Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи
От редакции:
Наше издание уже рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои недавно записанные методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica». Три небольших видеоролика на английском языке с субтитрами и концертное исполнение Фантазии Алексом Альгуасилом по существу является своеобразным мастер-классом пианиста, который он предлагает музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.
______________________________________
Эти видео адресованы студентам-пианистам, а также любителям испанской фортепианной музыки. Они сняты на английском языке, поэтому слушатели за пределами Испании получат глубокое объяснение о музыкальном языке, испанских гармониях и прочих особенностях испанского стиля, что обычно не является доступной информацией на других языках, отличных от испанского.
Музыка фламенко специально написана для гитары и голоса и М. де Фалья пытается перенести на фортепиано многие из особенностей этого стиля. В этом случае фортепиано может звучать резко и не очень понятно для тех, кто близко не знаком с особенностями фламенко. Поэтому в этих видео я стараюсь объяснить многие грани фламенко, исполненного на фортепиано для того, чтобы сделать прослушивание более комфортным, а исполнение произведения более вдохновенным.
_______________________________________
«Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи — одна из его самых важных композиций и одно из важнейших испанских фортепианных произведений.
Это видео в трёх частях:
В первом видеоролике я расскажу об испанских гармониях, поскольку испанская музыка основана на очень сходной группе аккордов, диссонансов и каденций, которые иногда называют «испанскими каденциями».
Во втором — рассказывается о разных инструментах и тембрах, звучание которых де Фалья хочет перенести на фортепиано. Это звуки гитары, перкуссии, голоса и непосредственно танцевальные ритмы фламенко.
И в третьем видео вы найдете «лирическое отступление» об огне. Образ огоня в музыке де Фальи и особенно в «Fantasia Baetica» придаёт особую поэзию музыке, создаёт мощный импульс к исполнению и более сильной интерпретации.
_________________________________________
«Fantasia Baetica» считается одним из наиболее важных произведений испанского фортепианной музыки, наряду с «Iberia» Альбениса и «Goyescas» Гранадоса. Несмотря на то, что продолжительность произведения гораздо короче упомянутых выше, многомерность и глубина этой работы наряду с оригинальностью фортепианного языка позволяет расположить её в ряду основных произведений.
«Fantasia Baetica» была написана в 1919 году, но содержание её погружает слушателя на много столетий назад. Бетика — это название, которое Римская империя дала территории, известной сегодня как Андалусия, южная часть Испании. Фалья не собирался точно определять время музыкального повествования, скорее он хотел прославить стиль фламенко.
И действительно, эта музыка передаёт дух фламенко, но в музыке ощущаются влияния и других культур — мавританской и цыганской, причём не только музыки, но и искусства в целом. И слушая «Fantasia Baetica», мы черпаем вдохновение из тех древних времён.
Более того, «Fantasia Baetica» пытается соединить слушателя с самими истоками этой музыки, древними корнями фламенко и де Фалья нашёл в cante jondo, глубокой песне, его чистейшее проявление.
Именно поэтому в «Fantasia Baetica» мы не услышим красиво гармонизованных мелодий, как у Альбениса в «Iberia», и не найдём романтического языка Гранадоса, но услышим более примитивную и прямолинейную музыку, соединённую с языком авангардного фортепиано, агрессивного по характеру и пианистически варварского по звуку, как в некоторых произведениях Белы Бартока.
Поэтому слушателям будет сложно полностью усвоить характер и масштаб произведения. Намеренно примитивная манера письма композитора, агрессивный характер, резкие звуки и иногда отсутствие чётко различимой мелодии, которую слушатель сможет удержать в памяти и за пределами Испании — всё это особенности, которые следует учесть, чтобы постичь масштаб работы музыканта.
Но де Фалья действовал очень осознанно, особенно когда искал звук фортепьяно в процессе создания атмосферы произведения, чтобы выразить боль и страдание, которые скрываются за духом его музыки.
ОБ ИСПАНСКИХ ГАРМОНИЯХ
В испанской музыке мы обычно слышим типичную каденцию, типичную группу из четырёх аккордов, которые иногда называют «испанской каденцией». Мануэль де Фалья, испанский композитор, использовал эту каденцию всё время и другие используют очень по-разному. Используя четыре аккорда, иногда композиторы подчёркивают последовательность только из двух аккордов. Иногда они придают им разный ритмический рисунок или же фригийскую ладовую окраску.
