www.poezo.ru

Музыкальные итоги 2020

Андрей Копий

Андрей Копий

Музыкальный критик, архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров)

Пожалуй, ни один год не приносил столько ущерба культуре и связанным с ней отраслям деятельности, как 2020-й. Речь идёт о радикальных мерах, направленных против COVID-19, а не просто о стечении обстоятельств. Наиболее заметен ущерб, нанесённый этими мерами таким массовым и традиционно «кассовым» видам деятельности, как кинематограф, театр и музыка. В нашем ежегодном обзоре наиболее интересных и значимых музыкальных альбомов мы касаемся именно музыки. И здесь, кстати, ситуация всё же оказалась менее разрушительной в силу того, что доходы музыкантов не всегда полностью зависят от концертов, которые, начиная с марта 2020, были частично или полностью отменены. Особенно дорогие и массовые концерты и фестивали с десятками тысяч зрительских мест оказались под запретом, следовательно, сильный удар получили те, у кого и затраты и обороты были всегда выше. Ну, а разгоревшийся мировой экономический кризис привёл к тому, что даже тиражи продаж и аудиостриминг также упали, хотя и незначительно. Многие музыканты начали свою деятельность в различных онлайн-сервисах, преимущественно, с видеостримингами, перенося свои репетиции или концерты в онлайн, получая небольшие пожертвования от зрителей-слушателей.
Тем не менее, если концерты «поставлены на паузу» (как принято выражаться в 2020), то студийная деятельность продолжалась и продолжается беспрепятственно, кроме разве что, крупных коллективов (оркестров, хоров и пр.). И здесь есть территориальные различия. В 2020 возникло впечатление, что многие их тех, кто планировал крупные концертные туры, решили подождать и с записями.
В 2020 вновь объединились группы GENESIS, LINKIN PARK. Распались WALKING ON CARS, THE SPENCER DAVIS GROUP, VAN HALEN, SHE WANTS REVENGE.
Год стал чрезвычайно богат на культурные некрологи, вот некоторые из музыкантов: Steve Martin Caro и Tom Finn (THE LEFT BANKE), Chris Darrow (NITTY GRITTY DIRT BAND), Andrew Weatherall (TWO LONE SWORDSMEN, THE SABRES OF PARADISE), POP SMOKE, Barbara Martin (THE SUPREMES), KENNY ROGERS, JOE DIFFIE, BILL WITHERS, JOHN PRINE, Florian Schneider (KRAFTWERK), Harold Reid (THE STATLER BROTHERS), BOBBY LEWIS, LITTLE RICHARD, MORY KANTE, Bonnie Pointer (THE POINTER SISTERS), RICKY VALANCE, VERA LYNN, ENIO MORRICONE, Peter Green (FLEETWOOD MAC), Denise Johnson (PRIMAL SCREAM), Malik B (THE ROOTS), Wayne Fontana (THE MINDBENDERS), TRINI LOPEZ, Erick Morillo (REEL 2 REAL), Mark Stone и Eddie Van Halen (VAN HALEN), Jimmy Winston (SMALL FACES), MAC DAVIS, HELEN REDDY, Brian Locking (THE SHADOWS), Paul Matters (AC/DC), Gordon Haskell (KING CRIMSON, THE FLEUR DE LYS), Spencer Davis (THE SPENCER DAVIS GROUP), Ken Hensley (URIAH HEEP, TOE FAT, THE GODS), LEN BARRY, DES O»CONNOR, CHARLEY PRIDE, Chad Stewart (CHAD & JEREMY)…
Если говорить о музыкальных тенденциях 2020 года, то ничего абсолютно нового он не принёс. Можно, пожалуй, отметить лишь пару продолжающихся трендов, горячо поддерживаемых миллиардами слушателей: 1) Trap по-прежнему сильно влияет на поп-музыку и кантри, оставаясь в большинстве стран своеобразным мэйнстримом сам по себе. В чартах почти половина мест занята хип-хопом в той или иной форме, что превратилось в затяжной застой (некоторые стили действительно задерживаются подольше других); 2) Повышенный интерес, даже больше, чем в 2019 году, к диско-звучанию. Достаточно вспомнить такие хиты 2020-го, как «Dynamite» BTS, «Don»t Start Now» DUA LIPA, «Say So» DOJA CAT…

BTS «Dynamite»


