностью не меняется, мы всегда сохраняем канву. Со временем меняем репертуар, замещая произведения, но сохраняя структуру. Во Дворце Музыки мы играем всегда в таком формате. На других сценах часто используем вариант просто концерта, без «Хосе Луиса», но неизменно с элементами юмора.
Название «Versus» используется скорее в значении «против». В драматургии спектакля заложено определённое противостояние, соревнование, если хотите… Два мужчины, две женщины. Так продумано и театральное действо, и особенно музыка: с учётом диалога и некоторого соперничества сделаны переложения — составлены партии каждого участника квартета. Сначала это диалоги, а в финале концерта соревнуются уже все со всеми…»
По просьбе руководителя квартета Мануэля Гонсалеса, мы оставим за рамками сюжет и детали спектакля, показав лишь несколько музыкальных номеров.
Чувство меры, тонкий вкус, великолепные транскрипции известной в той или иной мере музыки, национальный колорит, ощутимый даже при исполнении музыки Баха или Шуберта — всё это слагаемые высочайшего профессионализма, внутренней сыгранности коллектива, где каждая мелочь отработана, доведена до совершенства, что в целом создаёт иллюзию непринуждённой импровизации. Наконец, знаменитое Болеро М. Равеля, в качестве сюрприза изобретательно и виртуозно исполненное музыкантами, заслуженно срывает шквал аплодисментов.
Так, ненавязчиво и элегантно музыкантами была найдена форма исполнения классической музыки для самого демократичного слушателя, порой далёкого от академических жанров.
Фрагменты концерта любезно предоставлены нашему изданию квартетом с персонального канала Maestros de la Guitarra и диска с записью шоу «Versus».
4 Solos (4 соло)
A. Barrios, E. Granados, I. Albeniz, R. Dyens
(А. Барриос, Э. Гранадос, И. Альбенис, Р. Дайенс)
El Puerto (Suite Iberia), I. Albeniz
(И. Альбенис. «Порт» из сюиты «Иберия»)
Concierto de Brandenburgo №3(Allegro), J. S. Bach
(И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3, Allegro
Vals de las Flores (Cascanueces), P. I. Tchaikovsky
(П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)
Bolero de Ravel (М. Равель. Болеро)
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Мария Ригель (Махаева) 06.03.2019 19:16
Ансамбль потрясающий! Высоко квалифицированные музыканты, идеально подобранный репертуар, великолепное исполнение гарантирует успех и восхищение у публики. Браво!
Светлана Гвоздева, г. Рудный 06.03.2019 20:58
Очень понравился квартет! Звук потрясающий!!! Чистота и красота!
Нана Эмминиди, член Союза композиторов РФ 08.03.2019 21:27
Что я посмотрела и Что услышала!!! Я в восторге! Спасибо, что дали мне посмотреть! Это что-то невозможное!!!
Людмила Якурнова, г. Киров 08.03.2019 21:38
Спасибо, милая Леночка, за чудесный подарок! Настоящий праздник душе. Это можно слушать бесконечно.
Ольга Курносова 12.03.2019 17:59
Замечательный коллектив солистов-гитаристов! Профессионализм, репертуар и цель создания квартета вызывают уважение.Правильно написали выше: «Это можно слушать бесконечно»
Нина Иванова (Мясникова) 13.03.2019 17:40
Замечательные гитаристы! Потрясающе красивый звук, ласкающий уши! В оригинальности исполнения и подачи музыкального номера артистам не откажешь! Благодарю тебя, дорогая Леночка, что ты открыла для меня такой великолепный коллектив!
Галина Данилина, г. Брянск 14.03.2019 19:49
Роскошный музыкальный подарок! Послушала с огромным удовольствием, насладилась высочайшей культурой звука и ансамбля, очень понравились аранжировки и изобретательность в подаче. Спасибо огромное!
Vladimir Shakhov 19.03.2019 15:08
Люблю, просто обожаю гитару. А почему? Да потому что сам… профессиональный скрипач. Когда-то в далеком детстве преподаватель ДМШ суровым тоном предупреждал: разрешаю тебе «баловаться» на каких угодно инструментах, только не на гитаре. Она-де «зажимает» руки и портит классическую постановку. Я свято верил в это утверждение и, конечно, безвозвратно упустил свой подростковый шанс круто выпендриться перед девчонками.
