Т. А. Литвинова. Сольфеджио. Открытый урок в ССМШ Санкт-Петербургской консерватории
В программу Дня открытых дверей входили открытые уроки преподавателей по специальности, а также по сольфеджио. В старших классах такой урок с элементами тембрового сольфеджио был проведен с группой учащихся струнного и духового отделений 8 класса. Целью занятия было показать формы работы, связанные с ансамблевым музицированием, с развитием различных сторон тембрового слуха на материале художественных произведений.
Проследим ход урока.
В основу распевки положена гармоническая схема по «золотой секвенции». Гармонизация секвенции аккордами разной структуры дает возможность вспомнить о закономерностях расположения основного тона в трех- и четырех звучных аккордах. При этом мелодическая линия образуется из движения по аккордам, начиная от основного тона:
а) вниз в секстаккордах и квинтсекстаккордах;
б) вверх в ломаном виде в квартсекст-, терцкварт- и секундаккордах.
Развитие тембрового слуха предполагает разнообразную звуковую среду, слушание музыкального материала в различных тембрах. Поэтому в разные формы работы рекомендуется включать звучание инструментов. Так, даже в распевку может быть включен ударный инструмент (к примеру, треугольник) с ритмической фигурой, которая сделает звучание более разнообразным.
Для пения двухголосия предлагается аранжировка Ave Maria Дж. Каччини (В. Вавилова) для двух голосов с сопровождением Ave Maria, что дает возможность услышать гармонизацию золотой секвенции септаккордами и поработать над ансамблевыми навыками. В одном из разделов формы подключаем скрипку, исполняющую один из голосов.
Следующая форма работы — устный диктант, запоминание и повторение мелодии. Педагог поет мелодию арии Шарлотты из оперы Ж. Массне «Вертер», которую нужно повторить после минимального количества пропеваний. Предварительно анализируются характерные мелодические обороты, структурные особенности темы. Для быстрого запоминания, конечно, должна предлагаться яркая в мелодическом отношении, выразительная и понятная по структуре мелодия.
Фонизм лада — интересный и важный аспект, внимание к которому обычно ограничивается традиционными мажором и минором. На данном уроке предлагается слуховой анализ ладов народной музыки и пентатоники. Традиционно пентатоника у учащихся ассоциируется с китайской музыкой. Чтобы расширить их представления можно (хотя бы кратко) проследить использование этого лада, его выразительных возможностей в русской музыке на примере мелодий из известных произведений Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского.
Слуховой анализ аккордов от звука и ладов на уроке проводился в живой, соревновательной форме, при которой к доске вызываются двое учащихся, каждый из них записывает услышанные аккорды в виде обозначений. Остальные ученики слушают и следят за правильностью записи.
Внимание уделяется не только слуховому усвоению аккордики терцового строения, но и нетерцовых созвучий, характерных для музыки XX века. Для этого предлагается использовать интервалы с включенными секундами сверху или снизу. Именно такие секундовые созвучия в рамках ч.5 используются в сопровождении в теме второй части Концерта №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Этот фрагмент с солирующей флейтой предлагается для слухового анализа в следующем задании. Внимание фиксируется на связи мелодии с элементами пентатоники и связанными с ней созвучиями с секундой сверху и снизу в аккомпанементе.
С развитием тембро-гармонической стороны тембрового слуха связано задание на определение гармонических оборотов и аккордов в отрывке из художественных произведений в оригинальном звучании. В качестве помощи для определения аккордики может быть предложено услышать и пропеть линию баса. Предварительно мы вспоминаем гармонические обороты, определяя их на слух по крайним голосам.
Тембро-ритмическую сторону тембрового слуха рекомендуется задействовать в процессе распознавания используемых ударных инструментов в художественном фрагменте. Может быть предложено записать или просто запомнить и воспроизвести партии одного, двух или трех ударных инструментов. На данном занятии предлагается другая форма — запись ритма в фанфарных темах, в которых ритмические особенности являются визитной карточкой как в теме вступления к первой части Четвертой симфонии Чайковского.
Как полезная и настоятельно рекомендуемая форма работы рассматривается пение с солирующими инструментами. В данном случае предлагается дуэт Мендельсона, в котором один голос исполняется на скрипке, а другой — поется. При этом ставится задача подстроиться к инструменту по тембру, слушать его как партнера по ансамблю. Пение не только под аккомпанемент фортепиано, но и с другими инструментами, активизирует и тем самым развивает тембровый слух, создает атмосферу музицирования, концерта, что делает занятие более эмоциональным, ярким и запоминающимся.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Валентин Середа 18.09.2017 07:40
Считаю показанный урок Татьяны Александровны Литвиновой очень полезным методическим пособием для педагогов сольфеджио. Понравилась атмосфера урока и способ подачи материала, активность учеников (учениц) и добрый тон педагога. Большое спасибо. В. П.
Olga Kurnosova 18.09.2017 10:43
Продуктивный урок, смотрела с интересом. Первое, что я сделала уже во время просмотра — скачала ноты Ave Maria Дж.Каччини (Вавилова), потому, что захотелось спеть это произведение с детьми на хоре и на сольфеджио с учениками 3–4 классов. Формы работы с пением по развитию тембрового слуха могут быть самые разные, и на уроке показаны очень интересные варианты ансамблевого музицирования. Атмосфера урока «душевная», располагает к творческому музированию. Спасибо вам за это большое.
Вячеслав Царик, Елена Растягаева, Кайзерслаутерн, Германия. 21.09.2017 00:44
Это просто сказка!
Нина Усольцева 04.11.2020 12:50
Просто красота!