Скульптура как способ общения. Григорий Копий
…мастера изучают пространство. Именно в знании объема и заключается их сила.
Помните об одном: нет линий, есть только объемы. И когда вы рисуете, никогда не думайте
о контурах, а заботьтесь только о рельефе. Ведь именно рельеф и правит контуром.
Это высказывание великого мастера, считает скульптор Григорий Копий, должны взять на вооружение все художники. Оно относится не только к изображаемым, но и воображаемым объектам, которые художник видит целостно. Но этому надо постоянно и упорно учиться, совершенствуясь всю жизнь.
Желание и умение учиться, познавать особенности, тонкости, секреты сложнейшей из профессий присущи художнику, который отдал ей несколько десятилетий, реализуясь в разных областях.
Уроженец Ростовской области, Григорий Копий окончил факультет монументально-декоративной скульптуры одного из старейших профильных учебных заведений — Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское, ныне — художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова) . Навсегда благодарен художник той крепкой профессиональной школе, которую удалось пройти в Строгановке: профессора Г. И. Мотовилов, С. Л. Рабинович, Е. Ф. Белашова внимательно и последовательно продолжили развивать художественные навыки, полученные ранее в художественном училище, и вкус молодого художника, поддерживая его упорство в работе.
Как водится, между школами в искусстве и ранее наблюдался и сегодня сохраняется некоторый антагонизм, соперничество. Условно говоря, суриковцы и строгановцы считают свою школу лучшей, что выражается в общении между ними в тонкой, не всегда уловимой оценочной иронии при сохранении самых добрых отношений. Это явление вечное, как сама жизнь. Тем не менее, есть то, что принципиально отличает строгановскую школу скульптуры. Она ориентирована на синтез с архитектурой. Отсюда особый пластический язык, внимание к рельефу, который из-за больших пространств становится самостоятельным, самоценным видом скульптуры на торцах, а иногда и на фасадах зданий. Замечательный скульптор и педагог Г. И. Мотовилов, соединивший в своём творчестве традиции античного рельефа с современным пластическим языком, положил начало целой школе монументальной скульптуры. Можно отметить ряд стилистических черт, объединяющих строгановскую школу как понятие. Это более весомая по содержанию идея произведения, нежели у станковистов Суриковки и Репинки, большая степень условности в подаче формы, зачастую шероховатость или грубоватость фактуры. Подчёркиваются наиболее значимые детали, работающие на выразительность целого. Разумеется, всё сказанное лишь в общих чертах отражает особенности воспитанников строгановской школы монументально-декоративного искусства. Но именно они, при всей индивидуальности каждого художника, делают работы строгановцев узнаваемыми.
По окончании вуза в 1966 году Григорий Копий был приглашён на работу в Брянск, где до 90-го года удалось осуществить немалое количество работ. Первый серьёзный заказ, полученный молодым скульптором — памятник маёвкам, работа над которым продолжалась шесть лет. Памятник «Маёвки»(кованая медь) был открыт в Брянске в 1972 году. Архитектурная часть выполнена архитектором В. Н. Городковым. В этот период появились и другие работы: памятник партизанам и лётчикам в селе Смелиж Брянской области, архитектор Сидоров В. Ф.(1972), барельефная композиция «Тройка» (чеканка), ряд портретов.
Г. Копий. «Маёвки», кованая медь, 1972
Стремлению художника к совершенствованию мастерства, к содержательному общению как нельзя лучше соответствовало предложение, поступившие от Брянского отделения Союза художников поработать в Доме творчества имени Д. Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Впоследствии он бывал здесь не раз, проходя своеобразные курсы повышения квалификации под руководством опытных скульпторов А. А. Древина и М. Р. Габе, привозя множество этюдов, композиций, набросков и получая творческий заряд для дальнейшей деятельности.
Г. Копий. Бюст А. Скрябина, 1980–2005
Выполняя заказные работы, Григорий Копий постоянно участвовал в художественных выставках разного уровня, воплощая в выставочных работах собственные замыслы, в скульптуре малых форм, портретах, скульптурных композициях. Так столетию композитора А. Скрябина посвящены памятные медали «Скрябин» и «Прометей», которые спустя десять лет (1982) были отлиты в бронзе и в настоящее время находятся в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре. Личность композитора оказалась настолько интересной автору, что несколько позже им так же, для показа на выставках был выполнен бюст А. Скрябина (гипс тон.), который неоднократно экспонировался на областных и республиканских выставках. Художник стремился воплотить возвышенный полётный образ, вдохновляясь симфоническими произведениями композитора.
