www.poezo.ru

Алекс Альгуасил: сюита И. Альбениса «Иберия»

Алекс Альгуасил

Алекс Альгуасил

Профессор в Conservatori Superior del Liceu, Барселона

Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica», о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses», о сюите Э. Гранадоса «Гойески». Новый материал музыканта посвящён фортепианной сюите И. Альбениса «Иберия». Алекс предлагает статью и видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.

________________________________________

Сюита «Iberia» — величайший шедевр Исаака Альбениса и одна из достопримечательностей испанского фортепианного репертуара, разделяет свое место с Goyescas Э. Гранадоса и «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи. Музыка Альбениса превратилась из небольших пьес в стиле фламенко в более сложную композицию с модернистским музыкальным языком, который выводит «Iberia» за рамки клише «только национальной фольклорной музыки».

«Iberia» — шедевр, получивший признание многих композиторов, особенно французских. По словам Оливье Мессиана … «это чудо фортепиано, своим великолепием оно занимает, пожалуй, самую высокую позицию среди самых блестящих образцов для короля инструментов». Иберия — это название, которое греки дали той территории, которая сегодня известна как Испания и Португалия, но музыка в «Iberia», как и в «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи, скорее относится к южной части Испании, Андалусии, земли музыки фламенко. Фламенко содержится как в Iberia, так и в «Fantasia Baetica». Но в то время как в «Fantasia Baetica» преобладает агрессивный характер, довольно грубый музыкальный язык, резкие звуки, типичные для cante jondo, фольклорных глубоких корней фламенко, язык сюиты «Iberia» основан на более импрессионистическом модернистском стиле, что дает более универсальное видение Испании. «Iberia» имеет подзаголовок «12 новых впечатлений», а на самом деле это двенадцать произведений, двенадцать видений разных мест, пейзажей или сцен, своего рода »открыток» Испании.

И. Альбенис сочинил «Iberia» в конце своей жизни, это было одним из высших достижением его творческой жизни, но до «Iberia» он сочинял и другие произведения в стиле фламенко. Написанные для фортепиано, эти пьесы были вдохновлены гитарой, и на самом деле чаще играются именно на гитаре, потому что этот инструмент отражает их характер более естественным образом. Эти композиции простые по языку и образному содержанию, далеки от изысканности Иберии. Почему же стиль Альбениса так изменился?

Как и многие испанские композиторы, Альбенис уехал в Париж, где провел 15 лет своей жизни. Здесь он познакомился с музыкой Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, который стал его другом, испытал влияние их музыкальных стилей, что сказывается на его сочинениях этого периода. Кроме того, в 1890-е годы, будучи в Лондоне, Альбенис глубоко погрузился в мир оперы, создав ряд композиций для театра. Работа над операми сыграла важную роль в его творческой биографии, она расширила его музыкальные представления, что благотворно отразилось и на произведениях, написанных в других жанрах. В это время он экспериментировал с новой гармонической и ритмической сложностью. В результате он включил в «Iberia» новые тонально-гармонические приемы. Стилистически язык Альбениса усложнился. Его музыка по-прежнему имеет испанские фольклорные корни, но более стилизована, язык модернизирован под влиянием музыки французских импрессионистов.

В результате сюита «Iberia» получилась более богатой и сложной композицией, чем предыдущие произведения. Гармонии более развиты, колоритны, более изысканны, заимствованы из импрессионистического идиоматического стиля. Пьесы также имеют более сложную форму, большинство из них написано в свободно адаптированной сонатной форме, они имеют значительную продолжительность…

Он расширяет звучание, используя весь диапазон клавиатуры и множество маркировок педалей, которые до сих пор обсуждаются исполнителями. Сочинение очень оркестровое, с использованием сильной динамики, позволяющее пианисту представлять различный колорит оркестровых тембров. Кстати, некоторые пьесы сюиты были оркестрованы.

«Iberia» — технически одно из самых сложных произведений, написанных для фортепиано, с множеством контрритмов, пересечением рук, сложных прыжков, сложных аккордов. Часто приходится выяснять, какая рука и что будет разыгрывать, в то время как множество случайностей делают чтение очень сложным. Сам Альбенис чуть не уничтожил рукопись, потому что считал ее невозможной к исполнению, но, к счастью, он этого не сделал. На самом деле были пианисты, которые действительно могли это сыграть. (Бланка Сельва, Хоакин Малатс)

В основном существует два типа пьес в соответствии с их названиями: те, которые были вдохновлены определенными местами в Испании и имеют названия городов, и те, которые относятся к различным танцам или пало, ритмическим узорам из фламенко. Как, например, Eritaña, стилизация под андалузскую Sevillana, или Rondeña, танец с ритмической скороговоркой гуахиры. А те, которые относятся к местам или сценам, такие как Корпус-Кристи в Севилье, описывают религиозную процессию в городе Севилья, где статую Девы несут по улицам или Эль-Альбайсин, цыганский квартал Гранады… Таинственный пьеса с множеством фигураций гитары фламенко… Есть и другие, которые воплощают в музыке летние пейзажи, например, Almería, пьеса, напоминающая другую работу в том же стиле под названием La Vega. И есть такие пьесы, как Triana или El Puerto, которые, кажется, имитируют ансамбль фламенко: ритмику танцоров, голоса певцов, звуки ударных инструментов, гитары…

Но «Iberia» — это не только картины веселых вечеринок и шумных праздников, у сюиты есть и обратная сторона. По словам Уолтера Аарона Кларка характер Альбениса был одновременно и радостным, и меланхоличным, на первый взгляд много красок и жизнерадостности, но за этим скрывалась личность более грустная, а иногда даже депрессивная, известная только его близким друзьям. Кроме того, боль, которую он испытывал из-за болезни почек, к концу своей жизни заставляет нас наверняка ощущать всю эту меланхолию в «Иберии».

______________________________________

Другие публикации автора:

Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи

Алекс Альгуасил: «Cançons I danses» Ф. Момпоу

Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»

Ксавье Монтсальватже. Юмор, ритм, ирония

_______________________________________

Об авторе — в рубрике КОНЦЕРТЫ: Елена Копий. «Алекс Альгуасил — представитель современной фортепианной школы Испании»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.