www.poezo.ru

Е. А. Мулюн. Работа над интервалами и аккордами. Итоговый урок первой четверти

Елена Мулюн

Елена Мулюн

Преподаватель

Сольфеджио, 3 класс ДМШ, семилетний курс.
Методическая цель: показать коллегам разнообразные формы деятельности на уроке сольфеджио и продемонстрировать умения и навыки учащихся.
Образовательная цель урока: дать навыки осмысленной работы, интонирования и слухового анализа изученных интервалов и аккордов.
Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: беседа, совместное пение, работа по таблицам, работа в тетрадях и с раздаточным материалом, слуховой анализ.
Ход урока:
1. Распевание: песня-приветствие Е. Попляновой «Колокольчик», заменяющая школьный звонок, исполняется учащимися на два голоса. Педагог спрашивает, какие интервалы звучали в двухголосии. Учащиеся отвечают: терции, сексты. Педагог задаёт ряд вопросов: что такое интервал, как называется вид интервала, если два звука звучат одновременно или если звучат по очереди? Дети дают определение гармонического и мелодического интервала.
2. Интонирование интервалов от звука в виде игры: педагог предлагает разным учащимся на слог «Да» петь от заданного звука-основания звук-вершину; педагог просит спеть б.3, м. 3, ч.4, ч.5, б.6, м. 6 вверх, ч.4 вниз. Далее выясняем, как называются благозвучные интервалы и неблагозвучные (консонансы и диссонансы) и какие относятся к каждой группе.
3. Обращение интервалов. Педагог напоминает, что каждый интервал имеет обращение. Один из учащихся даёт понятие обращение интервала. Учащиеся поют песенку на эту тему из учебника О. П. Камозиной «Неправильное сольфеджио». Предлагается игра-эстафета на знание интервалов: соревнуются две команды по три человека. Каждый участник получает карточку с написанным на ней интервалом. Учащиеся по очереди выходят к доске, пишут данный интервал, определяют его название, делают его обращение и дают обозначение. Не участвующие в игре дети ещё раз поют ту же песенку, а затем выступают в качестве «экспертов» — оценивают правильность выполненных заданий.
4. Интервал секста в тональности. Педагог предлагает петь интервалы в тональности Фа-мажор. Для настройки даётся «Песенка про мажорную гамму» из сборника Е. Попляновой; дети поют на два голоса в тональности Фа-мажор. Далее — работа по «Столбице» с показом и интонированием малых и больших секст по очереди в Фа-мажоре. Затем педагог просит вспомнить, что такое параллельные тональности. Учащиеся дают определение, называют тональность, параллельную Фа-мажору — ре минор. Один из учеников, работая со «Столбицей», показывает, на каких ступенях в миноре строятся малые сексты, другой интонирует их в ре-миноре. Группа ещё раз повторяет, сколько тонов содержат большая и малая сексты.
5. Диктант. Педагог напоминает, что данный урок проходит в преддверии праздника — Дня народного единства, коротко рассказывает, в честь какого события учреждён этот праздник, какой исторический эпизод лежит в основе оперы М. Глинки «Иван Сусанин», в Эпилоге которой звучит хор «Славься». Учащиеся заранее получили нотную запись хора, поэтому поют нотами его мелодию в Фа-мажоре (мелодию хора и слова первого куплета дети учили на предыдущем занятии). В записях у детей указана первая нота нижнего голоса. Педагог просит назвать интервал между голосами, предлагает прослушать две фразы в 2-х-голосном изложении и подписать второй голос, а далее цифрами обозначить образовавшиеся интервалы и спеть второй голос.
6. Сольфеджирование. Проверка домашнего задания. Педагог напоминает, что начинаются осенние каникулы и предлагает совершить воображаемое путешествие по Европе. Сначала предлагается «поехать в Чехию» и спеть песню «Хвастунишка», № 21 из учебника Т. Первозванской. Это двухголосный номер. Два ученика, попеременно поют и играют на фортепиано соответственно верхний и нижний голоса. Далее четверо детей поют первый куплет песни на два голоса со словами, потом другие четверо исполняют второй куплет с дирижированием на на ¾. Педагог обращает внимание детей на интервалы в двухголосии в последних трёх тактах: б.3 на 1 ступени, ч.5 –на пятой, м. 6 — на третьей. Педагог интересуется, как называется такая последовательность. Дети дают название — «золотой ход валторн».
7. Творческое задание. Педагог предлагает продолжить «путешествие по Европе». «По пути в Германию» дети слушают в аудио записи чешскую народную песню «Спи, моя милая», исполненную на цитре. И вот дети «в Германии». Педагог играет мелодию немецкой песни из Рабочей тетради Т. Первозванской. Учащиеся должны были дома сочинить второй голос к данной мелодии, используя в конце первого и второго предложения «золотой ход валторн». Трое детей друг за другом исполняют свои сочинения. Далее педагог предлагает детям найти «золотой ход валторн» в нотном тексте 9-ой симфонии Л. Бетховена.
8. Аккорды. Педагог предлагает продолжить «путешествие по Европе». Теперь дети «переезжают во Францию», и попадая на воображаемый праздник, поют наизусть французскую народную песню «Крыса и кошка» по предложениям нотами по одному. Педагог раздаёт учащимся карточки (Т, S, D), исполняет главные трезвучия, а дети называют эти трезвучия. Педагог предлагает четверым учащимся в нужный момент поднимать нужную карточку, а остальным петь со словами песню, при этом аккорды играет педагог. Далее одному из учеников предлагается снова исполнить данную мелодию нотами, но в другой тональности — в Си бемоль мажоре, попутно повторяются ключевые знаки этой тональности.
9. Подбор аккомпанемента из главных трезвучий. Педагог просит назвать тональность, параллельную Си бемоль мажору — соль минор, один из учащихся играет на фортепиано в соль миноре главные трезвучия. Далее педагог предлагает детям мысленно перенестись на бал–маскарад. Учащиеся хором с дирижированием исполняют мелодию «Маски» Ф. Куперена (№ 24 из учебника), один их них аккомпанирует на фортепиано главными трезвучиями. Затем педагог напоминает, что эта мелодия в жанре менуэта — французского танца 18 века и предлагает другому ученику сыграть аккомпанемент в виде аккордовой фигурации, подобной менуэту. Остальные поют хором данную мелодию. Затем педагог предлагает вспомнить ещё один французский танец — тамбурин. Педагог спрашивает, есть ли у слова тамбурин ещё одно значение. Выясняется, что так называется музыкальный инструмент. Затем педагог вызывает учащегося к фортепьяно, просит исполнить №23 — «Тамбурин» Ж. Ф. Рамо, интонируя один голос, играя на фортепиано другой. Определяется гармонический вид минора, в котором написана пьеса. Дети находят сексты в 2-х-голосии. «Тамбурин» исполняется на два голоса всей группой. Затем пьеса Ж. Ф. Рамо «Тамбурин» прослушивается в аудио записи в инструментальном исполнении, отмечается быстрый темп, энергичный характер танца.
10. Задание на дом. Преподаватель исполняет № 27 «Ехал Жан» — французскую песню со словами; задание: петь песню нотами и словами с ритмическим аккомпанементом, который указан.
Фрагмент рецензии на урок:

