Е. Мулюн. «Повторение аккордов: трезвучий и их обращений от звука и в тональности». Открытый урок сольфеджио
Урок сольфеджио был проведён с группой учащихся 3-его класса, занимающихся по предпрофессиональной программе с восьмилетним сроком обучения.
Тема урока: «Повторение аккордов: трезвучий и их обращений от звука и в тональности».
Цель урока: показать коллегам навыки учащихся в построении аккордов от звука и в тональности, в умении анализировать нотный текст, применять полученные знания для слухового восприятия, для подбора аккомпанемента.
Вид урока — комбинированный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: беседа, совместное пение, работа у доски, в тетрадях и с раздаточным материалом, слуховой анализ.
Ход урока:
I. Построение аккордов от звука:
1) Педагог предлагает учащимся дать определение трезвучия, просит перечислить виды трезвучий, вспомнить из каких интервалов строятся данные аккорды. Далее педагог спрашивает названия обращений и просит сказать их интервальный состав. На доске педагогом написаны схемы: б3+м3= ; м3+б3= ;
б3+б3= ; м3+м3= ; м3+ч4= ; б3+ч4= ; ч4+б3= ; ч4+м3= .
Ученики по желанию вызываются к доске, чтобы подписать обозначения аккордов: Б5/3, М5/3, Ув5/3, Ум5/3, Б6, М6, Б6/4, М6/4.
2) Преподаватель проверяет Домашнее Задание: построение от звука СИ различных видов трезвучий и обращений. Один ученик играет на фортепиано трезвучия, другой называет звуки, вся группа поёт, педагог на доске записывает, дети проверяют свои тетради. Затем такая же работа проводится от СИ с секстаккордами и квартсекстаккордами.
3) Далее детям предлагается определять на слух, послушать аккорды, исполняемые на фортепиано, пропевать их про себя и называть. Эта форма работы проводится в игровой форме с заранее приготовленными для этой цели пособиями. К инструменту выходит один ученик, который будет играть по своему усмотрению — «загадывать» аккорды от любого звука: М5/3, Б6, М6, Б5/3, М6/4, Ув 5/3, Ум 5/3 и т.д.
Педагог раздаёт ученикам карточки, на каждой из которых отображено обозначение аккорда и его интервальный состав. Вызываемый ученик и преподаватель на фортепиано играют аккорды, группа определяет их на слух и показывает соответствующую карточку.
II. Главные трезвучия с обращениями, работа в тональности:
1) Ученики перечисляют главные трезвучия в тональности и их обращения, называют ступени, на которых они строятся. Из их предыдущего задания берётся Б6: си-ре-соль, требуется рассмотреть его как T6, S6, D6, необходимо определить тональности.
2) Проверка Домашнего Задания, выполненного в Рабочей Тетради Т. Калининой для 3 класса, стр. 24, пункт 7. Проверка проводится в коллективной форме. Дети сидят на своих местах, два ученика выходят к доске строить цепочку аккордов в тональности Фа мажор, указывают ступени (аккорды педагог заранее выписал: T6/4-D6/4-T6-S5/3-T6/4-S6-D5/3-D6-T5/3), третий ребёнок затем играет её на фортепиано, а вся группа поёт. Аналогично проверяется цепочка в тональности ре минор (t5/3-t6-s5/3-s6-D5/3-D6-t5/3-t5/3-s6/4-t5/3), два ученика делают это задание на доске, один играет на инструменте, вся группа поёт.
3) Следующая форма работы: слуховой анализ. Педагог играет короткие аккордовые последовательности в миноре, дети определяют ступени и аккорды: t5/3- D6/4- t6; t5/3-t6-s5/3-D5/3-t5/3; t5/3-s6/4-D6-t5/3.
4) Далее преподаватель играет на фортепиано и предлагает небольшую самостоятельную работу по Рабочей Тетради Т. Калининой, стр. 25 (5а): последовательности аккордов написаны нотами в Фа мажоре и ре миноре, необходимо подписать аккорды и ступени: Т5/3-Т6-S5/3-D6/4-T6; t6-s5/3-t6-D5/3-t6.
III. Исполнение наизусть выученных мелодий, анализ. Проверка домашнего задания, подбор аккомпанемента.
Пособие Ж. Металлиди и А. Перцовской для 3 класса «Мы играем, сочиняем и поём»: №87, №123, №120, №127. Всей группой проводится анализ данных мелодий.
№87 «То не ветку ветер клонит» — русская народная песня. Педагог вместе с детьми вспоминают текст песни, определяют тональность. Учащиеся хором исполняют песню наизусть нотами с дирижированием, находят движение мелодии по аккорду — S6/4. Затем по желанию выходит ученик к инструменту и играет аккомпанемент к песне, вся группа поёт со словами. В № 123 определяют тональность Ре мажор, отмечают, что она является одноимённой к ре минору, дети поют настройку по звукам тонического трезвучия и его обращений. Затем номер исполняется всей группой наизусть с дирижированием, отмечается движение мелодии по T6, S5/3. Далее трое учеников поют данный номер по одному наизусть, подбирается аккомпанемент. № 120- «Петушок» латышская народная песня после определения тональности и настройки по звукам тонического трезвучия исполняется также всей группой наизусть с дирижированием. Дети находят в нотном тексте S5/3, отмечается деление мелодии на два предложения. Затем предлагается интонировать песню двум ученикам по предложениям, а далее один ребёнок играет её с аккомпанементом, вся группа поёт нотами.
В русской народной песне №127 «Белолица — круглолица» отмечается переменный лад, детьми даётся его определение, выбирается гармонический вид минора. Учащимся предлагается настроиться на две тональности: Соль мажор и ми минор. Два ученика поют песню наизусть по предложениям, затем дети играют её с аккомпанементом, группа исполняет хором.
IV. Гармонический Анализ. Преподаватель исполняет и предлагает разучить и разобрать № 98 «Лунная дорожка».
Сначала выясняется тональность произведения — до минор. После настройки по звукам тонического трезвучия дети поют песню нотами под инструментальное сопровождение педагога. Затем анализируется мелодия, отмечается движение по Т6, D5/3, выясняется появление параллельной тональности в третьем построении и возвращение основной — в четвёртом построении. Потом анализируется фортепианная партия. Педагог поясняет, что аккорды здесь разложены, и это называется фигурацией. Сначала рассматривается фортепианная партия правой руки, находится движение по t6, D6, t6, D6/4, t6, D6/4, t6. Далее аккорды выстраиваются от басового звука. Потом дети вместе с педагогом читают текст песни и поют со словами под фортепьянный аккомпанемент.
V. Завершение урока. Подведение итогов. Новое задание на дом.
Преподаватель отмечает хорошую подготовку детей к уроку, особые успехи отдельных детей, заполняет дневники. Ученики записывают новое Домашнее Задание: из Рабочей тетради Т. Калининой стр. 24(7) аккорды построить в нотной тетради в тональностях Ми меболь мажор и до минор, в Си бемоль мажор и соль минор; № 88 «Соловьи» выучить наизусть и подобрать аккомпанемент, № 150 также выучить наизусть и подобрать аккомпанемент.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.