Ксавье Монтсальватже. Юмор, ритм, ирония
Наше издание рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica», о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses», о сюите Э. Гранадоса «Гойески», о фортепианной сюите И. Альбениса «Иберия».
Новый материал музыканта посвящён творчеству К. Монтсальватже. Алекс предлагает статью и видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.
_____________________________
Ксавье Монтсальватже (Xavier Montsalvatge) родился в Каталонии и был одним из самых выдающихся композиторов второй половины 20-го века в Испании. Он родился в 1912 году, в тот год, когда Стравинский писал «Весну священную», Дебюсси писал свой балет «Игры», а Равель осуществил премьеру «Дафниса и Хлои». Музыка этих композиторов оказала большое влияние на Монтсальватже.
Французская школа также оказала влияние на другого каталонского композитора, Фредерика Момпу — одного из главных представителей каталонской и испанской музыкальной сцены того времени, друга Монтсальватже. Но в то время как Момпу сочинял в основном для фортепиано, в своем собственном темпе, вдохновленный почти трансцендентным состоянием изоляции, Монтсальватже писал оперы, квартеты, балеты и камерную музыку, многие по заказу в тесном сотрудничестве с исполнителями. Он был очень общительным композитором, старавшимся, чтобы музыкантам нравилась его музыка.
Им обоим посчастливилось привлечь внимание к своему творчеству пианистки Алисии де Ларроча, которая исполнила многие их фортепианные пьесы по всему миру, что сделало музыку обоих композиторов известной в мире. В случае с Монтсальватже не только Де Ларроча, но и некоторые другие выдающиеся испанские исполнители того времени исполняли его музыку, помогая распространить ее по всему миру. Ряд произведений стали очень популярными.
У Монтсальватже был совершенно особый стиль, который сочетал в себе своего рода средиземноморский фольклор, латиноамериканские ритмы в сочетании с модернистским гармоническим языком, на который повлияла французская школа или композиторы Шестёрки, и в целом очевидное чувство юмора.
Обычно Монтсальватже определяют как композитора-эклектика и космополита, потому что у него есть композиции для многих различных формаций в нескольких музыкальных стилях. Его язык, как правило, тональный, но, как и многие другие композиторы, которые прошли несколько этапов в своем композиторском стиле, Монтсальватже также экспериментировал в своих композициях, применяя даже 12-тоновую систему.
Но в целом его идеи и его чувства, чтобы быть выраженными, нуждаются в тональности. Монтсальватже уважал достижения Рихарда Вагнера или важность открытий Арнольда Шенберга в истории музыки, но они не сильно повлияли на него. Больше всего он был близок французской школе, и особенно в оркестровой музыке: инструменты, цвета и гармонии пришли оттуда. Помимо гармоний, в его музыке преобладают ритмы Латинской Америки или джаза. Монтсальватже дружил с Фрэнсисом Пуленком, Вилла Лобосом, он знал Альберто Хинастеру и попал под влияние ритмов, которые использовали эти композиторы. Особенно на него повлияла музыка Мариуса Мийо.
Очень характерным ритмом, который он использовал, была хабанера. Хабанера — ритмическая формула, родом с Кубы, которую многие композиторы использовали в своих произведениях, выражая ритмы и характер Испании, поскольку Куба была испанской колонией вплоть до 1898 года. Мы можем найти хабанеры в нескольких произведениях Дебюсси и Равеля. Хабанера стала популярной на побережье Каталонии, и в конце концов хабанеры начали петь и на каталонском языке, что превратилось в распространённую традицию.
Монтсальватже фактически собрал некоторые мелодии и тексты песен и написал «Альбом де хабанерас» («Album de habaneras»). Этот стиль использования ритмов и звуков с карибских островов обычно называют антилланизмом. Это было его способом создать воображаемый и оригинальный фольклор, не являющийся ни испанской, ни каталонской национальной музыкой.
В конечном счете то, что определяло его музыку, было особым стилем, сочетанием различных аспектов. В то время как Момпу действительно привносил в своё творчество каталонскую фольклорную музыку, Ксавье Монтсальватже старался не причислять себя к какому-либо определенному национальному музыкальному течению. Он создал свой собственный стиль, свой собственный фольклоризм, далекий от национального, со многими источниками вдохновения, от латиноамериканских и джазовых ритмов до «индийского» антилланизма в сочетании с французскими диссонирующими гармониями, что делает его оригинальным, в некотором смысле очень прагматичным и поэтому живым.
The music of Montsalvatge: Humor, rhythm and irony
____________________________________
Другие публикации автора:
Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи
Алекс Альгуасил: «Cançons I danses» Ф. Момпоу
Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»
Алекс Альгуасил: сюита И. Альбениса «Иберия»
_____________________________________
В рубрике КОНЦЕРТЫ — об авторе: Елена Копий. «Алекс Альгуасил — представитель современной фортепианной школы Испании»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Alexander Abramov 31.12.2021 10:55
Елена Валерьевна, благодарю Вас за этот интересный рассказ о замечательном композиторе Montsalvatge!
К моему сожалению, я не был знаком с творчеством Montsalvatge ранее до лекции Алекса.
Его лекция очень убедительно показала, как музыка соединяет творчество композиторов и музыкантов всех стран,
и становится языком, на котором «говорят» музыканты одной «эпохи», оставаясь языком, интересным и понятным культурным людям и других «эпох».
Больное спасибо, Алексу и Вам!Alexander Abramov 31.12.2021 10:59
For Alex Alguacil
Alex, thank you for your very interesting story about the wonderful composer Montsalvatge!
Unfortunately for me, I was not acquainted with Montsalvatge’s works before your story.
Your lecture showed very convincingly how music connects composers and musicians of all countries.
Thank you very much, Alex!Ольга Курносова 02.01.2022 11:59
Послушала с интересом. Браво! Первый раз слышу, чтобы диссонирующие аккорды играли так мягко, обволакивающе, что они, в руках испанского пианиста Алекса Альгуасиле, так и зазвучали. Понравился прием «расстроенного пианино», «два ключа» и юмор в музыке композитора Ксавье Монтсальватге. Как теоретику, мне понравился прием исполнения гармонических пассажей и одновременного показа нотного текста. Спасибо журналу «Музыка в заметках» за перевод и эту познавательную публикацию.