www.poezo.ru

Музыкальные итоги 2022

Андрей Копий

Андрей Копий

Музыкальный критик, архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров)

2022 оставил впечатление года стилизаций. Почему возникает такая формулировка? Наверное, потому что ретроспективность звучания ощущалась как в коммерческой мэйнстримовой музыке, так и в той, что не рассчитана на огромную аудиторию или продажи. С одной стороны, это говорит, о кризисе жанров, с другой, — как уже было не однажды, — появляется надежда на новый эволюционный виток или появление хотя бы каких-то совершенно новых тенденций, пусть и таких, которые будут происходить во «втором эшелоне», но зато косвенно окажут влияние на мэйнстрим. Вообще такие мысли приходят, прежде всего, приходит время обобщать и подводить итоги. «Звук» всё ещё под влиянием 1980-х: хип-хоп/соул старается «прыгнуть выше головы» с помощью идей 1970–80-х, поп всё ещё под влиянием синтвейва и стандартов примерно 1984–1985, рок-музыка по-прежнему существует в «параллельной вселенной», которая способна попасть на крупные радиостанции или привлечь внимание на стриминговых сервисах лишь если начнёт использовать музыкальный язык всё того же поп-мэйнстрима. «Ретрофутуризмом» это тоже нельзя назвать. И всё это deja vu не так уж и плохо, скорее это определённая характеристика времени: мы пришли в эту точку, а поскольку музыкальная мода очень непостоянна, то остаётся только гадать, что будет дальше. Подобное «уныние» вспоминается в период 1997–1999 годов, когда несмотря на большее стилевое многообразие, наблюдался бум на кавер-версии или засэмплированные новые-старые идеи. Разумеется, речь идет об очень грубом обобщении коммерческой музыки, то есть то, что слушало и слушает 85–90% населения.

Ярчайший пример выше сказанного — один из самых коммерчески успешных альбомов года (третий в сольной дискографии) HARRY STYLES «Harry»s House».

HARRY STYLES «As It Was» (Live Lounge)

В 2022 о своём распаде объявили группы ASWAD, GENESIS, MIGOS, NOISIA, PROCOL HARUM, THE PUSSYCAT DOLLS, THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES, LOW ROAR. Вновь объединились: THE MARS VOLTA, ROXY MUSIC, YELLOWCARD, а PINK FLOYD объёдинились лишь для записи одной благотворительной композиции. В некрологах оказались: R DEAN TAYLOR, MEAT LOAF, BETTY DAVIS, Tom Parker (THE WANTED), C. W. McCALL, BOBBY RYDELL, KLAUS SCHILZE, Naomi Judd (THE JUDDS), Andy Fletcher (DEPECHE MODE), OLIVIA NEWTON-JOHN, COOLIO, JERRY LEE LEWIS, Takeoff (MIGOS), AARON CARTER, Dan McCafferty (NAZARETH), IRENE CARA, Christine McVie (FLEETWOOD MAC), Maxi Jazz (FAITHLESS)…

Наиболее яркими новыми исполнителями можно считать следующих: LOYLE CARNER, YARD ACT, WET LEG, JOCKSTRAP…

JOCKSTRAP «Concrete Over Water»


Сильных «ветеранских» записей в 2022, пожалуй, не вспомнить. Считать ли ветеранами ARCTIC MONKEYS? 17 лет с момента выхода первого альбома… Пожалуй, можно. Альбом «The Car» как всегда на уровне. Правда, он больше долгожданный, чем интересный. BRUCE SPRINGSTEEN напомнил о себе альбомом с кавер-версиями соул-классики «Only The Strong Survive». JOHN MELLENCAMP «Strictly a One-Eyed Jack» вполне предсказуемая американа. Несколько вполне посредственных альбомов от SOFT CELL, SKID RAW, A-HA…

ARCTIC MONKEYS «Body Paint» (live at Tonight Show with Jimmy Falon)


Десять лучших альбомов 2022 года:

FONTAINES D. C. «Skinty Fia». Вслед за очень сильным релизом «A Hero»s Death» (2020), ирландская пост-панк группа, перебравшаяся в Лондон, записала достойное продолжение «Skinty Fia», пусть даже не столь удивляющее свежестью, сколько держащее поставленную планку.