Своеобразно сложилась судьба этой работы: в 1995 году в Нижнем Новгороде, куда за пять лет до этого переселился скульптор с семьёй, состоялся Первый Международный конкурс пианистов им. Скрябина, на котором бюст композитора экспонировался на сцене в течение двух туров. С 2005 г. работа находится в Нижегородской консерватории, а международные конкурсы им. А. Скрябина, начиная со второго, проводятся в Москве.
Скульптору всегда были интересны и хорошо удавались барельефные портреты в трёх-четвертном повороте, поскольку он даёт больше возможностей их обзора с разных точек. Так им были созданы пять барельефных портретов для Брянского музыкального училища: Д. Шостакович, К. Дебюсси, Б. Бриттен, Б. Барток и Дж. Гершвин. Для кафедры философии Педагогического университета — барельефные портреты философов, среди которых Гераклит, Демокрит, Аристотель, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Бенедикт Спиноза, Клод Анри Сен-Симон, Эммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и другие. Барельефы композиторов, расположенные около концертного зала, настраивали посетителей музыкального училища на определенный лад, указывая на профессиональную принадлежность учебного заведения. Однажды, в 1981 году, героям портретов был посвящён целый лекционно-концертный вечер замечательного клуба «Апподион», во главе с его бессменным руководителем композитором Марком Ефимовичем Белодубровским, чью деятельность в музыкальном и художественном воспитании студентов-музыкантов трудно переоценить. М. Белодубровский пригласил автора барельефных портретов рассказать об истории их создания, затем была исполнена музыка представленных композиторов. Однако, подул ветер странных перемен, и портреты композиторов в угоду волшебному слову «ремонт» и бездарно сверкающему безликому интерьеру, растворились в пространстве, после чего на место не вернулись. Кому сегодня интересно своё понимание, своё видение личностей Д. Шостаковича и Б. Бриттена? На потребу — готовая картинка из интернета…Дальнейшая судьба работ неизвестна.
Барельефные портреты философов украсили кабинет философии педагогического университета, создавая определенное настроение, атмосферу серьёзного отношения к обучению. Многие поколения студентов помнят эти работы. К сожалению, сегодня благодаря деятельности «эффективных» менеджеров учебного заведения, работы были утрачены. По крайней мере, автору при всей искренней помощи простых, не столь «эффективных» работников вуза (безграничная благодарность этим людям!), обнаружить их так и не удалось. Вряд ли кто сегодня будет ваять Гераклита и Кампанеллу… Ведь так просто распечатать картинку из Википедии. Ну и что, что был особый дух в аудитории? Теперь уже и аудитории такой нет. Ничто не дорого сегодняшнему эффективному менеджеру и его лучшему другу бухгалтеру. Оптимизация — наше всё!
Совершенно иным по характеру стало декоративное барельефное панно «Гиппократ»(1980, гипс тон.), заказанное магазином медицинского оборудования. Отображая медицинскую тему, автор сформировал композицию на основе философского подхода Гиппократа к здоровью человека с использованием стихий природы. Работа содержится в прекрасном состоянии.
Г. Копий. Умирающий солдат, кованая медь, 1982
Очень значимой для художника является скульптурная композиция «Умирающий солдат» в посёлке Клетня Брянской области, которую автор посвятил погибшему на фронте отцу (кованая медь, 1982). Архитектурная часть — А. А. Зеленов. Художественный замысел композиции раскрывается через метафору: складки плащ-палатки, свисающие на постамент, ассоциируются и с крылом умирающей птицы, и с траурным знаменем, венчающим героическую смерть. Около памятника всегда цветы, сюда приходят школьники, ветераны и жители посёлка.
Г. Копий. Фрагменты памятника «Умирающий солдат», кованая медь, 1982
Г. Копий.
Скульптурная композиция «Пересвет»,
кованая медь, 1985
Кованая медь — один из материалов, который позволил художнику внести новые акценты в свои работы, тем более, что чаще всего это авторская ковка, которой скульптор Копий владеет мастерски. Таковы, например, бюст М. Т. Елизарова (1978), выполненный по заказу Музея истории пожарного дела г. Брянска и барельеф И. И. Фокина (1981) в районной администрации.
