www.poezo.ru

Алекс Альгуасил. Ф. Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром

Алекс Альгуасил

Алекс Альгуасил

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского пространства свои методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica», о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses», о сюите Э. Гранадоса «Гойески», о фортепианной сюите И. Альбениса «Иберия», о творчестве Ксавье Монтсальватже.

Отдельный материал был посвящен фортепианному творчеству Рихарда Штрауса и представляет интерес для пианистов-исполнителей и педагогов с точки зрения редкого обращения к заявленной теме. Алекс Альгуасил записал также диск с фортепианными сочинениями Рихарда Штрауса. Ещё одна публикация посвящена творчеству композитора Мануэля Бланкафорта. В рубрике КОНЦЕРТЫ можно познакомиться и с его интерпретацией Шестой сонаты Прокофьева.

Новая публикация посвящена темпераментному исполнению Концерта для двух фортепиано Франсиса Пуленка. Алекс Выступил здесь в дуэте со своей женой, пианисткой Юкико Акаги и симфоническим оркестром под управлением Салвадора Бротонса.

______________________________________________

Концерт Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром ре минор был написан в течение трех месяцев летом 1932 года. Его часто называют кульминационным моментом раннего периода творчества Пуленка. Концерт был написан по заказу и посвящен принцессе Эдмон де Полиньяк, меценатке американского происхождения, которой посвящены многие шедевры начала 20-го века, в том числе «Ренар» Игоря Стравинского, «Павана на смерть инфанты» Мориса Равеля, Вторая симфония Курта Вайля и «Сократ» Эрика Сати. Ее парижский салон был местом сбора представителей музыкального авангарда. Премьера состоялась 5 сентября 1932 года в Международном обществе современной музыки в Венеции. Пуленк и его друг детства Жак Феврье были солистами оркестра Ла Скала вместе с Дезире Дефо. Композитор был польщен теплым признанием, которое получила его работа, и позже, в 1945 году, исполнил концерт с Бенджамином Бриттеном в Англии.

Повторяющиеся в концерте moto perpetuo, модально измененные образы явно навеяны встречей Пуленка с балийским гамеланом на выставке Coloniale de Paris в 1931 году. Кроме того, инструментовка произведения и «джазовые» эффекты напоминают концерт соль мажор Равеля, премьера которого состоялась в Париже в январе 1932 года. Невольно напрашиваются сравнения с концертом Ми-бемоль мажор Моцарта для двух фортепиано, К. 365, но изящная, классически простая мелодия Ларгетто и нежный, размеренный аккомпанемент напоминают романс из фортепианного концерта ре минор Моцарта, К. 466. Композитор признался, что в качестве вступительной темы он выбрал возвращение к Моцарту, потому что «я преклоняюсь перед мелодической линией и потому что я предпочитаю Моцарта всем другим композиторам». Пуленк написал в письме Игорю Маркевичу: «Хотели бы вы знать, что было у меня на фортепиано в течение двух месяцев, пока я готовил концерт? Концерты Моцарта, Листа, Равеля».

Как бы блестяще ни звучала эта музыка, Концерт Пуленка для двух фортепиано требует от солистов-пианистов больше навыков ансамблевой игры, нежели техники исполнения. Хотя фортепианные партии перемежаются паузами, обычные каденции отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный и в то же время очаровательный диалог между двумя клавишными и поддерживающим их ансамблем оркестра. Необычно, что в его оркестровке на первый план выходят деревянные духовые, медные и ударные инструменты, отводя струнным непривычную второстепенную роль.

_________________________________________________

Видео на YouTube:

Poulenc: Concerto for two pianos in D minor


Yukiko Akagi & Alex Alguacil, pianos Salvador Brotons,


director Orquestra Simfònica de Sant Cugat Teatre-Auditori de Sant Cugat, Barcelona

Видео в ВК:


Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.