www.poezo.ru

Т. А. Литвинова. Развитие тембрового слуха в начальных классах ДМШ. Открытый урок

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Какие задачи по развитию тембрового слуха и посредством каких форм работы могут решаться в начальных классах ДМШ и ДШИ? Самое главное — приучить обращать внимание не только на ноты, но и на особенности звучания. Эта цель может быть достигнута, если в самых различных формах работы предлагается разнообразный в тембровом отношении материал:

— интервалы, аккорды, мелодические формулы даются на слух в разных октавах и регистрах;

— мелодия может быть продублирована в октаву или несовершенными консонансами;

к прослушиванию предлагаются музыкальные фрагменты с разной артикуляцией и штрихами.

Существуют условия, при которых происходит активизация тембрового слуха. Это — восприятие незнакомой в тембровом или стилевом отношении музыки. Поэтому рекомендуется знакомство не только с инструментами симфонического оркестра, но и с органом, гитарой, саксофоном, банджо, а также с этническими инструментами (как русскими, так и народов других стран).

Любая мелодия конкретизируется через определённое тембровое звучание. Звуковысотность и тембр темно связаны, мелодия должна ассоциироваться с определённым инструментом. Определять тембровую принадлежность по написанной мелодии, или услышанной на фортепиано — важный навык, который очень пригодится учащимся при исполнении произведений на уроках по специальности.

Особое место в начальных классах ДМШ справедливо уделяется развитию тембро-ритмического слуха, что предполагает :

— работу с тембро-ритмическим многоголосием;

— запись ритма солирующего ударного инструмента;

— повторение или запись ритма одного или двух ударных инструментов в аккомпанементе;

— повторение ритма мелодии;

— повторение ритмической фигуры аккомпанемента.

Традиционно развитие тембрового слуха ассоциируется с написанием тембровых диктантов. Уделить внимание различным сторонам тембрового слуха (тембро-регистровой, тембро-артикуляционной, тембро-ритмической) в ДМШ и ДШИ представляется более эффективным посредством различных форм слухового анализа. В результате формируется навык отделения тембра от высоты через повторение голосом звука или мелодии, исполненных на различных инструментах. Осваиваются на слух простейшие штрихи (легато, стаккато), их роль в создании музыкального образа. Формируются слуховые впечатления о смежных и далёких регистрах. Появляются элементарные представления о связи тембра и стиля, тембра и жанра.

Цель урока: показать разнообразные методы работы над развитием тембрового слуха и мышления.

Задачи урока:

1. Развитие навыка различения на слух тембров инструментов симфонического оркестра, а также не входящих в его состав.

2. Формирование слуховых представлений о различных регистрах:

а) низком, среднем, высоком;

б) крайних и смежных.

3. Развитие навыка тембровой ассоциативности на основе характерных тембро-интонаций, регистрового положения и характера движения мелодии.

4. Слуховая дифференциация проведения мелодии:

а) солирующим инструментом, группой инструментов, двумя одинаковыми инструментами;

б) в унисон, в октаву, параллельными терциями.

5. Формирование элементарных представлений о связи тембра и жанра, тембра и стиля.

6. Развитие тембро-ритмического слуха:

а) повторение ритма мелодии в оркестровом отрывке;

б) повторение ритма сопровождения.

План урока:

Слуховая разминка:

— определение на слух различных элементов музыкального языка: не только главных ступеней лада, тонического трезвучия с обращениями, интервалов в разных октавах, но и мелодии с параллельным движением терциями, дублированием в октаву). При этом один человек сразу повторяет на фортепиано то, что сыграл преподаватель, остальные — словесно расшифровывают услышанное. Учащимся предлагается прослушать известную тему в двух разных артикуляционных вариантах и выбрать тот, который соответствует характеру музыки.

Основная часть урока:

1. Прослушивание мелодий на фортепиано и определение их возможной тембровой предназначенности для другого инструмента. Правильность ответа проверяется сравниванием фортепианного варианта звучания (в одноголосном изложении мелодии) с оригинальным оркестровым. Так, учащиеся выявляют, что мелодию в «Танце маленьких лебедей» ведет не один, а два инструмента (два гобоя) в движении параллельными терциями на фоне инструмента низкого регистра — фагота.

2. Определение различных инструментов на слух:

а) по одному звуку; б) по законченному мелодическому фрагменту;

в) сочетаний двух инструментов по горизонтали;

г) сочетаний двух инструментов по вертикали.

3. Определение стиля композитора (Моцарта) по особенностям инструментального звучания на материале мультимедийного пособия;

4. Пение каноном известной французской народной песни «Братец Яков» и прослеживание изменения ее характера и других средств выразительности при изменении тембрового решения в Симфонии №1 Малера. Подобная форма работы позволяет перекинуть «мостик» к сложным для восприятия симфоническим произведениям.

5. Подбор аккомпанирующих ударных инструментов в соответствии с жанром для пения мелодии из учебника, исполнение ритмического аккомпанемента к ней;

6. Дифференциация слухом партии ударного инструмента и ее метро-ритмических особенностей в звучащей оркестровой фактуре.

8. Определение на слух инструмента, определяющего звучание музыки определенной страны;

9. Ритмический диктант: запись ритма солирующего ударного инструмента.

Заключительная часть урока:

Определение и повторение ритма мелодии, ритма аккомпанемента в оркестровых фрагментах.

Использованная литература:

1. Литвинова Т. Тембровое сольфеджио. Ч.1. Санкт-Петербург: изд-во «Союзхудожников», 2013.

2. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2-го класса детской музыкальной школы. Санкт-Петербург: изд-во «Композитор», 2016.

3. Наумова А. Мультимедийное пособие «Всемирное наследие ЮНЕСКО. Зальцбург». Москва, 2015.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.