Для Брянского планетария был создан скульптурный портрет К. Э. Циолковского (1983, гипс тон.). Художнику хотелось передать одержимость учёного высокой идеей освоения космоса. Бюст находился в планетарии много лет вплоть до передачи помещения РПЦ в конце 90-х, в связи с чем, к сожалению, работа была утрачена.
Первоначально для выставок предназначались скульптурные композиции «Тютчев и Гейне»(1985, гипс тон), эскиз памятника «Пересвет»(1985, кованая медь), скульптуры малых форм «Парень из станицы»(1982, бронза), «Русские припевки» (1981, гипс), «Рассказчик»(1981, гипс), скульптурная композиция «Братание»(1982, гипс тон), рабочая модель для фонтана «Мальчик, бросающий камешки вводу»(1981, гипс тон.), женский портрет «Волжанка» (1981, гипс тон) и многие другие.
Александр Пересвет — бывший брянский боярин, постригшийся в монахи, участвующий в Куликовской битве. Работа была задумана как памятный знак при входе в Свенский монастырь. Именно последнее обстоятельство стало неким препятствием в воплощении и реализации темы: в начале 80-х ваять монаха было предосудительно. В отражении темы автор стал первым, впоследствии же, когда она перестала быть запретной, тема была подхвачена и реализована другими художниками в несколько ином плане.
Конная статуя московского скульптора Ю. Орехова с сидящим рядом с Пересветом юным Бояном, представляет героя уже в доспехах, опуская его принадлежность к монашескому чину. В работе же скульптора Г. Копий подчёркивается момент благословения его на подвиг Сергием Радонежским. Фигура Пересвета вместе с горизонтально расположенным мечом как бы образует крест, придавая особую торжественность и значимость событию.
Композиция «Пересвет» была приобретена Брянским художественным музейно-выставочным центром и на сегодняшний день является одним из наиболее часто выставляемых экспонатов на выставках как в Брянске, так и в других городах. Эскиз памятника «Братание» поместили в Краеведческий музей г. Брянска.
Скульптурная композиция «Тютчев и Гейне» нашла своё достойное место в Государственном мемориальном историко-литературном музее-заповеднике Ф. И. Тютчева «Овстуг» в Брянской области. Поводом к созданию композиции послужил интерес к личностям двух великих поэтов, которые были дружны достаточно долгое время. Художник постарался передать атмосферу доверительного диалога между ними.
Г. Копий. Скульптурная композиция «Тютчев и Гейне», 1985. Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг»
Любая работа скульптора Г. Копий — плод серьёзных размышлений, изучения материалов не только иконографического характера, но и художественной литературы, исторических источников, музыки. Это обязательный подход художника к любой работе: монографии о композиторах, их музыка, монографии о философах, философский трактат Кампанеллы «Город солнца», философские труды древних греков и других авторов, многочисленные произведения Тютчева и Гейне, исторические сведения о Пересвете и Ослябе — бесконечно можно перечислять прочитанное, прослушанное, изученное, а главное — осмысленное автором в связи с работой над темой. Всё это стало драгоценным багажом в воплощении следующей ипостаси Григория Павловича — педагогической деятельности.
В Брянске он несколько лет преподавал в Художественном училище, а с переездом в Нижний Новгород вместе с другими коллегами стоял у зарождения школы нижегородского дизайна в Архитектурно-строительном университете: преподавал скульптуру, рисунок, композицию, пластическую анатомию.
Большое количество выпускников прошло через его скульптурный класс, вспоминая уроки и общение с педагогом на разные темы с благодарностью. Примечательно, что выходцев из Марокко, например, Г. П. Копий обучал на французском языке.
Все, кому приходилось бывать в мастерской скульптора, отмечают особый дух, атмосферу, теплоту его работ. Это касалось как Брянской творческой мастерской, так и учебной скульптурной мастерской, созданной художником практически с нуля на кафедре промышленного дизайна Нижегородского архитектурно-строительного университета, где доцент Г. П. Копий преподавал до сентября 2012 года. Ниже представлены некоторые скульптуры малых форм, которые одновременно являются портретами знакомых художников и упомянутого выше скрипача и композитора М. Белодубровского.