Преподаватель последовательно придерживается намеченного плана. Урок наполнен музыкой: песня-приветствие Е. Попляновой «Колокольчик», тема хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин» в качестве диктанта, разнообразный песенный и танцевальный материал из учебника Т. Первозванской — всё это увлечённо исполняется и прослушивается учащимися, на этих примерах педагог последовательно закрепляет теоретические знания, интонационные и слуховые навыки детей.

Работа у доски организована педагогом в форме игры-эстафеты двух команд с использованием карточек с интервалами, кроме того, материал повторяется всей группой с работой по «Столбице» поочерёдно. Тщательно анализируется и оформляется работа над диктантом, с последующим его интонированием.

Интересным представляется предложенное детям воображаемое музыкальное «путешествие по Европе». Это своеобразная сюжетная линия, придерживаясь которой, преподаватель кратко рассказывает о национальной музыке европейских стран, даёт бытовые зарисовки, картину народного праздника, что оживляет урок, делает его красочным, пробуждает фантазию. Так попутно ненавязчиво повторяется материал — интервалы и аккорды, учащиеся выполняют творческие задания, интонируют, дирижируют и анализируют на слух, прослушивают аудиозаписи. Так, благодаря музыкальному материалу дети «побывали» в Чехии, Германии и Франции, попутно повторив старинные танцы менуэт и тамбурин. Таким образом, педагог реализует межпредметные связи с дисциплиной «слушание музыки».

Использование игровых форм, разнообразный раздаточный материал, жанровое многообразие музыкальных образцов, используемых для интонирования, диктанта, прослушивания и слухового анализа доброжелательная атмосфера и общение с детьми — всё это делает урок сольфеджио живым, занимательным и продуктивным.

Е. Копий

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.