Музыкальная «периферия» стала оказывать ещё большее, чем ранее влияние на мэйнстрим. Так, пуэрториканец BAD BUNNY весь год не позволял забыть о себе, обращая собой внимание слушателей на latin hiip-hop в целом. Ну, а уже привычные южнокорейцы BTS в 2020-м закрепились теперь и действительно сильными хитами «Dynamite» и «Life Goes On», доказав сваю работособсобность не только двумя EP или альбомами в год, но ещё и парой композиций, которые останутся в истории поп-музыки.
Наиболее яркими новыми исполнителями можно считать следующих: MEGAN THEE STALLION, INGRID ANDRESS, A. A. WILLIAMS, WORKING MEN»S CLUB, JACK HARLOW…

A. A. WILLIAMS «Melt»

Среди лучших «ветеранских» записей выделяется PAUL McCARTNEY «III». Записанный в условиях весеннего локдауна альбом Пола МакКартни является логическим продолжением серии «I» и «II», вышедших много десятилетий назад. Здесь сэр Пол вновь играет на разных инструментах. Альбом не столь интересен яркими номерами, как типичной для музыканта атмосферой, фирменностью звучания. Альбом, который не разочарует и фанатов и любителей консервативного поп-рок звучания.

PAUL McCARTNEY «Find My Way»


Среди живых записей можно отметить необычный live-альбом NICK CAVE & THE BAD SEEDS (по сути весь альбом записан одним Ником Кейвом посреди Alexandra Palace) «Idiot Prayer: Nick Cave Alone at Alexandra Palace». Контекст пустого зала в сочетании с минималистичностью исполнения многократно усиливает драматизм некоторых баллад Ника Кейва.

NICK CAVE «Galleon Ship»

Десять лучших альбомов 2020 года:

DUA LIPA «Future Nostalgia». Второй альбом британской поп-певицы, над которым работали авторы и продюсеры Jeff Bhasker, Ian Kirkpatrick, Stuart Price и другие. В отличие от дебюта 2017 года этот альбом можно считать уже полностью «просчитанным» с «правильным» набором авторов и продюсеров, которые способны создать песни, точно попадающие в целевую аудиторию. Однако этот тотальный профессионализм всё же не высушили альбом и он может считаться неким эталоном поп-звучания 2020. Хотя и со значительной оглядкой в диско и фанк конца 1970-х.

DUA LIPA ft. DABABY «Levitating»

MARK LANEGAN «Straight Songs Of Sorrow». MARK LANEGAN, уважаемый музыкант, некогда игравший в THE SCREAMING TREES выпустил очередной сольный альбом, суть которого ёмко отражена в названии. Много драматизма, глубина и иногда трагичность голоса Ланигана John Paul Jones, играющий на Mellotron в «Ballad Of The Dying Rover»…

MARK LANEGAN «Bleed All Over»

TAYLOR SWIFT «Folklore». Давно TAYLOR SWIFT не удивляла публику и критиков, последние лет 7 звуча примерно одинаково легковесно. Наверное, многие даже забыли, что первый заметный хит TAYLOR был посвящён более старшему, популярному на рубеже 1990-х и 2000-х кантри-исполнителю TIM McGRAW, и первые пару альбомов певица не расставалась с гитарой (опять же «Teardrops On My Guitar»). TAYLOR SWIFT 2020 года удивила, как минимум, двумя фактами: она сменила звучание на более камерное, спокойное, инди-фолковое, так же как и имидж; совсем не обычно то, что менее, чем за 6 месяцев она выпустила два альбома «Folklore» и «Evermore», более удачным из двух оказался «Folklore». Пластинка вновь напомнила, что TAYLOR SWIFT может быть содержательной. Главная композиция альбома «Cardigan» вообще приятно разнообразила бесконечную трэп-череду американских хитов номер один. Ну и чтобы окунуться в инди-фолк основательнее, TAYLOR SWIFT сотрудничала даже с BON IVER, Aaron Dessner, хотя и Jack Antonoff уже привычен в числе продюсеров альбомов TAYLOR SWIFT.

TAYLOR SWIFT «Cardigan»

THE WEEKND «Afterhours». THE WEEKND занимает нишу, которую когда-то создал MICHAEL JACKSON. Интернациональный успех синглов и альбомов THE WEEKND объясняется не только незаурядным талантом Эйбеля Макконена Тесфайе, но и тщательной работой над аранжировками. В результате, получился альбом, который отражает актуальное звучание поп-соула в 2020-м. Ну, а композиция «Blinding Lights» (написанная в соавторстве с Max Martin, аранжировка стилизована под середину 1980-х) стала главным хитом года в большинстве стран мира.