Г. Копий.
«Парень из станицы»,
бронза, 1981
Г. Копий.
«Русские припевки»,
гипс, 1981
Г. Копий.
«Музыкант»,
металлический сплав, 1987
Г. Копий.
«Рассказчик»,
гипс тон., 1980
Художник подарил вузу, которому отдал много лет, барельефный портрет нижегородца изобретателя И. П. Кулибина, определив его на кафедру дизайна. Форма восьмиугольника, в который помещён трёхчетвертной портрет И. Кулибина, подсказана изобретённым им фонарём, с помощю зеркал увеличивающим силу освещения свечи в пятьсот раз.
Г. Копий. Портрет И. Кулибина, гипс тон, 2003, ННГАСУ
Своеобразным отдыхом, способом отвлечения от напряжённого труда над скульптурой стали для художника акварели. Они носят эпизодический, зачастую случайный, эскизный характер, когда не ставятся большие задачи, а всё идёт как идёт…
Зато набросками художник занимался регулярно, стараясь быстро схватить суть, сохраняя пластичность линии и цельность формы. Результаты этих занятий часто служили подсобным материалом в работе над скульптурой. А скульптура для Григория Павловича — способ общения с людьми на самые разные темы.
Скульптор Г. П. Копий — автор научных публикаций в области пропорционирования и геометрических построений, связанных с делением окружности в различных отношениях, извлечением корней любой степени из произвольного числа и т. д. Им найден свой способ построения перспективы на основе конхоиды Никомеда. Подобными изысканиями Григорий Павлович занимается по сей день, поскольку для художника они имеют ещё и эстетическую ценность.
Разносторонние интересы, живость ума, прекрасная эрудиция, цепкий глубокий взгляд, чутьё художника, интуиция исследователя — всё это портрет состоявшегося скульптора, состоявшегося педагога и состоявшегося человека. Поскольку Григорий Копий вполне солидарен с роденовским высказыванием: «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом — художником».
Автор публикации выражает благодарность сотрудникам Брянского областного художественного музейно-выставочного центра и Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг», доценту Нижегородской консерватории Н. П. Бердниковой и нижегородским художникам Сергею Молькову и Елене Мольковой за посильную помощь при подготовке материала.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.
Olga Kurnosova 12.03.2017 07:50
Елена, спасибо вам за прекрасный материал, за возможность в полном объёме познакомиться с творчеством гениального скульптора нашего времени Г. Копий.Все работы очень рельефные, узнаваемые, в них глубокий, вдумчивый, интуитивный взгляд художника на многие события, среди которых меня поразила выдающаяся скульптура «Умирающий солдат». Автор посвятил её отцу, погибшему на фронте. В ней боль утраты родного человека, философский взгляд на героическую смерть ради мира на Земле, ради будущих поколений. Тёплую, добрую атмосферу вызывают 4 скульптуры : «Парень из станицы»,»Русские припевки», «Музыкант» и «Рассказчик». В каждой из них есть душа, характер и живые эмоции. Спасибо за фильм, прекрасные фото. «Скульптура, как способ общения» — главный тезис творчества замечательного скульптора и это действительно так и есть. Ещё не один раз вернусь к творчеству Г. Копий, чтобы «общаться», понять и принять его творчество, запомнить и поделиться приобретёнными знаниями с учащимися отделения ИЗО детской школы искусств.
Людмила Чернявская, г. Санкт-Петербург 12.03.2017 12:27
С удовольствием прочитала статью и посмотрела фильм!
Очень полный интересный рассказ о творчестве Григория Павловича, написано (и рассказано) живым образным языком. Завидую Вашему легкому перу, Елена Валерьевна!
Спасибо за знакомство с жизнью и творчеством большого мастера! Мне очень понравился и Ваш фильм — замечательная, глубокая профессиональная работа,
Ваш голос и музыка за кадром очень гармонично сочетаются с «картинкой».
Мне еще больше понравились работы Григория Павловича, удалось получше рассмотреть их благодаря тому, что они представлены здесь в различных ракурсах.Людмила Якурнова, г. Киров 12.03.2017 12:47
Леночка, дорогая! Я растворилась в блаженстве и музыки, и содержания, и удивительных природных вставок, не говоря уже о самом главном — творчестве Мастера! Превосходный фильм, с которым можно смело выходить на большой экран!
