Г. В. Сметанина. «Песенные жанры в русском фольклоре. Календарные песни». Урок музыкальной литературы
Урок по музыкальной литературе, первый год обучения, состоялся в рамках работы Областных курсов повышения квалификации преподавателей теоретических дисциплин.
Цель урока: дать представление об историческом развитии русского песенного фольклора, о характере и основных образах календарного круга песен.
Задачи урока:
1. Методическая — показать разные формы работы на уроке музыкальной литературы, представить сочетание традиционных и современных инновационных методов работы, позволяющих в полной мере использовать принцип наглядности.
2. Образовательная — познакомить учащихся с основными жанрами русского песенного фольклора, подробно остановиться на календарном круге песен, как наиболее последовательно отражающем жизнь крестьянина-земледельца.
3. Воспитательная: показать ценность и значимость русского песенного народного творчества для духовного воспитания, воспитывать гордость за свой народ.
Тип урока — комбинированный, сочетающий опрос по предыдущей теме и объяснение нового материала.
Информационно-методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Русские народные песни. Календарные песни», видеоролик «Русский фольклор. Календарные песни».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Опрос учащихся по теме прошлого урока.
1) Решение кроссворда «Русские народные музыкальные инструменты» — проверка домашнего задания.
2) Повторение — краткий рассказ учащихся о русских народных инструментах с показом презентации, используемой на предыдущем уроке и прослушиванием музыкальных фрагментов в исполнении этих инструментов.
3) Исполнение группой аккомпанемента на шумовых инструментах к инструментальному наигрышу ансамбля Д. Покровского «Варган с косой».
3.Объяснение нового материала.
В ходе объяснения используется презентация «Календарные песни»
Мы уже знакомились с народным творчеством на уроках слушания музыки. Вспомним, что фольклор в переводе означает «народная мудрость». Это устное народное творчество, которое существует в памяти и передается «из уст в уста», из поколения в поколение. Поэтому для народного творчества характерны определенные особенности. Одна из них — вариантность, так как каждый исполнитель вносит что-то свое в звучание песни или сказки. Почти всегда народные песни связаны с каким-либо обрядом или праздничным действом, то есть входят в жизнь, являются ее неотъемлемой частью, и это тоже одна из главных особенностей фольклора.
Сегодня мы поговорим об одном из наиболее древних пластов народного творчества — о календарных песнях. (слайд № 1)
Повседневная жизнь крестьянина-земледельца была тесно связана со сменой времен года, поэтому в традиционном фольклоре они занимают такое большое место. В них зачастую звучит обращение к силам природы, природа предстает как живое существо и сама дает жизнь всему — растениям, людям, животным. Календарные песни — это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла. (слайд № 2)
Человек был тогда теснее связан с природой, и от нее зависел и он сам, и уклад его жизни. Солнце как источник жизни было у древних славян одним из главных божеств. Поклонение Яриле-Солнцу — основа языческого культа большинства славянских племен. Многие праздники древних славян связаны с культом солнца и даты их были приурочены к определенным моментам в движении Земли вокруг Солнца. Одним из таких праздников был день зимнего солнцеворота, 24 декабря, когда день начинал прибавляться. Это было как бы рождение нового солнечного года. С этим днем связаны колядки.
Само слово «Коляда», по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне означает имя одной из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Языческие колядки были тесно связаны с культом плодородия, они отражали зависимость от природных сил и являлись обращением к богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь крестьянина напрямую зависела от того, каким он будет. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году, часто в них используется припев со словами Авсень, Таусень, Виноградье. Часто колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски (слайд № 3, прослушивание музыки). С приходом христианства на Руси стали исполняться так называемые «Христославные» (рождественские) колядки. Посвященные рождению Христа, они пелись на Рождество (слайд № 4, прослушивание музыки). Это время — от Рождества до Крещения — стали называть Святками, продолжались они почти две недели. На святки охотно гадали, особенно молодые девушки: считалось, что это время — самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судьбу. Песни, которыми сопровождали эти календарные гадания, называли подблюдными; так как пели их над блюдом.
Поэт В. А. Жуковский в балладе «Светлана» описал это гадание так:
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (слайд № 5, прослушивание музыки).
Праздником проводов зимы была масленица. С давних времен она считалась самым веселым праздником и длилась целую неделю. На масленицу катались на санях, устраивали балаганы с кукольными представлениями, катались с гор, пекли блины и угощались ими — ведь горячий, румяный, круглый блин как бы символизировал солнце. В календарных песнях, исполняемых в это время, при встрече масленицу величали доброй гостьей (слайд № 6, прослушивание музыки), а при прощании ругали — что так быстро закончилась, и песни были более грустные, чем при встрече (слайд № 7, прослушивание музыки). Ведь вслед за Масленицей наступало суровое время Великого поста.
С наступлением марта было обычаем призывать весну. Крестьянам нужна была ранняя и дружная весна, наступало время сева, они с нетерпением ждали, когда можно будет пасти скотину в поле. Весну закликали особыми календарными песнями — закличками. В веснянках часто упоминаются жаворонки, кулики, пчелы, а сама весна представляется желанной гостьей, которая едет на сохе, на бороне (слайд № 8, прослушивание музыки). Провозвестниками весны считались птицы. Обычно на день весеннего равноденствия, 22 марта, в домах пекли жаворонков. (слайд № 9)
Пасха на Руси была главным праздником православных христиан. В Пасхальных песнях прославляли Воскресение Христа. По своему происхождению эти песни более поздние, чем большинство календарных песен, так как они возникли только с распространением христианства…
В конце весны — начале июня чествовали деревья и цветы. Неделя, на которой отмечался праздник, именовалась поэтому «зеленой». К этому празднику в эпоху христианства приурочен праздник Святой Троицы. Больше всего почестей на Троицу воздавали березе — хотели, чтобы она отплатила добром, передала свою весеннюю силу и рост хлебным посевам. В эти дни играли особенно много песен, водили хороводы, считалось, что эти обычаи и обряды увеличивают силу земли, ее плодородие (слайд № 10, прослушивание музыки).
Наконец наступал самый долгий день года — летний солнцеворот, когда день начинает постепенно убывать, а свет и тепло достигают наивысшей силы. Обряды, исполняемые на Ивана Купала, были связаны с огнем и водой: жгли костры и прыгали через них, купались в реках и озерах, в эту ночь собирали также целебные травы (слайд № 11). Песни, исполняемые в этот праздник, обычно заунывны и таинственны, как и сама купальская ночь, ведь в это время, по преданиям, оживает всякая нечисть, лешие, русалки, цветет папоротник. (слайд № 12, прослушивание музыки)
Когда наступала жатва (слайд № 13), не было времени праздновать и петь, но с окончанием жатвы, а порой даже и во время ее звучали особые календарные песни — жнивные. Настроение, которое передают жнивные песни, выразительно охарактеризовал ученый XIX века Н. Ф. Сумцов: «От них веет теплотой летнего вечера и ароматом только что скошенной хлебной нивы». (слайд № 14, прослушивание музыки)
После сбора урожая, после завершения огородных работ часто праздновали так называемые Осенины — шуточные обряды, например, похороны мух. После осенних работ наставало время веселых свадеб, рукодельных занятий, девушки и женщины пряли, ткали, вышивали. Собирались часто в одной избе, работали и пели. С 22 сентября, дня осеннего равноденствия, дни становились короче, ночи длинней и темней, и время снова приближалось к зиме, а с зимой снова наступали долгожданные зимние праздники, и начинался новый годовой цикл.
4. Просмотр видеоролика «Русский фольклор. Календарные песни».
5. Домашнее задание.
Фрагменты открытого урока «Песенные жанры в русском фольклоре. Календарные песни»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Оксана Коваленко, г. Нерюнгри 16.08.2018 18:42
Хорошо.
Елена Копий 16.08.2018 18:47
Согласна…)))