Конечно, классической гитарой и в наши 70-е увлекались единицы. Но это таинственно недоступное звучание, возникаемое от щипка пальцев по струнам, и до сего дня не дает мне покоя, приводя мою душу в божественный трепет. Итак, о каталонском квартете гитаристов «Barcelona 4 Guitars».
Я не музыкальный критик и даже не теоретик в области искусств, а потому не буду пытаться оперировать какими-то профессиональными терминами и аналитическими подходами в оценке увиденных видеофрагментов выступления квартета и в своих впечатлениях, возможно, окажусь предельно субъективен.
Что мое скрипичное «я» категорически не смогло принять? Гитарного Баха. Пусть не обижаются на меня исполнители, они были в высшей степени профессиональны, неподражаемы и убедительны в трактовке. Но для меня это звучал не Бах. Какой-то немецкий Альбенис, германский Хименес. Хотелось живого звука и трескучего смычка. Ан нет. Через чур все было камерно и изыскно пикантно.
Но это не в укор музыкантам. Вот опять же — Чайковский. Тут я оказался просто заворожен! В банальном, заезженном до дыр «Вальсе цветов» вдруг проявились новые краски, новые подходы. И это уже мастерство инструментовки, буйство творческой фантазии и хорошего вкуса.
Ну, про «Болеро» я вообще предпочту промолчать. Юмор, ирония, сценическое перевоплощение — все это с беспечной шаловливостью было «вылито» на очумевшие головы случайных посетителей видеоканала. На мою в том числе. За что могу лишь сердечно поблагодарить этих бравых ребят (пардон, и девчат) из далекой Каталонии. Они — просто душечки! И дай им Бог сил и здоровья нести свое искрометное творчество, как говорится, в массы.
Классика — это не скучно! И это — главный вывод, который я сделал после просмотра фрагментов выступления квартете гитаристов «Barcelona 4 Guitars».Любовь Яценко (Крупник) 03.04.2019 23:00
Прекрасный концерт! Получила огромное удовольствие. Очень люблю гитару за особую душевность ее «голоса», за ту проникновенную бархатистость, которая позволяет звуку демократично разбудить дремлющие чувства. И я счастлива была увидеть и услышать роскошный ансамбль красивых и талантливых людей, влюбленных в этот инструмент, людей, умеющих вложить в него всю силу эмоций и извлечь божественную музыку! Мне доводилось слышать классику в исполнении самых разных инструментов, в том числе и гитар. В принципе, для меня это не открытие, но этот ансамбль меня заворожил. Исполнение виртуозное, волнующее, гармоничное, яркое и несмотря на это, одновременно деликатное. Подбор репертуара превосходный! Просто великолепно! Спасибо, Леночка, за очередной сюрприз, за новые для меня имена, за появившуюся цель непременно побывать в превосходном дворце каталонской музыки и конечно же попасть на концерт этого замечательного квартета, в котором каждый исполнитель — гигант, а звучание идентично звучанию оркестра.
Вячеслав Макаров 11.09.2019 16:20
Класс!
Нина Александровна, г. Барнаул 19.01.2020 16:39
Какой прекрасный ансамбль! Спасибо за возможность услышать первоклассных музыкантов. А в России они не гастролируют?
Александр Абрамов 13.06.2020 12:33
Большое спасибо и низкий поклон музыкантам за доствленное удовольствие и за их великолепное мастерство!
Красивые люди! Красивая музыка! Очаровывающее исполнение!
Безусловно, ансамбль достигает поставленной самими музыкантами цели. Мы наслаждаемся концертом, в котором удовольствие от улыбки увеличивает удовольствие от прослушивания музыки.
Спасибо!Sha Ab 16.01.2021 19:01
Великолепно!
Наталия Яцко 23.02.2022 16:58
БРАВО Вам!!! СУПЕР !!! ВСЕХ БЛАГ нам всем !!!
Николай 23.02.2022 17:01
Выступление просто ошеломляющее, но импровизация с вальсом на сцене — это ключ к вашему рейтингу просмотров…БРАВО!
NameFame-un6bo 26.10.2024 12:57
Екатерина Зайцева отлично сыграла небольшую сценку в начале концерта. Смех и оживление в зале отлично расслабляют публику. Но играют все четверо просто виртуозно! Играют вживую, без фанеры. Играют чисто и без помарок. Даже грифом не скрипят, хотя скорость allegro просто бешеная! Спасибо автору за этот короткий фрагмент. С удовольствием пожал бы руку тому седому испанцу. Настоящий маэстро