www.poezo.ru

А. И. Зиновьева. Слушание музыки. Открытый урок на тему «Музыкальный образ»

Александра Зиновьева

Александра Зиновьева

Преподаватель

Предлагаемый коллегам открытый урок слушания музыки состоялся в ДМШ №16 г. Нижнего Новгорода.

Тема урока «Музыкальный образ» является важнейшей в курсе слушания музыки, поскольку хорошо усвоенная на данном уроке, она даёт учащимся возможность определять содержание того или иного произведения, его музыкальный образ и в последующие годы обучения в курсе музыкальной литературы, на уроках специального инструмента, а также при посещении концертов и музыкальных спектаклей.

Цель урока — определение музыкального образа, приобретение определённых навыков в этом вопросе. Педагогу следует стимулировать учащихся к тому, чтобы они сами находили нужные слова, умели рассказать о своих чувствах и впечатлениях от услышанной музыки. Первоочередная задача урока — научиться определять музыкальный образ, а потом находить те средства выразительности, которыми композитор его создал.

Информационно-методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация «Музыкальный образ», рабочие тетради по слушанию музыки.

Ход урока:

Слайд №1. Организационный. Что такое музыкальный образ? Это наше представление о том, что звучит. Это и характер, и настроение, и чувство, и атмосфера действия.

Слайд №2. Сергей Сергеевич Прокофьев. Композитор, который жил в прошлом веке. Сочинил огромное количество музыкальных произведений. У него очень интересная подпись: СПркфв. Наверное потому, что успевал делать всё: сочинял оперы, балеты, симфонии, играл блистательно на рояле и…в шахматы, встречался со многими людьми, беседовал с детьми о музыке (из пособия Н. А. Царёвой).

Слайд №3. Иллюстрации к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». На одной изображены главные герои Ромео и Джульетта во время венчания. А венчает их патер Лоренцо. На другой изображены сами герои этой трагедии.

Слайд №4. Слушаем аудио. Прокофьев С. С. — «Джульетта-девочка» (без объявления названия). Что бы мы хотели сделать под эту музыку:

  1. бегать;
  2. петь или танцевать;
  3. мечтать.

Что значит мечтать? — вопрос учащимся.

Смотрим два варианта видео. (Галина Уланова и Екатерина Крысанова). Сравниваем: какой больше понравился? Чем отличаются?

Слайд №5. Разглядываем ноты. Итак, смотрим ноты: «бегающие» гаммы вверх и вниз, трезвучия (устойчивое звучание), вводные ступени. А темп какой? Очень быстрый. Мажорный лад. Регистры средний и высокий. Всё это создаёт образ порывистый, озорной, в то же время, ласковый, и мечтательный. Делаем запись в таблицу в рабочей тетради по слушанию музыки.

Слайд №6. Танец рыцарей. Грозное, сильное звучание. Горделивое. Медные духовые инструменты. — основная тема. Тема «вражды» — жёстко, устрашающе, унисон. Низкий регистр, минор, трубы. Мелодия по Т3/5 — крепко, устойчиво.

Слайд №7. Балет «Золушка» Па де шаль (па-шаг, шарфик). Слушаем с закрытыми глазами. Хотели бы с такими людьми познакомиться? Тема с «колючим» характером воплощает образ злых сестёр. Запись в рабочей тетради: Р — тихо, верхний регистр. Колючее звучание.

Смотрим видео.

Слайд №7. Обиженная Золушка. Р— тихо, никнущие интонации. Средний и высокий регистр. Минор в начале, далее мажор. Золушка мечтательная.

Слайд №8. Гавот. Приход учителя танцев. Задача: научить сестёр танцевать (им ехать на бал). Много тем, несуразный гавот. Комичный. Партию Мачехи танцует мужчина (Владимир Васильев).

Слайд№9. Часы. Кто видел часы, которые тикают? Громко — F, низкий регистр. Грозно. Есть пантомима. Появляется Фея-Крёстная и предупреждает, что сейчас всё станет как было до бала. Золушка теряет не туфельку, а пуант. Одиннадцать ударов, тип мелодии — пятно. С двенадцатым ударом звучит тема, характер которой олицетворяет счастливый финал.

________________

Домашнее задание в рабочей тетради (стр. 6): рассказать истории Ромео и Джульетты, Золушки. Слушать музыку, готовиться к викторине.

________________

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.