www.poezo.ru

А. И. Зиновьева. «Балет». Урок музыкальной литературы

Александра Зиновьева

Александра Зиновьева

Преподаватель

Предлагаемый коллегам урок музыкальной литературы состоялся дважды: в ДМШ №16 г. Нижнего Новгорода и в рамках работы на Областных курсах повышения квалификации преподавателей теоретических дисциплин.

Цель урока: обобщить пройденный ранее материал по теме «Балет» из учебника З. Осовицкой и А. Казариновой, дать более полное представление о данном виде искусства и связанными с ним терминами и понятиями.

Задачи урока:

1. Методическая: объединение посредством мультимедийной презентации современных и традиционных методов работы на уроке музыкальной литературы;

2. Образовательная: закрепление ранее пройденного материала по теме «Балет», а также углубление понятийного аппарата учащихся. Повторение музыкального материала и знакомство с новыми балетными сценами;

3. Воспитательная: показать ценность и значимость балета, увлечь будущих потенциальных зрителей балетных спектаклей.

Тип урока — интегрированный, объединяющий в себе опрос, лекцию, урок-исследование, объяснение нового материала.

Информационно-методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Балет», методическая работа «Балет», доклады учащихся.

Ход урока:

Организационный момент. Слайд — №1

Слайд №2. Балет. Жан Батист Люлли и Людовик XIV (1661 год — основана «Королевская академия танца») — исторический экскурс в Италию и во Францию. Первый балет «Цирцея, или Комедийный балет королевы» 1581 год. Король Людовик XIV (которого называли Король-Солнце) любитель балета, композитор Жан Батист Люлли. В 1661 году основана «Королевская академия танца»

Слайд №3. В России история профессионального балета началась с 18 века. В 1738 год создана первая танцевальная школа, которая впоследствии стала Академией русского балета им. А. Вагановой. Расцвет жанра произошёл в 19 веке в творчестве П. И. Чайковского (вопрос к ученикам, назвать эти балеты и главного хореографа Императорского театра.). Балеты И. Стравинского — балетмейстер Фокин.

Повторение балетных номеров из программы «Слушание музыки» по программе Н. Царевой — «Жар-Птица», «Гаянэ», «Ромео и Джульетта».

Слайд №4 и №5. Сообщение учащихся «Классический танец, сольный и ансамблевый танец». Видео: Адажио из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и вариации Зигфрида и Одилии.

Слайд №6. Характерный танец. Сообщение учащихся «Характерный танец», «Пантомима», «Дивертисмент». Опрос учащихся — назвать номера характерных танцев в балете, виртуальная викторина.

Слайд №7. Кордебалет. Белый балет. Сообщение учащихся: «Кордебалет», «Белый балет». Опрос учащихся — назвать сцены из балета «Щелкунчик», где участвует кордебалет. Видео: Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Слайд №8 Мария Тальони.

Сообщение учащихся.

Слайд №9. Пачка — специальная одежда для балета. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами. Сообщение учащихся: «Пачка».

Слайд №10 Пуанты. Сообщение учащихся

Слайд №11 Оружие в балете. Сообщение учащихся. Вопрос к ученикам: какое оружие было использовано в сцене сражения в балете «Щелкунчик»?

Видео: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» сцена боя.

Слайд №12 Цветы в балете. Сообщение учащихся. Вопрос к ученикам: в балете «Щелкунчик» есть «цветочные» образы?

Видео: балет П. Чайковского «Спящая красавица», вальс.

Слайд №13 «Ура, викторина!». 6 видео-загадок:

1) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» I действие, Вальс снежных хлопьев;

2) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» II действие, Адажио, Па-де-де;

3) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» I действие, сцена сражения;

4) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» II действие, танец феи Драже;

5) П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро», танец маленьких лебедей;

6) П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик», I действие, Гросфатер.

После каждого номера задаются вопросы:

1) назовите музыкальный инструмент, который создаёт холодный колорит в музыке; что необычного в колорите звучания средней части вальса;

2) в чём особенность мелодии Адажио; как выстраивается кульминация?;

3) какие необычные инструменты использовал в Сцене сражения П. И. Чайковский?

4) какому необычному инструменту поручил П. И. Чайковский основную тему?;

5) какой инструмент так «неуклюже» исполняет аккомпанемент, рисуя соответственный образ — переваливающихся лебедят?

6) что обозначает слово Гросфатер?

Слайд №14. Комическое в балете. Видео: балет П. Чайковского «Щелкунчик» «Мамаша Жигонь и паяцы».

Вопрос ученикам: узнают ли они танец? Мелодия песни, использованная П. И. Чайковским — народная французская песня «Кадэ Руссель», выучена с учениками ранее на уроке сольфеджио.

Второе видео — новое прочтение «Танец маленьких лягушат».

Слайд №15 Как разучивают балет? Особенности и параллели с выучиванием музыкального произведения. Это интересный процесс, очень близкий нашему с вами разучиванию музыкального произведения. Мы читаем нотный текст, выучиваем аппликатуру, штрихи, оттенки и нюансы, учитываем все ремарки автора (темп, замедления, ускорения и т.д.), доводим до безошибочного исполнения, вкладываем своё вдохновение, сопереживаем, обыгрываем и , наконец, исполняем на академическом концерте! Поверьте мне, в балете всё так же!

Слайд №16 Как записывают балет. Способы записи. Сообщение учащихся.

Слайды №№17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30 Эти артисты — гордость Русского балета! Вопрос к учащимся: назовите имена известных вам артистов балета.

Завершение урока: благодарность учащимся за качественную подготовку к уроку.

Презентация «Балет», используемая на уроке и её подробное описание даны в разделе КОЛЛЕГАМ в материале «А. И. Зиновьева. «Балет». Презентация для урока музыкальной литературы»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.