www.poezo.ru

Рахманинова много не бывает…

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

«Рахманинова много не бывает»— справедливо заметил профессор Московской консерватории В. В. Медушевский, собираясь в Тамбов на конференцию, посвящённую юбилею композитора. Трудно не согласиться с мэтром российского музыковедения: Рахманинова действительно много не бывает, он всегда близок, всегда радует и необычайно волнует.

Пример тому — замечательный концерт академического оркестра Нижегородской филармонии им. М. Ростроповича, где музыка С. Рахманинова звучала во всём её разнообразии и красоте. Особая благодарность филармонии, которая предоставила возможность прямой трансляции концерта для всех желающих. Это дало возможность ещё не раз вернуться к музыке гениального русского композитора и прожить заново этот вечер. Ранний С. Рахманинов был представлен симфонической фантазией «Утёс», творчество зрелого периода — Второй симфонией, зарубежный период — Четвёртым фортепианным концертом. Вёл концерт музыкальный критик и журналист Артём Варгафтик.

Написанная двадцатилетним композитором фантазия «Утёс» с эпиграфом лермонтовских строк «Ночевала тучка золотая
на груди утёса великана» имеет и другой литературный источник: рассказ А. Чехова «На пути», о чём автор написал сам на подаренной им писателю партитуре. «Утёс» Рахманинова нельзя назвать произведением, которое следует программе рассказа, скорее это стремление отобразить состояние главного героя, которое в тот момент было созвучно настроению самого молодого композитора, переживающего личную драму расставания с Верой Скалон. Яркость образов, красочность музыкального языка, необычайная искренность выражения — всё это характеризует оркестровую пьесу, очень деликатно и мастерски представленную маэстро А. Понькиным и музыкантами оркестра.

Четвёртый фортепианный концерт С. Рахманинова, начатый ещё в России, был закончен им после длительного творческого кризиса в эмиграции. Следует отметить, что фортепианный концерт был близок Рахманинову — композитору, пианисту, дирижёру и как симфоническое произведение, и как достаточно демократичный жанр. Он обращался к нему на протяжении всей творческой жизни, создавая новые концерты или новую редакцию одного из ранее написанных, как это случилось с Первым и Четвёртым концертами. Возвращение к этим партитурам, работа над ними — естественное желание зрелого мастера улучшить свои сочинения, сделать их созвучными времени.

Мирослав Култышев, лауреат XIII конкурса им. П. И. Чайковского, победитель конкурса Monte-Carlo Piano Masters (Монако), участник многих международных фестивалей, доцент кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории. Наверное, любому пианисту нелегко играть музыку Рахманинова потому, что сохранились записи самого композитора и невольное сравнение, которого слушателю порой трудно избежать, усложняет задачу исполнителю. Мирослав Култышев— талантливый пианист, вдумчивый серьёзный музыкант с яркой индивидуальностью, с этой задачей блестяще справляется. Его исполнение сочетает в себе как эмоциональное начало, так и определённую сдержанность, интеллектуальное проговаривание деталей, внимание к интонационным особенностям мелодики Рахманинова. Он бесспорно лидирует в этом соревновании фортепиано и оркестра, и мастерство Владимира Александровича Понькина с удивительным тактом оттеняет это лидерство.

Вторая симфония С. Рахманинова е-moll — произведение зрелого мастера. Композитор посвятил её своему учителю С. И. Танееву. К этому времени уже были написаны Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», множество романсов и фортепианных пьес. Эти сочинения демонстрируют сложившийся стиль композитора с его богатством и яркостью музыкальной мысли и мастерским умением музыкально-драматического развития. Второй симфонии свойственна монументальность формы, широкий спектр образов от сдержанной печали, проникновенного или, напротив, созерцательного лиризма до сурового драматизма, присущая стилю композитора широта и красота мелодического развития, опирающаяся на русскую песенность.

Вторая симфония С. Рахманинова в прочтении В. А. Понькина и Нижегородского симфонического оркестра оставляет впечатление безоговорочного совершенства. Зная, как тщательно работает Владимир Александрович над деталями партитуры дома, без оркестра, как «проживает» отдельные эпизоды и целое, прежде, чем выйти к музыкантам, всё равно поражаешься тому, как звучит оркестр у этого замечательного дирижёра, какого качества он добивается казалось бы минимумом средств.

Видеозапись концерта здесь в помощь слушающему: можно не только услышать, но и увидеть вдохновенные лица музыкантов и выверенную до мельчайших тонкостей работу дирижёра. Для начинающих дирижёров такая запись своего рода мастер-класс высшей пробы. Тем более, что этому виду деятельности дирижёр уделяет много внимания, обучая молодое поколение, щедро делясь собственными находками и секретами профессии.

Исполнительский стиль маэстро В. Понькина с годами приобретает всё большую глубину, мудрость и, вместе с тем, подчёркнутую сдержанность выражения, чувство меры, аристократизм дирижёрского жеста, демонстрируя высочайший художественный вкус, столь необходимый при воплощении симфонических концепций С. Рахманинова.

Рахманинова много не бывает…Поэтому закономерны, очень символичны и необходимы заключительные слова Владимира Александровича: «Мы с удовольствием, по-своему в этой гениальной симфонии показали историю России, показали её прошлое…и будущее!»

_______________________________________

Ещё о музыке С. Рахманинова в издании «Музыка в заметках»:

«С. Рахманинов. Первый концерт для фортепиано с оркестром. Две редакции. Андрей Коробейников. Вячеслав Грязнов. Владимир Понькин»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.