С. Рахманинов. Первый концерт для фортепиано с оркестром. Две редакции. Андрей Коробейников. Вячеслав Грязнов. Владимир Понькин
Играть музыку Рахманинова непросто. И не только потому, что её много лет играют пианисты всего мира, но и потому, что существуют грамзаписи самого автора, от которых достаточно сложно абстрагироваться, предложив своё прочтение, своё чувствование музыки композитора.
Идея рассказать о двух разных исполнениях и дать возможность читателям нашего издания и всем желающим сравнить интерпретации принадлежит замечательному дирижёру Владимиру Александровичу Понькину, народному артисту РФ, которому в относительно короткий промежуток времени довелось исполнить Первый фортепианный концерт С. Рахманинова с двумя очень разными, интересными, обладающими своей неповторимой творческой индивидуальностью пианистами и не менее яркими и очень разными оркестрами.
О фортепианных концертах в творчестве Рахманинова можно говорить бесконечно. Пожалуй, ни у кого из крупных композиторов, занимавшихся этим жанром, концерт не занял столь важного места. И дело здесь не только в том, что композитор обладал феноменальным пианистическим даром. В период, когда ему трудно было выражать свои мысли в творчестве, исполнительская деятельность помогла сохранить открытость композиторского таланта. Концерт был близок Рахманинову — композитору, пианисту, дирижёру и как крупномасштабное симфоническое произведение, и как достаточно демократичный жанр. Он обращался к нему на протяжении всей творческой жизни, создавая новые концерты или новую редакцию одного из ранее написанных, как это произошло с Первым и Четвертым, и каждый раз эти произведения являлись важными ступенями в эволюции его музыкального стиля.
Первый концерт для фортепиано с оркестром fis moll, op.1(1890–1891) посвящён Александру Зилоти, двоюродному брату и консерваторскому педагогу Рахманинова. Это раннее сочинение композитора, в котором ещё ощущаются и узнаются влияния романтической музыки предшественников. Тем не менее, чрезвычайно требовательный к себе композитор обозначил это сочинение ор.1, что свидетельствует о собственной оценке им своего детища.
Спустя много лет, в 1917 году он снова вернулся к произведению, сделав вторую редакцию, поработав над партитурой таким образом, чтобы часть невольно возникающих у слушателя аллюзий к музыке предшественников исчезла или почти исчезла. Создавая новую редакцию, любой художник считает, что делает своё сочинение лучше. В этом правота зрелого Мастера, отредактировавшего свою раннюю работу тогда, когда уже были написаны Второй и Третий концерты. Поэтому Первый концерт исполняется, как правило, во второй редакции.
Однако, сегодня у нас есть возможность сравнить не только исполнения, но и редакции, поскольку пианист Андрей Коробейников особую прелесть находит именно в первой редакции с её свежестью, наивностью, невольно возникающими ассоциациями с Григом, Чайковским, Шуманом, считая её более непосредственной. Действительно, восемнадцатилетнему композитору сложно не поддаться обаянию музыки предшественников, это происходит скорее неосознанно. Тем не менее, в первой редакции есть и собственное мощное начало, которое безусловно перекрывает все шероховатости: здесь раскрывается потрясающий мелодический дар композитора, умение работать с тематизмом, сочетание простоты выражения и сложности, многослойности музыкального языка.
Итак, два исполнения, два пианиста, два оркестра…Один дирижёр.
Андрей Коробейников. Талантливый самобытный пианист, обладатель множества престижных международных премий, человек, имеющий помимо консерваторского, юридическое образование, владеющий эсперанто, сочиняющий стихи. Музыкант, объездивший, несмотря на свою молодость, огромное количество стран, игравший с лучшими оркестрами и дирижёрами. В январе 2016 года в зале Стравинского Андрей Коробейников представил первую редакцию Первого концерта Рахманинова с оркестром театра Геликон-опера под управлением Владимира Понькина. Юношеский порыв, подчёркнуто приподнятая, романтическая трактовка образов — таков ранний Рахманинов в исполнении Коробейникова. Оперный оркестр и опытный дирижёр виртуозно помогли с аллюзиями — их просто невозможно не заметить и не отметить, они даже могут несколько расстроить нас, привыкших слушать вторую редакцию, но…Коробейников, сознательно обратившийся к первой редакции со всеми её подражательными моментами и прекрасными собственными находками автора, как бы приглашает нас к пониманию того, что молодость и непосредственность композитора — его очевидный плюс, поскольку возникает ни с чем не сравнимое ощущение ошеломляющего большими возможностями будущего.
Владимир Грязнов. Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии, преподаватель Московской консерватории. Серьёзный вдумчивый музыкант, успешно и много концертирующий в стране и за рубежом, известный также собственными транскрипциями, которые публикуются ведущим издательством в сфере современной академической музыки Schott Music (Германия). Пианист очень трепетно относится к музыке С. Рахманинова, им реализуется благотворительно-просветительский проект «Рахманинову и его любимой Ивановке», включающий лекции, концерты, запись дисков. Первый концерт Рахманинова в его исполнении вместе с Московским Государственным Академическим симфоническим оркестром (руководитель Павел Коган) под управлением Владимира Понькина — образец бережного, аккуратного и очень естественного вживания в рахманиновский стиль. Филигранная, лишённая внешних эффектов, глубоко художественная работа пианиста В. Грязнова в содружестве с чутким оркестром, очень деликатно ведомым маэстро В. Понькиным, образует удивительную гармонию и демонстрируют высокий вкус всех исполнителей, предложивших нам классическое прочтение Первого концерта С. Рахманинова.
Глубина ощущений, эмоциональное волнение, передающееся слушателю, сочетание проникновенного лиризма и мужественной патетики при общей сдержанности высказывания — это тот Рахманинов, которого мы безгранично любим и ценим. В таком исполнении драгоценным становится нивелирование влияний и подчёркивание индивидуального стиля композитора.
И наконец, о дирижёре. Мы задали маэстро Владимиру Понькину только один вопрос: насколько он самостоятелен в концептуальном решении произведения, когда играет с солистом. Ответ был относительно предсказуемым: дирижёр максимально принимает условия игры солиста, хотя и может попытаться на него влиять. И тем не менее, с первых шагов, на первой же репетиции дирижёр на энергетическом уровне врастает в концепцию солиста и вместе они создают то, что мы слышим на концерте. И действительно, мы видим, слышим, внимаем такому знакомому, но совершенно разному в каждом из представленных концертов Владимиру Понькину! И восхищаемся его умением высветить индивидуальность солиста, подчеркнуть его исполнительский замысел, при этом показав оркестр и создав гармоничное целое.
С. Рахманинов. Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Андрей Коробейников — фортепиано
Дирижёр народный артист РФ Владимир Понькин
Оркестр театра Геликон-опера Дмитрия Бермана
Зал Стравинского, 2016
С. Рахманинов Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Вячеслав Грязнов — фортепиано
Дирижёр народный артист РФ Владимир Понькин
Московский Государственный Академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана
Концертный зал Сергея Рахманинова Филармония-2
5 января 2015
Отзывы и комментарии приветствуются!
____________________________________________
Другие публикации Владимира Понькина и о творчестве дирижёра, народного артиста РФ Владимира Понькина в издании «Музыка в заметках»:
Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть I
Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть II
Владимир Понькин. Мастер-классы. Послесловие
Professor Ponkin«s master class. Part I
Professor Ponkin«s master class. Part II
Vladimir Ponkin. Master classes. The afterword
Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского
Юбилейный вечер, посвящённый 100-летию Г. Свиридова в театре «Геликон-опера». Фрагмент концерта
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Olga Kurnosova 30.05.2017 12:55
Очень интересная идея показать и рассказать о двух великих пианистах, исполняющих Концерт №1 С. Рахманинова в разных редакциях, с одним дирижёром, но разными оркестрами. В. А. Понькин прекрасно взаимодействует с солистами, благодаря ему достигается органическое единство между солистом и оркестром. Ближе для меня стало исполнение концерта В Грязновым во второй редакции, в которой больше «рахманиновской эмоциональной взволнованности», лирические образы поэтичны, звук фортепиано восхищает своими разнообразными красками, динамикой. Спасибо вам, Елена, за интересный рассказ о солистах, оркестрах и великом дирижёре — В. А. Понькине. Только Вы умеете рассказать о сложном просто, увлекательно и интересно.
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 04.06.2017 19:34
Класс!!!
Людмила Якурнова, г. Киров 04.06.2017 20:38
Спасибо, Лена!!!
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 04.06.2017 21:47
Все-таки лучше самого Сергея Васильевича никто не трактует…А слушать интересно.
Елена Копий 04.06.2017 21:48
Да, очень трудно от него абстрагироваться, о чём я и написала…
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 04.06.2017 21:51
Не поняла, зачем абстрагироваться от автора…
Елена Копий 05.06.2017 21:57
Так ведь сколько пианистов, столько и собственных ощущений. И не от автора, а от его исполнения. Каждому хочется высказаться по-своему. Для исполнителя это естественно. А слушателю решать, что ему ближе…)))
Ирина Шатина, г. Самара 05.06.2017 22:02
Рахманинов-композитор и Рахманинов-исполнитель своей же собственной музыки — это зачастую два разных мироощущения. Достаточно послушать ту же cis-moll`ную прелюдию с нотами в руках, чтобы убедиться в этом. ОН ИГРАЕТ НЕ ТО, ЧТО НАПИСАЛ!!! Но ему можно!
Елена Копий 05.06.2017 22:07
Тем более, что он её написал юным, а сколько лет потом ему приходилось её играть… Его не отпускали, пока он её не сыграет, особенно в Америке…))
Ирина Шатина, г. Самара 05.06.2017 22:14
Да, верно. Я даже думаю, что на каждом концерте она (прелюдия) звучала по-разному. Может быть, иногда трактовка совпадала с авторским текстом.
Елена Копий 05.06.2017 22:17
Она ему надоела к концу жизни, по собственному признанию.)) Когда звучит из каждого окна, да ещё в разных обработках…))
Ирина Гамова, г. Донецк 05.06.2017 22:19
Рахманинов говорил, что она ему приелась, что играет её (до-диез минорную прелюдию ор.3 №2), механически, ничего не чувствуя…
Елена Копий 05.06.2017 22:22
Хорошо бы вернуть дискуссию к теме: двум редакциям Первого концерта, двум пианистам, двум оркестрам, дирижёру…))
Марина Ветрова, г. Минск 06.06.2017 20:27
Оба пианиста хороши, и такие разные по ощущению музыки Рахманинова.
BORIS SALKINDER, г. Хайфа 11.06.2017 12:09
Бесконечно рад и благодарен за возможность быть услышанным на прфессиональном и элитном РЕСУРСЕ сверхсовременных технологий.
Авто-досье: возраст преклонный, музыкант, пианист, учился в бывшем СССР у профессуры поколения Игумнова, Оборина, Нейгауза, Флиера.
Мое исключительно субъективное суждение об интерпретациях Рахманиновской Музыки неоднозначно.
Для меня РАХМАНИНОВ — Б О Г!!! Я не Верю в МОНОТЕИЗМ!!! Мой Иконостас украшают ОБРАЗА БАХА, ШОСТАКОВИЧА, ШНИТКЕ, МОЦАРТА, БЕТХОВЕНА, МАЛЕРА, ЛИСТА, ШОПЕНА, ГРИГА, ЧАЙКОВСКОГО, ТАНЕЕВА, СКРЯБИНА, РАХМАНИНОВА, СТРАВИНСКОГО.
Два совершенно обаятельных молодых сильных и по ОЛИМПИЙСКИ ЗДОРОВЫХ марафонца ЯВЛЯЛИ МИРУ СВОЕ слышанье РАХМАНИНОВСКОЙ МУЗЫКИ.
-Я не услышал БЛАГОГОВЕЙНОГО отношения к ТИШИНЕ, которая, по моему разумению, одно из СИЛЬНЕЙШИХ СРЕДСТВ РАХМАНИНОВСКОЙ МУЗЫКИ…
-Я не услышал БЛАГОГОВЕЙНОГО отношения к РИТМУ /служенье МУЗ не терпит СУЕТЫ…/
-Я не услышал БЛАГОГОВЕЙНОГО отношения к КОЛОКОЛЬНОСТИ — СИМВОЛУ РУССКОЙ СОБОРНОСТИ
Самые Сокровенные Чувства транслируются…В МОЛЧАНЬИ НОЧИ ТАЙНОЙ, СВЯЩЕННЫХ АРОМАТАХ СИРЕНИ, ЧЕРЕМУХИ И ВИШНЕВОГО САДА.
P. S. Я могу ошибаться — мой возраст мне это позволяет. Но, как мне помнится с юных лет, рояли были настроены более достойно, оркестр приближался хотя бы к элементарной ТЕМПЕРАЦИИ, а духовые звучали с БОЛЬШИМ ПИИТЕТОМ к солистам.
С Благодарностью Русской Фортепианной Школе
Изриль-2017Нина Кравченко, г. Ростов-на-Дону 20.06.2017 12:33
Ну, к мелочам в исполнении можно придираться бесконечно, сколько людей, столько и мнений. Но сама по себе задумка очень интересная: сравнить две редакции концерта и двух совершенно разных по темпераменту пианистов. Нам, вдали от столиц, очень даже полезны такие страницы в интернете. Тем более, всё ещё и рассказано…А уж Рахманинов — всегда наш любимый Рахманинов! Его не устаёшь слушать никогда!
Маша Никитина, г. Омск 01.12.2017 01:28
А мне так нравится Грязнов! И его транскрипции тоже…