Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского
Вопреки названию рубрики, это не совсем концерт — это репетиция концерта. Читателям предлагается, насколько это возможно, ощутить атмосферу процесса авторского выстраивания сложнейшей концепции симфонии «Манфред» П. Чайковского народным артистом РФ, профессором Московской консерватории, дирижёром Владимиром Понькиным.
Рассказывая о работе с симфоническими оркестрами разных городов и стран, маэстро назвал оркестр Нижегородской филармонии очень отзывчивым на все исполнительские требования дирижёра. Помимо фрагментов оперной музыки П. Чайковского, которые прозвучали в первом отделении концерта при участии солистки театра «Геликон-опера» Марины Карпеченко, оркестр под руководством В. Понькина прекрасно исполнил симфонию «Манфред». Этому предшествовали четыре репетиции, на одной из которых побывала автор этих строк.
Описывать это действо практически невозможно: в него надо погрузиться, пройти и прочувствовать вместе с дирижёром фрагменты партитуры, наблюдая и ощущая ответную реакцию оркестрантов, от которых он деликатно, но настойчиво добивался нужного звучания, останавливаясь на деталях, не всякому заметных, но делающих звучащее целое таким живым, трепещущим, пронизывающим всё твоё существо.
Здесь следует остановиться на самой симфонии «Манфред», произведении, написанном по философской драме Байрона. В письме Ю. Шпажинской П. Чайковский пишет: «Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия…». Сюжет типично романтический, характерный для бунтарской поэзии Байрона, предложил композитору М. Балакирев, набросав план программной четырёхчастной симфонии, явно навеянный берлиозовским «Гародьдом в Италии». Однако Чайковский, приняв в целом предложенную программу, перенёс акцент с внешней описательности на отражение душевной трагедии героя, последовательно раскрывая тему глубочайшего тотального одиночества — тему, столь близкую композитору в последние годы жизни. Получилось произведение, сочетающее два вида программности: картинно-повествовательный и обобщённый, что сделало партитуру симфонии чрезвычайно сложной с точки зрения целостной формы, а следовательно и очень непростой для дирижёра как интерпретатора замысла. Желание сделать из циклической симфонии одночастную поэму композитор осуществить не успел.
«Манфреда» Владимир Понькин исполнял трижды с разными оркестрами. По собственной оценке исполнение симфонии с оркестром Нижегородской филармонии считает наиболее удачным. Тем интереснее снова вспомнить, как рождалась эта интерпретация. Дирижёру понадобилось четыре дня репетиций, вдумчивая работа над партитурой в уединении по вечерам. Кроме многократно отмеченной критиками и оркестрантами мануальной техники Владимира Понькина, которая действительно впечатляет, хочется отметить, что его прочтение во многом выявляет в мастере театрального дирижёра, привыкшего к открытой программности. Отсюда выразительная, почти вокальная кантилена, глубокая патетика и драматизм кульминаций, ювелирная работа над, казалось бы, незаметными, но такими значимыми деталями: «Моя Фея — в кокошнике! А тут оторвались два украшения…» — речь о небрежно сыгранных форшлагах. По сюжету Фея — альпийская, а интонацинно тема Феи — вполне русская, так уж получилось у Петра Ильича. Отсюда образ: Фея в кокошнике. Казалось бы — парадокс и на лицах оркестрантов улыбка, а цель достигнута. И таких нетривиальных сравнений великое множество, рождаются они спонтанно, что даёт ощущение постоянной импровизации, в конечном итоге, очень действенной и продуктивной. Такая внешняя лёгкость при достижении серьёзнейших задач и есть суть высочайшего профессионализма.
В то же время, поражает огромная самоотдача мастера, стремление выложиться полностью, прожить эти три с половиной часа репетиции по максимуму, не экономя себя — оркестр не может не понять и не принять такой позиции! Даже находясь в зале в качестве приглашённого гостя, невозможно не вовлечься в процесс, невозможно не переживать и не восхищаться, наконец, после последних тактов финала совершенно невозможно не уйти в некую иную реальность, тихо изживая эмоции до конца дня…
Автору приходилось наблюдать, как рождается поэзия: поэт, вынашивая то, что его волнует, облекая в поэтическую мыслеформу свой замысел, оттачивая рифмы, находится в состоянии глубокой погружённости в процесс. Он одновременно находится в двух измерениях: здесь, с тобой, и не здесь — там, в мире своих поэтических образов, которые пока не изложены на бумаге, которые не отлиты в ясные и мощные по воздействию строки.
Автору приходилсь наблюдать твоческие раздумья скульптора, который размышляет и пробует варианты скульптурной композиции, когда его не устраивает просвет между фигурами, когда нужно сделать так, чтобы композиция «звенела»! Это то же состояние: он здесь и не здесь, пока решение не найдётся.