THE WEEKND «Blinding Lights»

FIONA APPLE «Fetch The Bolt Cutters». Всего лишь пятый за 24 года музыкальной карьеры альбом от FIONA APPLE. Да, певица и автор собственных песен выпускает альбомы редко, но очень заметно и всегда уважаемо. «Fetch The Bolt Cutters» — самый «личностный» альбом года. Индивидуальность Файоны и оригинальность здесь видна и слышна на расстоянии. Иногда хочется даже назвать её «Kate Bush без тормозов». Отличные тексты, нестандартные рифмы и мелодии, минималистичные аранжировки… В отличие от достаточно лекального по тем временам «Tidal» (1996) «Fetch The Bolt Cutters» непредсказуемый, более живой, мудрый и удивляющий и даже местами пугающий энергетикой Файоны.

FIONA APPLE «I Want You To Love Me» (live from New Yorker Festival)

PHOEBE BRIDGERS «Punisher». Один из самых красивных и проникновенных альбомов года. Вторая пластинка певицы и автора из Лос-Анджелеса PHOEBE BRIDGERS «Punisher» изобилует обволакивающими мягкими многотембровыми негромкими инструментами, обрамляющими спокойный голос певицы. Инди-фолк с вниманием к инструментам. Неплохие тексты, саундтрековое настроение… И хотя наиболее успешным хитом стала композиция «Kyoto», хотелось бы обратить большее внимание на баллады «Punisher», «Savior Complex».

PHOEBE BRIDGERS «Savior Complex»

MOSES SUMNEY «græ». Второй альбом (выпущенный двойным) Моузеса Самни показывает многогранность музыки автора и исполнителя. Диапазон достаточно широк: от соула и джаза до эксперментальной электроники и академической музыки, где-то даже проскальзывает афробит. Каждая из 20 композиций индивидуальна и представляет собой сложный организм с необычной мелодией и подобно мастерской театральной декорации инструментальной составляющей. «Virile», «Polly», «Cut Me», «Gagarin», «Two Dogs» — сложно выбрать «лицо альбома», один трек интереснее другого, альбом очень разный и требует неоднократного прослушивания, что несомненно последует.

MOSES SUMNEY «Virile»

BOB DYLAN «Rough And Rowdy Ways». Первый за 8 лет студийный альбом лауреата Нобелевской премии в области литературы Боба Дилана. Несмотря на то, что поэтика Дилана — это всегда отдельная тема, — слушать его музыку интересно, хотя всё же касаемо его, — она неразрывно связана с текстом и подчинена ему. «Rough And Rowdy Ways» — собрание, в том числе, крупномасштабных композиций, местами превращающимися в авторский эпос (почти 17-минутная «Murder Most Foul» не утомляет продолжительностью, но требует определенного знания дилановских традиций). Здесь настоящий рок-н-ролл и то, что принято называть «американой» в своей органичной повседневности.

BOB DYLAN «False Prophet»

PERFUME GENIUS «Set My Heart On Fire Immediately». Ещё один авторский альбом. На этот раз проект одного человека, которого зовут Mike Hadreas. За несколько лет Mike эволюционировал от достаточно обычного инди-автора в музыканта, создавшего фейерверк мелодий, близких по стилю, пожалуй, к baroque-pop. Во всяком случае именно таких идей на «Set My Heart On Fire Immediately» достаточно много. Альбом не выглядит однородным или предсказуемым, отсюда и особый интерес, который не иссякает даже после последнего трека диска «Borrowed Light». PERFUME GENIUS может быть и в меру шумным, и по-колыбельному нежным.

PERFUME GENIUS «Describe»

FONTAINES D. C. «A Hero»s Death». Ирландский квинтет выпустил второй очень сильный альбом «A Hero»s Death». Возможно лет 25 назад, он бы и потерялся в эпоху расцвета инди-рока. Сейчас стиль в упадке, да и из мэйнстрима рок-музыка ушла и вернётся ли? … Альбом является тем, чего не хватало в 2020 года — настоящего британского рока, пусть и на втором витке истории. Умеренный постпанк с запоминающимися мелодиями: «Televised Mind», «You Said», «Living In America», «I Don»t Belong»… Возможно, лучший альбом 2020.

FONTAINES D. C. «Televised Mind»

Впереди 2021. Эволюция и естественный отбор, а теперь ещё и борьба за выживание отрасли и мировой культуры в целом продолжаются…

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход