А. И. Зиновьева. «Балет». Урок музыкальной литературы
Предлагаемый коллегам урок музыкальной литературы состоялся дважды: в ДМШ №16 г. Нижнего Новгорода и в рамках работы на Областных курсах повышения квалификации преподавателей теоретических дисциплин.
Цель урока: обобщить пройденный ранее материал по теме «Балет» из учебника З. Осовицкой и А. Казариновой, дать более полное представление о данном виде искусства и связанными с ним терминами и понятиями.
Задачи урока:
1. Методическая: объединение посредством мультимедийной презентации современных и традиционных методов работы на уроке музыкальной литературы;
2. Образовательная: закрепление ранее пройденного материала по теме «Балет», а также углубление понятийного аппарата учащихся. Повторение музыкального материала и знакомство с новыми балетными сценами;
3. Воспитательная: показать ценность и значимость балета, увлечь будущих потенциальных зрителей балетных спектаклей.
Тип урока — интегрированный, объединяющий в себе опрос, лекцию, урок-исследование, объяснение нового материала.
Информационно-методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Балет», методическая работа «Балет», доклады учащихся.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд — №1
Слайд №2. Балет. Жан Батист Люлли и Людовик XIV (1661 год — основана «Королевская академия танца») — исторический экскурс в Италию и во Францию. Первый балет «Цирцея, или Комедийный балет королевы» 1581 год. Король Людовик XIV (которого называли Король-Солнце) любитель балета, композитор Жан Батист Люлли. В 1661 году основана «Королевская академия танца»
Слайд №3. В России история профессионального балета началась с 18 века. В 1738 год создана первая танцевальная школа, которая впоследствии стала Академией русского балета им. А. Вагановой. Расцвет жанра произошёл в 19 веке в творчестве П. И. Чайковского (вопрос к ученикам, назвать эти балеты и главного хореографа Императорского театра.). Балеты И. Стравинского — балетмейстер Фокин.
Повторение балетных номеров из программы «Слушание музыки» по программе Н. Царевой — «Жар-Птица», «Гаянэ», «Ромео и Джульетта».
Слайд №4 и №5. Сообщение учащихся «Классический танец, сольный и ансамблевый танец». Видео: Адажио из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и вариации Зигфрида и Одилии.
Слайд №6. Характерный танец. Сообщение учащихся «Характерный танец», «Пантомима», «Дивертисмент». Опрос учащихся — назвать номера характерных танцев в балете, виртуальная викторина.
Слайд №7. Кордебалет. Белый балет. Сообщение учащихся: «Кордебалет», «Белый балет». Опрос учащихся — назвать сцены из балета «Щелкунчик», где участвует кордебалет. Видео: Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Слайд №8 Мария Тальони.
Сообщение учащихся.
Слайд №9. Пачка — специальная одежда для балета. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами. Сообщение учащихся: «Пачка».
Слайд №10 Пуанты. Сообщение учащихся
Слайд №11 Оружие в балете. Сообщение учащихся. Вопрос к ученикам: какое оружие было использовано в сцене сражения в балете «Щелкунчик»?
Видео: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» сцена боя.
Слайд №12 Цветы в балете. Сообщение учащихся. Вопрос к ученикам: в балете «Щелкунчик» есть «цветочные» образы?
Видео: балет П. Чайковского «Спящая красавица», вальс.
Слайд №13 «Ура, викторина!». 6 видео-загадок:
1) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» I действие, Вальс снежных хлопьев;
2) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» II действие, Адажио, Па-де-де;
3) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» I действие, сцена сражения;
4) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» II действие, танец феи Драже;
5) П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро», танец маленьких лебедей;
6) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик», I действие, Гросфатер.
После каждого номера задаются вопросы:
1) назовите музыкальный инструмент, который создаёт холодный колорит в музыке; что необычного в колорите звучания средней части вальса;
2) в чём особенность мелодии Адажио; как выстраивается кульминация?;
3) какие необычные инструменты использовал в Сцене сражения П. И. Чайковский?
4) какому необычному инструменту поручил П. И. Чайковский основную тему?;
5) какой инструмент так «неуклюже» исполняет аккомпанемент, рисуя соответственный образ — переваливающихся лебедят?
6) что обозначает слово Гросфатер?
Слайд №14. Комическое в балете. Видео: балет П. Чайковского «Щелкунчик» «Мамаша Жигонь и паяцы».
Вопрос ученикам: узнают ли они танец? Мелодия песни, использованная П. И. Чайковским — народная французская песня «Кадэ Руссель», выучена с учениками ранее на уроке сольфеджио.
Второе видео — новое прочтение «Танец маленьких лягушат».
Слайд №15 Как разучивают балет? Особенности и параллели с выучиванием музыкального произведения. Это интересный процесс, очень близкий нашему с вами разучиванию музыкального произведения. Мы читаем нотный текст, выучиваем аппликатуру, штрихи, оттенки и нюансы, учитываем все ремарки автора (темп, замедления, ускорения и т.д.), доводим до безошибочного исполнения, вкладываем своё вдохновение, сопереживаем, обыгрываем и , наконец, исполняем на академическом концерте! Поверьте мне, в балете всё так же!
Слайд №16 Как записывают балет. Способы записи. Сообщение учащихся.
Слайды №№17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30 Эти артисты — гордость Русского балета! Вопрос к учащимся: назовите имена известных вам артистов балета.
Завершение урока: благодарность учащимся за качественную подготовку к уроку.
Презентация «Балет», используемая на уроке и её подробное описание даны в разделе КОЛЛЕГАМ в материале «А. И. Зиновьева. «Балет». Презентация для урока музыкальной литературы»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ольга Курносова, Краснодарский край 03.11.2018 14:30
Изучение жанра балета в 4 классе ДМШ или ДШИ основано на анализе балета П. Чайковского «Щелкунчик, попутно педагог предлагает вспомнить фрагменты из балетов И. Стравинского и С. Прокофьева, которые давались в курсе «Слушание музыки». Целью данного урока было обобщение пройденного ранее материала по теме «Балет». Мы видим, что проведена большая работа по подготовке учащихся к контрольному уроку. Преподаватель, общаясь ВК с учениками, предлагает им просмотреть видео или прослушать фрагменты классических произведений по теме урока. Этот метод общения вне урока даёт положительный результат, мы видим, что на уроке охвачен достаточно объёмный материал и учащиеся с интересом воспринимают новый информационный и музыкальный материал урока. Вторая часть урока прошла более динамично, активизировались мальчики, и все достаточно хорошо отвечали на вопросы викторины и преподавателя. Спасибо за видео открытого урока и презентацию для урока по музыкальной литературе.
Галина Стадник, г. Кременчуг 25.12.2018 23:09
Благодарю! Замечательный урок!