Также они извлекают ноты из этой каденции для создания мелодий и мотивов, орнаментируя их создавая из них вариации.
ОБ ИНСТРУМЕНТАХ В «FANTASIA BAETICA»
Де Фалья пытается перенести на фортепиано тембры разных инструментов из ансамбля фламенко, таких как гитара, голос, перкуссии. Или даже воспроизвести стиль танцоров с «zapateados» или просто стильных танцоров в «Sevillanas», стиль андалузских танцев.
Легче насладиться прослушиванием произведения или даже его исполнением, если мы представим эту «Фантазию» как комплекс многих аспектов, которые формируют музыку и душу фламенко.
ОБ ОГНЕ В «FANTASIA BAETICA»
Де Фалья использовал тему Огня в другой своей работе «El Amor Brujo», и я уверен, подобные примеры могут быть ещё найдены в «Fantasia Baetica», так же как некоторые примеры из других композиций об огне. Огонь как метафора для создания поэтического образа может связать всё произведение воедино и дать мощный импульс исполнителю.
Де Фалья использует тремоло, глиссандо и трели, — это помогает создать образ огня, если сравнивать, то среди других подобных композиций об огне — скрябинская «Vers la flame» и «Фейерверк» Дебюсси.
Manuel de Falla. Fantasia Baetica. Исполняет Алекс Альгуасил
_____________________________________
Другие публикации автора:
Алекс Альгуасил: «Cançons I danses» Ф. Момпоу
Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»
Ксавье Монтсальватже. Юмор, ритм, ирония
Алекс Альгуасил: сюита И. Альбениса «Иберия»
_______________________________________
ОБ авторе — в рубрике КОНЦЕРТЫ: Елена Копий. «Алекс Альгуасил — представитель современной фортепианной школы Испании»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ирина Шатина, г. Самара 14.01.2021 11:32
Спасибо! Прекрасный музыковедческий анализ, подкрепленный видеороликами!
Елена Копий 14.01.2021 11:35
Да, вот и мы подумали, что этот материал может быть интереен тем, кто играет музыку испанских композиторов.
Vladimir Shakhov 06.03.2021 18:23
Как всякий убежденный в своей свято-непогрешимости струнник-инструменталист, я привык весьма скептически относиться к любым клавишным опусам, будь то непорочный Моцарт или волшебный Дебюсси. Признаться, предложение прослушать доселе неизвестную для меня Fantasia Baetica испанского классика Де Фалья пусть и с комментариями весьма уважаемого в Европе и мире пианиста Алекса Альгуасила поначалу не вызвала особого энтузиазма. Но что-то в глубине души зазывно ёкнуло: ну как же, Де Фалья! Знаю, знаю, даже играть приходилось. Кажется, это был «Испанский танец»? Ну, ну…
Весь мой скепсис моментально сдуло, едва вихрь зажигательного фламенко из-под пальцев испанского клавишника-виртуоза нежданно ворвался в мою послеобеденно придремавшую обитель. Неожиданно я оказался в самой гуще бурных человеческих страстей, изрядно сдобренных огненным порывом неожиданных гитарных откровений. Здесь было все — тоска по лучшим временам, невосполнимая боль утраты, резкие щелчки кастаньет и топот ботинок неподражаемых испанских танцовщиц. Да неужто это рояль?! Но как?
Наверно, в этом и заключается мастерство и талант истинного творца — нечто банальное и изъезженное вдоль и поперек вдруг преобразить до неузнаваемости и ошарашить явно не ожидающего такого подвоха простого смертного неким дерзким решением, не укладывающимся в привычные рамки. В роли творцов в данном контексте одновременно выступили обе стороны — и оставивший свое творение без возможности что-либо проконтролировать в режиме онлайн давно почивший в бозе Композитор, и невесть каким образом открывший для себя сокровенные тайны божественных порывов автора музыкального текста и его творческих задумок наш современник Исполнитель. В итоге две ипостаси слились в едином движении и… случилось то, что случилось. Нет, не молоточковые звуки рояля били мне в уши, а сама Андалузия стонала и глиссандировала своей израненной душой!
Весьма кстати пришлись и музыковедческие комментарии Алекса Альгуасила, призванные дать представление об особенностях гармонии и инструментальных тонкостях испанской музыки. Сделанные грамотным и широко эрудированным профессионалом, они как бы придали импульс к предстоящей встрече с новым и неизведанным. В общем, сказать, что я получил от прослущивания Fantasia Baetica истинное удовольствие — значит ничего не сказать.