Наконец, судьба предоставила возможность наблюдать труд дирижёра над сложной партитурой, над концепцией композитора, которая, по ощущениям, очень близка самому Владимиру Понькину. Четыре дня общения: мастер-класс, репетиция, беседы, концерт и после концерта…Магистральная линия поведения, главная задача — донести до слушателя своё видение сочинения Чайковского, стремление найти новые детали в партитуре, постоянное внутреннее осмысление — о чём бы ни говорил, что бы ни обсуждалось: человек здесь — и не здесь, пока не состоялся концерт, пока не был с огромным успехом исполнен «Манфред» и не поставлена точка в этой сложнейшей работе.
Такова общность в поведении людей созидающих и, в то же время, величайшая тайна творческого процесса, которая у каждого своя и которая трудно поддаётся словесной формулировке…Да, наверное, этого и не нужно, важны незабываемые минуты общения с человеком творящим и конечный результат его творчества.
_________________________________
Передать состояние дирижёра во время и после репетиции попытался архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров) Андрей Копий в портретной серии фотографий «Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского».
Передать атмосферу, царящую в концертном зале, — в серии фотографий «Репетиция оркестра».
Подробнее с творчеством Владимира Понькина можно познакомиться на Официальном сайте дирижёра.
Другие публикации Владимира Понькина и о творчесвте дирижёра, народного артиста РФ Владимира Понькина в издании «Музыка в заметках»:
Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть I
Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть II
Владимир Понькин. Мастер-классы. Послесловие
Professor Ponkin«s master class. Part I
Professor Ponkin«s master class. Part II
Vladimir Ponkin. Master classes. The afterword
Юбилейный вечер, посвящённый 100-летию Г. Свиридова в театре «Геликон-опера». Фрагмент концерта
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ольга Курносова, Краснодарский край 21.06.2015 12:16
Сложное, противоречивое произведение П. И Чайковского…Если внимательно посмотреть видеоролик, фотографии репетиции, то сразу обращаешь внимание на самоотдачу, профессионализм Владимира Александровича. В его жестах «читается» музыка симфонического произведения. Интеллигентно, по-доброму дирижёр добивается нужного оркестрового звучания. Мне, теоретику по специальности, было интересно посмотреть, прочитать о симфонии «Манфред», «ощутить атмосферу авторского выстраивания сложнейшей концепции» программного произведения.
Впечатлили серии портретных фотографий Андрея Копий, сделанные во время и после репетиции. Фотографии, в которых переданы эмоции, чувства великого дирижёра нашего времени — В. Понькина. И после репетиции дирижёр «ещё там», в музыке» П. И. Чайковского. Спасибо за интересный материал, за новую публикацию Елены Копий.Вячеслав, г. Архангельск 22.06.2015 01:32
Очень интересно о творческом процессе — об этом «присутствии» и «отсутствии», сам художник, замечаю, что «ухожу» так глубоко, пока не найду решение — до меня не могут достучаться в такие моменты. Ролик классный, короткий, не утомляет профессиональными терминами. Буду в Москве, схожу в «Геликон» — никогда не был.
Наталья Байкова, г. Москва 06.07.2015 21:09
Посмотрела с удовольствием. Замечательный ролик и прекрасное пояснение к нему. Слушатель в зале воспринимает дирижёра со спины. Лицо его видеть — это привилегия артиста оркестра, но… Мы ведь смотрим в ноты и только «боковым» зрением следим за действиями дирижёра. Получается, что практически тоже не видим его лица постоянно. Урывками… В ответсвенный момент…Да и трудимся вместе с ним. А ваш ролик дал возможность посмотреть на всё это дело по-другому.У меня, прям, большие впечатления. И хороший слог у вас. Понравилось!
Анастасия К., г. Новокузнецк 08.07.2015 21:21
У дирижёра на некоторых фотографиях просто трагическое лицо! Какое вживание в образ! Какая сложная профессия…Спасибо всем, где ещё увидишь, услышишь, почитаешь, до Москвы далеко.
Наталья Николаевна, г. Нижний Новгород 18.07.2015 01:39
Владимир Понькин — великолепный дирижёр! Всегда хожу на его концерты, хотя я не профессионал, просто люблю классическую музыку. Жаль, редко бывает в нашем городе, хотелось бы чаще. Случайно нашла эту статью и ролик, потому обращаюсь к дирижёру: приезжайте к нам чаще! Мы Вас очень любим!
Mirdad21 01.12.2017 00:58
Bravo!
Алексей Джугань 16.01.2018 16:45
Маэстро, Вы — лучший!
Татьяна Буданова 14.02.2024 18:59
Узнаю «фирменный» жест М. А. Саморуковой! Володя, душа поет, глядя и слушая тебя. Браво, Маэстро!