FONTAINES D. C. «The Couple Across The Way»

ROSALÍA «Motomami». Альбом запоминается не присутствием приглашённых THE WEEKND и TAKISCHA, а общей актуальностью звучания поп-музыки с latin-уклоном и степенью свободы для экспериментов, которые так редко там встречаются.

ROSALÍA «Hentai» (Live from Global Citizen Festival, NYC)

BAD BUNNY «Un Verano Sin Ti». Один из бестселлеров года в мировом масштабе. Самый хитовый испаноязычный latin pop (пусть фактически даже хип-хоп) альбом в истории США. Тот исключительный случай, когда сложились условия (в США постоянно растёт процент испаноговорящего населения) для нового бума латиноамериканских исполнителей. На этот раз всё сошлось для пуэрториканца BAD BUNNY. Альбом интересен не только тем, что это некий апофеоз latin hip hop на уровне своего совершенства, но и именно указынным выше контекстом.

BAD BUNNY «Neverita»

THE WEEKND «Dawn FM». После «After Hours» сильных хитов не было (разве что «Take My Breath»), зато по-прежнему есть что послушать. Поп-перфекционизм от THE WEEKND в компании сильных продюсеров от Max Martin до SWEDISH HOUSE MAFIA и ONEOTHRIX POINT NEVER.

THE WEEKND «103.5 Dawn FM»

BEYONCE «Renaissance». Возвращение BEYONCE к более легкомысленному и развлекательному контенту. На этот раз ассоциаций больше не с классическим фанком 70-х, а скорее, с ритм-н-блюзом ориентированным на клубы.

BEYONCE «Break My Soul» (lyric video)

BLACK COUNTRY, NEW ROAD «Ants From Up There». Второй альбом британской рок-группы, изданный на очень многоликом лейбле Ninja Tune. BCNR привлекают внимание своим необычным инструментальным составом, что отражается на аранжировках. Сейчас, когда рок-музыка в принципе в упадке, такая группа становится вдвойне ценной.

BLACK COUNTRY, NEW ROAD «Bread Song» (live from Another World)

KENDRICK LAMAR «Mr Morale & Big Steppers». KENDRICK LAMAR постепенно вытеснил из своей ниши много лет занимавшего негласное положение главного вдохновителя хип-хоп сцены и способного на интересные нестандартные альбомы KANYE WEST. И хотя после 5-летнего перерыва KENDRICK LAMAR выпустил альбом с менее запоминающимися хуками, всё же это настоящий хип-хоп альбом года 2022.

KENDRICK LAMAR «Rich Spirit + N95» (live from Saturday Night Live)

WET LEG «Wet Leg». Ещё один британский женский рок-дуэт. На этот раз более семядисятнический пост-панк… При первом прослушивании возникает впечатление, что это BLONDIE «глазами современной молодёжи», но при более позднем вникании ощущается лаконичная многогранность, пусть и внутри жанровых границ. Одно из открытий года.

WET LEG «Chaise Longue»

YARD ACT «The Overload». Группа из Лидса. Более аутентичный пост-панк, но уникальным звучание квартета делает декламация Джеймса Смита, заставляющая внимательнее относиться к весьма остроумным текстам и дающая энергетический заряд…

YARD ACT «Payday»

THE SMILE «A Light For Attracting Attention». Ещё один шедевр, спродюсированный Найджелом Годричем. Трио, двое из которого составляют важнейшую часть RADIOHEAD (Thom Yorke и Jonny Greenwood), а также джазовый барабанщик Tom Skinner нельзя спутать с RADIOHEAD. И хотя местами остались идеи с сольной йорковской «Anima» (2019), всё же это новый виток эволюции от создателей одной из важнейших групп рубежа 20–21 веков. Первый альбом THE SMILE выглядит как синтез идей, но не как математическое сложение, а скорее, как постмодернистский продукт, в то же время, самостоятельный и цельный.

THE SMILE «Pana-vision»

Впереди 2023. Уверенно, можно прогнозировать: будет, что послушать.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.