Средства музыкальной выразительности. Открытый урок О. В. Фарисеевой
Открытый урок был проведён с учеником 2 класса Владимиром Терёхиным.
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».
Цель урока: освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.
Задачи:
Образовательная: на примере разнохарактерных пьес и упражнений изучить разнообразные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамические оттенки и т.д).
Развивающая: сформировать творческий подход к использованию выразительных средств в музыке.
Воспитательная: развить эмоционально-образное восприятие.
Тип урока: комбинированный.
Используемые методы: сравнения, игры, наглядный метод, наблюдение и прослушивание, аналитический.
Структура урока
I. Начало урока
1. Организационный этап
а) приветствие
б) сообщение цели и хода работы на уроке
II. Основная часть урока
1. Теоретическая часть
2. Работа над пьесой Бухвостова «Незабудка»
3. Комплекс технических упражнений
4. Работа над р.н.п. «Как у наших у ворот» обр. Аз. Иванова
III. Заключительный этап
1. Оценка
2. Домашнее задание
3. Конец урока
Основная часть урока.
Педагог беседует с учеником по теме. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Мелодия как основа музыкального произведения. Мотивы, фразы, предложения. Простейшая музыкальная форма.
Ученику предлагается сыграть пьесу Бухвостова «Незабудка». Педагог отмечает, что ученик чувствует, как должна звучать мелодия, но не исполняет её должным образом. Следует найти выразительные средства исполнения, которые помогут справиться с проблемой. В ходе беседы выясняются роль ритмического рисунка и восходящего движения мелодии, роль динамических оттенков в первой фразе пьесы. Ученику предлагается проработать динамический план этой части, обращая внимание на движение меха.
Нужно помнить о том, что изящная, напевная мелодия этой пьесы будет звучать выразительно лишь в том случае, если вести мех спокойно и ровно, не делая мехом резких движений при передаче оттенков. Музыкальную фразу надо исполнить на одном дыхании. Смена движения меха должна совпадать с началом музыкальной фразы.
Преподаватель просит сыграть ученика, обращая внимание на способ ведения меха.
Музыкальное, выразительное исполнение фраз, зависит не только от соблюдения динамических оттенков, нюансов, правильной смены движения меха, но и от темпа. Ученику задаются вопросы о роли темпа и выясняется жанровая принадлежность пьесы: вальс. Следовательно темп должен быть таким. чтобы он подчёркивал танцевальный характер пьесы. Вывод закрепляется практически: ученик играет на инструменте несколько фраз в темпе вальса.
Преподаватель переходит к работе над следующим фрагментом, показывая, как он звучит. Вместе с учеником отрывок анализируется, находятся секвенции при движении мелодической линии вниз. Педагог просит сыграть этот фрагмент, соблюдая динамические оттенки.
Далее выясняется, что такое кульминация произведения. Кульминация подготавливается постепенным нарастанием напряжения. Это нарастание напряжения достигается общим движением звуков мелодии вверх, усилением громкости звучания. Показывается работа над кульминационным отрывком.
Преподаватель советует отработать дома те выразительные средства исполнения, о которых говорили на уроке: поработать над кульминационным отрывком, постараться, чтобы пьеса звучала как единое целое.
Следующий этап урока: преподаватель просит ученика сыграть комплекс технических упражнений. которые помогут справиться с техническими трудностями, возникающими при работе над русской народной песней «Как у наших у ворот».
Ученик играет гамму Cоль мажор, короткие арпеджио штрихами легато, стаккато, аккорды, упражнение терциями разными штрихами. Преподаватель уделяет большое внимание работе над арпеджированными пассажами, т.к. для ученика это новый вид техники, присутствующий в пьесе «Как у наших у ворот».
Далее преподаватель переходит к работе над русской народной песней «Как у наших у ворот». Характер этой пьесы совершенно противоположнен характеру пьесы «Незабудка». Преподаватель выясняет, с какими музыкальными жанрами учащийся уже познакомился в курсе музыкальной литературы и выяснив, что это песня, танец и марш, просит ученика определить жанр, который лежит в основе произведения. Ученик отвечает, что это плясовая песня. Педагог уточняет, что это обработка русской народной песни, а в основе подобных обработок чаще всего лежит принцип варьирования.
Мы называем вариациями определённую музыкальную форму произведения и его части, которая состоит из изложения темы и ряда её видоизменённых повторений. Первая часть пьесы «Как у наших у ворот» — это тема, основа для вариаций.
Преподаватель показывает работу над первой частью произведения, обращая внимание ученика на повторяющиеся фрагменты, штрихи, помогающие передать характер пьесы, фразировку. Большое внимание уделяется работе над партией левой руки.
Вторая часть данной пьесы — это первая вариация. Она построена на арпеджированных пассажах. Преподаватель с учеником работают над арпеджио, объединяя их по четыре звука.
Далее отрабатывается единый темп при переходе от первой части ко второй и динамические оттенки, помогающие передать характер и настроение пьесы.
Третья часть — это вторая вариация. Тема звучит в партии левой руки. Такое изложение непривычно для ученика, поэтому данной работе уделяется большое внимание.
Дома ученику предлагается поработать над арпеджированными пассажами и отработать тему в левой руке.
В течение всего периода работы над пьесами нужно помнить о том, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Евгений Десятов 23.11.2014 16:21
По проведению урока видно, что это опытный педагог. Отлично ведет беседу с учеником при разъяснении всех этапов урока, спокойна, уравновешена. Просто, приятная женщина!
Olga Kurnosova 24.11.2014 19:23
Как раз сейчас смотрю видео урока. Тщательно продуман ход урока, ученик, как губка, впитывает пожелания педагога и сразу виден результат.Закрепление теоретических знаний на уроках специальности, т.е взаимодействие этих двух дисциплин из урока в урок поможет ученику осмысленно исполнять произведения как в младших, так и в старших классах.Тон преподавателя спокойный, доброжелательный, понравились наводящие вопросы преподавателя, творческий подход к достижению поставленных целей и задач.
Максим 24.11.2014 23:14
Смотрю и радуюсь, что не перевелись еще в нашей стране талантливые и грамотные педагоги! Несмотря на небольшие зп, они не опускают головы и продолжают с полной выкладкой обучать наших детей. Желаю им здоровья, удачи и терпения в их нелегкой работе! Спасибо!
Нина Скворцова, г. Канаш 25.11.2014 14:27
Наконец-то на сайте появился урок для преподавателей аккордеонистов.Показан отличный открытый урок.Спасибо автору урока.
Ольга Фарисеева, г. Нижний Новгород 30.11.2014 23:07
Спасибо всем за хорошие отзывы о моём уроке.))
Илья Пампура 10.03.2020 16:17
Молодцы! Сейчас, наверное, на большой сцене мальчик?!?!?! Вдохновения и здоровья наставнику и ученику. Так держать!))
Елена Копий 10.03.2020 16:27
Нет, мальчик не стал делать музыку профессией. У него к выпуску оформился интерес к точным наукам, к программированию. Но пока учился, участвовал в конкурсах и как солист, и дуэте с другой ученицей Ольги Владимировны. Брали призовые места.))
Людмила Шваб 16.05.2020 21:34
Работаем дистанционно и так много сейчас смотрю и слушаю в ютубе. В этом плюс работы дома. С удовольствием посмотрела, всегда есть, ЧТО взять для себя у любого преподавателя. Хоть и опыт большой. Освежаешь что-то в себе. Мальчик музыкальный. Голос у преподавателя не нудный, слушать не тяжело. Детям это важно.