Впечатление долгожданной встречи с любимыми родственниками, которых любишь всем сердцем, а увидеться не удаётся…И, вот она — ВСТРЕЧА! Яркая, запоминающаяся и при этом очень камерная: тёплая, душевная, уютная. Леночка, я Вас поздравляю, и поздравляю главного героя, и конечно же желаю вам бесконечно новых открытий, знакомств, созиданий! Восхищена! С любовью искренней и нежной к вам, теперь уже знакомым мне, почти что совершенно. С уважением.Наталья Королевская, Саратов 12.03.2017 12:57
Дорогая Елена Валерьевна! Познакомилась с Вашей работой, и могу сказать, что это настоящее подвижничество, мне хорошо знакомое, вполне естественное, но при этом, действительно, заставляющее «вытряхнуться», полностью отдаться, потому что здесь, как нигде, можно только по гамбургскому счёту. Прочла и посмотрела, не отрываясь — сделано в высшей степени профессионально — и в том, как всё подобрано, выстроено (и смонтировано тоже!), какой чудесный текст — и профессиональный, и в то же время простой и понятный для простых смертных, и в том, как изображение — и природные ландшафты, и работы Григория Павловича — великолепно сочетается с музыкой. Это вообще поразительно, как Вы смогли подобрать такую музыку, которая воспринимается как звучащая изнутри самих работ! Очень здорово, органично, и, самое главное, всё это сделано с любовью, которая чувствуется во всём и, конечно же, в Вашей интонации! Вы такая умница! Я восхищаюсь Вами и горжусь, что именно Вы — «учительница первая моя». После фильма осталось чувство горечи по поводу утраченных работ, особенно из Брянского училища, потому что они действительно наполняли Дом музыки, в котором мы учились, особенной атмосферой. Мне даже снилось это фойе с этими барельефами на стенах, настолько они были частью этих стен. Очень жаль, что их больше нет. Ещё могу добавить, что Григорий Павлович в Вашем фильме представлен как настоящий русский гений, за внешне скромной оболочкой скрывающий огромный мир прекрасного и удивительного, столько сделавший, чтобы преобразить этот мир, наполнить его красотой.Поздравляю Вас с завершением этого поистине капитального труда. Григорий Павлович — прекрасный художник, великолепный скульптор, со своим видением и чувственным постижением мира, своим оригинальным почерком. С любовью и глубочайшим уважением к Вам обоим, Ваша Н. К.
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 12.03.2017 23:10
Интересные, неординарные работы. И с музыкой хорошо сочетаются. Поздравляю, хороший фильм!
Галина Данилина, г. Брянск 13.03.2017 17:11
Дорогая Леночка! Хочу тебя поблагодарить особо за доставленное удовольствие, которое я получила от вашего семейного творчества. Поздравляю с огромной творческой удачей и присоединяюсь к оценке в комментариях. Впечатлило всё, т. к. сделано с огромной любовью и теплотой. Правда, мне чуть-чуть не хватало в фильме голоса самого Мастера, может быть какого-то воспоминания, или обращения к молодым… Всё-таки это своеобразный биографически творческий портрет, и прямое обращение героя фильма создаст ситуацию того самого общения, диалога…Интересных вам творческих планов на будущее. Ещё раз спасибо за всё.
Елена Копий 13.03.2017 17:49
Спасибо, дорогие друзья, за добрые слова, за тёплые отзывы. Всё это и есть та обратная связь в диалоге художника с обществом, в которой нуждается любой человек, посвятивший свою жизнь искусству. Что касается прямого обращения героя фильма, которого тебе, Галочка, немножко не хватило, то мы эту идею отвергли почти сразу. Пластика — это тоже язык, следовательно диалог происходит, но не словесный: скульптура плюс музыка… На выставках же художники, как правило, не вещают, просто предлагают смотреть…И даже без музыки.)))
Alexander Abramov 13.03.2017 19:03
Большое спасибо, Елена Валерьевна, за рассказ благодаря которому я познакомился с творчеством и общественным служением Григория Павловича, узнал о большом художнике и человеке высочайшей духовной культуры.
Жаль, что скульптура сейчас в нашей стране не на пике популярности. Уверен, что это временное состояние (пережитки 90-х) скоро изменится благодаря искреннему творчеству художников и поддержке искусствоведов, писателей, журналистов.
