Тембровое сольфеджио. Мастер-класс Т. А. Литвиновой в Летней школе Терем-Квартета
Публикацией фрагментов мастер-классов по тембровому сольфеджио я бы хотела ответить на многочисленные обращения моих коллег с просьбой подробнее рассказать о конкретных формах работы по развитию тембрового слуха с использованием учебного пособия «Тембровое сольфеджио».
На своих мастер-классах я предлагаю различные направления совершенствования тембрового слуха: развитие собственно его инструментальной стороны, а также тембро-регистровой, тембро-артикуляционной, тембро-фактурной, тембро-ритмической, отражающих взаимодействие тембра с регистром, артикуляцией, фактурой и ритмом. Данные направления являются сквозными на различных этапах музыкального образования: в ДМШ, в колледже и ВУЗе, различаясь степенью сложности материала, формами работы и включением новых аспектов рассмотрения.
В ДМШ тембровое сольфеджио включает слуховое освоение гембров инструментов симфонического оркестра с вниманием к базовым штрихам, динамике, а также с дифференциацией на инструменты высокого и низкого регистров. Слушание мелодий в оригинальном оркестровом звучании способствует усвоению характерных тембро-интонаций: фанфары, сигнала, «золотого хода» валторн, волыночного бурдона. На этом этапе вполне по силам различение: звучит ли ли это один инструмент или группа в проведении мелодии, дублируется ли мелодия в октаву, звучит ли в параллельном движении в терцию и др.
В публикуемом фрагменте мастер-класса демонстрируются возможные формы работы над тембро-ритмом. Внимание слушающих направлено на различение одного или нескольких ударных инструментов, определение особенностей их партий и повторение вместе с оркестровой записью. Потом они сочиняют свою ритмическую фигуру сопровождения к мелодии и сравнивают с вариантом, написанным композитором и услышанным в оригинальном звучании.
Есть и задание, помогающее ощутить связь тембра и жанра. В сочиненной мелодии с помощью изменения размера и ритма происходит смена жанра, что предполагает использование соответствующих инструментов.
При превращении нашей исходной мелодии в танго каждый исполняет свою ритмическую фигуру, предложенную преподавателем. Получается своего рода полиритмическая импровизация на жанр.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Владимир 05.02.2014 14:35
Полезно, интересно. В моё время, 60 лет назад нам так сольфеджио не преподавали. Увы…
КТ С 05.02.2014 21:14
Школа для «особо одарённых» т.е. чем бы дитя не тешилось…
Елена Копий 05.02.2014 21:44
Нет, это летняя школа для детей из ДМШ и ДШИ из разных городов России и других стран, они приезжают сюда как в творческий лагерь.
КТ С 05.02.2014 21:45
Да я не отрицаю, что всё очень мило…Но дети то уже большие, а уровень ДС.
Елена Копий 06.02.2014 00:51
Не думаю, чтобы в детском саду дети импровизировали и записывали свои варианты ритмических рисунков к данному симфоническому фрагменту.Тем более, дети случайные, разного возраста, собрались на неделю, педагога видят впервые.