«Музыка и театр». Материалы олимпиады по музыкальной литературе. По страницам истории
Долгий, тернистый путь был уготован историей человечества искусству музыки и театра — путь от синкретических форм обрядового действа первобытного общества до высших форм музыкально-сценического искусства современности.
1. Древняя Греция.
Мифологические Музы — помощницы Аполлона, жившие, как считали греки, на вершинах священных гор, у светлых источников были покровительницами пения и театра, поэзии и прозы, истории и астрономии — богинями искусств и наук.
1 а. Назовите имя Музы:
♦ лирической поэзии и музыки — ________________________
♦ трагедии — ________________________
♦ комедии — ________________________
♦ танца — ________________________
Древняя Греция — родина европейского театра. Первые постановки греческих трагедий проходили в амфитеатре у подножия афинского Акрополя в театре Диониса.
1 б. Назовите три основных части древнегреческого театра:
♦ Круглая площадка для выступления актёров – ____________________
♦ Места для зрителей в амфитеатре — ____________________
♦ Деревянная постройка, где первоначально помещался алтарь Диониса — _____________________
Важным элементом греческой трагедии помимо игры актёров был коллективный участник спектакля, который распевал стихи, оправдывая или осуждая героя, комментировал ход действия.
1 в. Назовите коллективного героя древнегреческой трагедии — ___________________________
2. Эпоха Возрождения.
В эпоху Возрождения в Италии закладываются основы нового гуманистического театра — комедия, трагедия, пастораль.
2 а. Назовите вид итальянского импровизационного, уличного театра XVI-XVII в., сочетавшего в себе черты весёлого карнавала, народного фарса, «учёной комедии», сыгранной на буффонный лад бродячими лицедеями.
______________________________________________________________________
В представлениях этого театра звучал оркестр, состоявший из труб, гитар и барабанов. Он сопровождал номера Арлекино и лаццы (буффонные сценки).
2 б. Назовите имена других героев итальянской комедии масок:
_______________________________________________________________________
2 в. Назовите жанр сказочной комедии «Любовь к трём апельсинам», созданный Карло Гоцци, в которой он высмеивает бытовые комедии его современников — драматургов (Карло Гольдони и Пьетро Кьяри).
______________________________________
3. Италия. Флоренция.
Писатели, художники, музыканты творческого содружества любителей искусства под названием «камерата» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединив в одном представлении драму, музыку и танец.
Первый публичный спектакль в жанре музыкальной драмы был дан в 1600 г. во Флоренции. Создателями «Сказания о музыке» об Орфее и Эвридике были драматург О. Ринуччини и музыкант, певец и актёр Якопо Пери.
3 а. Как сейчас называется этот жанр музыкально-театральной постановки? ________________________________
3 б. Укажите жанр оперы и литературный источник.
Жанры: лирические сцены, большая опера, зингшпиль, мюзикл, небылицы в лицах, весенняя сказка, опера-сатира, водевиль, музыкальная драма, опера-сказка, комическая опера с чертами оперы-буффа и оперы-феерии.
4. Франция. Балет.
Термин балет впервые появился в Италии в конце XVI в., а свое развитие этот жанр получил во Франции. Постепенно балет отделился от оперы и стал самостоятельным искусством. Во времена правления Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия.
4 а. Какое знаменитое прозвище получил Людовик XIV после исполнения главной роли в «Балете ночи» на музыку Люлли?
________________________________
4 б. Назовите имя французского хореографа, основателя русской хореографической школы, поставившего знаменитую триаду балетов П. Чайковского, где музыка перестала быть простым аккомпанементом к танцу.
________________________________
4 в. Впишите фамилии.
♦ Антрепренёр, организатор «Русских сезонов» в Париже _____________________________________________________
♦ Первый постановщик балета «Петрушка» И. Стравинского выдающийся балетмейстер — новатор — _________________
♦ Знаменитый русский танцор, первый исполнитель роли Петрушки — ___________________________________________
♦ Русская балерина начала XX в., первая исполнительница композиции «Умирающий лебедь» Сен-Санса — ____________
♦ Русская балерина, первая исполнительница роли Балерины в балете «Петрушка» — ______________________________
♦ Автор сценария и художник «Петрушки» — ________________________________________________________________
♦ Первая исполнительница роли Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» — _________________________
♦ Первый постановщик балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» — ____________________________________________
♦ Кубинский балетмейстер, поставивший балет «Кармен-сюита» на музыку Р. Щедрина ______________________________
5. Музыка в драматическом театре.
Музыка в драматических спектаклях помогает раскрытию художественного замысла и создает особое настроение, усиливает чувства зрителей, вызывая то смех, то слёзы. Музыка — необходимая часть таких спектаклей. В сочетании с другими средствами она воссоздает национальный, исторический колорит, углубляет характеристики персонажей.
5 а. Ответьте на вопросы:
♦ Маленький эльф — проказник, персонаж комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» — ___________________________
♦ Название части «Гоголь-сюиты», в которой звучит фуга на тему В. Моцарта — ___________________________________
♦ Дирижёр, первый исполнитель «Гоголь-сюиты», составитель номеров — ________________________________________
♦ Главный герой спектакля «Ревизская сказка» — ____________________________________________________________
♦ Приём комедийного заострения и преувеличения (например, в музыке А. Шнитке и С. Прокофьева) — _______________
♦ Приём намеренного объединения в одном произведении разнородных музыкальных стилей, характерный для творчества А. Шнитке ________________________
♦ Норвежский драматург, автор пьесы «Пер Гюнт» — __________________________________________________________
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.