www.poezo.ru

«Межпредметные связи. Хор и сольфеджио». Фрагмент открытого урока Е. Мельгуновой

Елена Мельгунова

Елена Мельгунова

Преподаватель

Цель урока: Продемонстрировать разные формы работы с учениками I класса хорового отделения на основе хоровых песен.

Задачи урока: Развитие ладового, гармонического слуха, чувства метро-ритма с помощью музыкального материала, изучаемого на уроках хора.

План урока:

1. Вступление.

Для хорового отделения одна из первоочередных задач — быстро научить детей чисто интонировать. Общеизвестно, что современные дети поют мало. Из детей, принятых в 1-й класс, только четверть поют чисто, остальные — с различными отклонениями. Музыкальный инструмент (как правило, фортепиано) появляется у ребёнка не сразу и выработать чистоту в интонировании даже небольших скачков бывает порой просто невозможно. При разнообразии музыкального материала дети не успевают хорошо его запомнить и поют с недочётами. Поэтому в процессе работы пришлось использовать песни по хору на уроках сольфеджио.

Итак, ученики приходят на урок сольфеджио с папками по хору, в которых лежат нотные тексты уже известных им песен. На уроках сольфеджио мы эту музыку с лёгкостью поём и потом анализируем с позиций теоретического материала. Здесь ещё есть и психологический аспект: детям доставляет удовольствие петь то, что им знакомо и не обременительно. Они легко ориентируются в тексте, хотя могут ещё не знать всех нот.

2. Основная часть:

а) Работа над длительностями.
Умение воспитать ритмическое чувство — один из признаков профессионализма. Ученики приходят с двумя простыми песенками — «Андрей — воробей» и «Сорока». На первом уроке ученики познакомились с длительностями, прослушав отрывки из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков». Были выполнены ритмические упражнения с использованием считалок, скороговорок и простых стихов. На втором уроке уже можно простучать ритм песен по хору с ритмо-слогами. А затем и записать этот ритм в тетрадь по сольфеджио по памяти.

На уроках хора ученики при пении песен выполняют одни задачи: выразительное и чистое пение, чёткое произношение текста, пение наизусть. А на уроках сольфеджио добавляются новые требования: анализ движения мелодии (звуковысотность), определение на слух и простукивание сильной и слабой долей. Сильную долю дети хлопают ладошкой по столу, а слабую — собранными пальчиками («парашютики»).

б) Объяснение понятия тональность.
На примере хоровых песен ученики познакомились на уроке сольфеджио с понятиями мажор и минор. Песни «Пляшут зайцы» и «Фасоль» звучат в мажоре, а песни «В октябре» и «Зима» — в миноре. Также на примере хорового музыкального материала дети научились находить и определять тонику (основной и самый устойчивый звук лада) и тональность.

в) Слуховое восприятие фразы, определение ее в тексте.
Дети отмечают окончание фразы хлопком в ладоши, а в тексте ставят галочки. Затем, используя цветные карандаши, раскрашивают одинаковые фразы одним цветом, а разные — разными карандашами. На уроке можно провести самостоятельное задание на определение фраз, а потом дать подобное задание на дом.

г) Интервалы. Эмоционально-образное восприятие. Нахождение в тексте.
После определения интервалов на слух (с помощью карточек — персонажей сказки), переходим к их нахождению в тексте. И тут опять обращаемся к хоровому репертуару. Интервалы начинаем изучать в 3-й учебной четверти. К этому времени у ребят накопился достаточно большой репертуар, они участвовали в новогоднем концерте и песни уже более интересные и разнообразные во всех отношениях.

3. Заключение.

Весь период обучения мы работаем в тесной связке с педагогом — хоровиком, что благотворно сказывается на нашем общем деле
-воспитании в детях чистоты интонации, выразительного пения, профессилнализма. Развитие музыкальной памяти, координации между слухом и голосом способствует гармоничному развитию ребёнка и его дальнейшим творческим достижениям.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.