www.poezo.ru

Тембровое сольфеджио. Мастер-класс Т. А. Литвиновой в Летней школе Терем-Квартета

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Публикацией фрагментов мастер-классов по тембровому сольфеджио я бы хотела ответить на многочисленные обращения моих коллег с просьбой подробнее рассказать о конкретных формах работы по развитию тембрового слуха с использованием учебного пособия «Тембровое сольфеджио».

На своих мастер-классах я предлагаю различные направления совершенствования тембрового слуха: развитие собственно его инструментальной стороны, а также тембро-регистровой, тембро-артикуляционной, тембро-фактурной, тембро-ритмической, отражающих взаимодействие тембра с регистром, артикуляцией, фактурой и ритмом. Данные направления являются сквозными на различных этапах музыкального образования: в ДМШ, в колледже и ВУЗе, различаясь степенью сложности материала, формами работы и включением новых аспектов рассмотрения.

В ДМШ тембровое сольфеджио включает слуховое освоение гембров инструментов симфонического оркестра с вниманием к базовым штрихам, динамике, а также с дифференциацией на инструменты высокого и низкого регистров. Слушание мелодий в оригинальном оркестровом звучании способствует усвоению характерных тембро-интонаций: фанфары, сигнала, «золотого хода» валторн, волыночного бурдона. На этом этапе вполне по силам различение: звучит ли ли это один инструмент или группа в проведении мелодии, дублируется ли мелодия в октаву, звучит ли в параллельном движении в терцию и др.

В публикуемом фрагменте мастер-класса демонстрируются возможные формы работы над тембро-ритмом. Внимание слушающих направлено на различение одного или нескольких ударных инструментов, определение особенностей их партий и повторение вместе с оркестровой записью. Потом они сочиняют свою ритмическую фигуру сопровождения к мелодии и сравнивают с вариантом, написанным композитором и услышанным в оригинальном звучании.

Есть и задание, помогающее ощутить связь тембра и жанра. В сочиненной мелодии с помощью изменения размера и ритма происходит смена жанра, что предполагает использование соответствующих инструментов.
При превращении нашей исходной мелодии в танго каждый исполняет свою ритмическую фигуру, предложенную преподавателем. Получается своего рода полиритмическая импровизация на жанр.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.