Вы правы, искусство едино: скульптура и музыка, архитектура и поэзия.
Я посмотрел фотографии работ Григория Павловича, посмотрел фильм, и захотел увидеть те русские города, в которых вы жили и трудились. Давняя мечта поездить по старинным русским городам вновь ожила. Буду осуществлять!
Русская история мне близка и ценима… и всё же больший отклик в сердце нашли скульптурные рассказы Григория Павловича о музыкантах, поэтах и музыке. Очень они изящные, лёгкие и музыкальные! Хочется смотреть и смотреть.
Низкий мой поклон Григорию Павловичу и Вам, Елена Валерьевна, за ваше служение искусству и за самоотверженное общественное служение и труд!Елена Копий 13.03.2017 22:03
Спасибо большое, Александр! Всё передала автору! Он тоже благодарит Вас за столь обширный содержательный отзыв, рад, что диалог состоялся, что Вы его поняли.))) И поездка по старинным русским городам, я думаю, несомненно будет интересной для человека столь отзывчивого к искусству.
Светлана Гвоздева, г. Рудный, Казахстан 14.03.2017 20:57
Как отлично написано! Великолепные, интересные, разнообразные работы! И как обидно, что судьба некоторых барельефов оказалась такой печальной…Эх, время и люди — как они бывают жестоки и бездумны или безумны? Отличная работа! Очень душевный голос за кадром, такое неспешное повествование…Музыка за кадром — звучит естественно, не мешает восприятию (кстати, за неё тоже спасибо: обожаю Брамса!).Работа просто замечательная: я получила массу удовольствия!!!
Елена Копий 14.03.2017 21:05
Спасибо, Светлана! Музыка Брамса действительно, на мой взгляд, и, как оказалось, не только на мой, неплохо сочетается и с работами, и с личностью самого художника…)))
Татьяна Кузнецова, г. Нижний Новгород 26.03.2017 22:18
Елена Валерьевна, с огромным интересом посмотрели с мужем материал о Григории Павловиче! Спасибо! Доброго ему здоровья и Вам, и Андрею! Всем новых творческих успехов!
Елена Копий 26.03.2017 22:22
Спасибо за добрые пожелания, Татьяна!
Галина Павловна Быстричкина, г. Брянск 07.04.2017 01:05
Дорогая Елена Валерьевна! С величайшим удовольствием посмотрела Ваш фильм о творчестве Григория Павловича. Его работы, Ваш голос, музыка, природа затрагивают тончайшие струны души и сердца. Всё талантливо, профессионально, красиво! Я имела счастье непосредственно соприкоснуться с искусством Григория Павловича в Брянске и Овстуге, восхищаюсь его талантом, глубокой образованностью, духовной красотой, которая светится во всех его работах. Рада, что он продолжает творить. И в дальнейшем желаю поддерживать этот творческий огонь. Желаю всей Вашей талантливой семье здоровья, благополучия, мира и добра.
Елена Копий 08.04.2017 21:28
Спасибо за добрые слова, дорогая Галина Павловна!
Эльвира Гимон, Южная Корея, г. Сеул 06.07.2017 21:34
Елена Валерьевна, посмотрела ваш рассказ о художнике. Профессионально, что скажешь! Конечно, он красавец и гений, но у вас такой красивый голос, что перетягиваете все внимание.)) Работы у него завораживающие, надо долго рассматривать каждую. Белодубровский очень понравился: так передать суть в пластике — ну, выше написала! Работы все глубоки до бездонности, даже все партизаны и мужички! Это все — большие этапы жизни, и очень интересные!
Елена Копий 07.07.2017 18:20
Элечка, спасибо за тёплые слова. Да, Марк Ефимович, мне кажется, получился вполне…)) Что касается голоса…Кто-то считает, что меня не слышно, а тебе показалось, что голос перетягивает внимание. Просто ты его очень давно не слышала…)))
Natali Heyke, Германия 21.07.2017 23:57
С большим удовольствием прочитала Вашу работу о творчестве Григория. Великолепно!!! И какие работы… Я вот представляю, как ваяют скульптуры из камня… Но кованая медь — это же как сложно!!! Да, какими талантами наша земля полна…Великолепные работы!
Художник — очень красивый мужчина, — вот как представляешь настоящего русского Князя! Всего самого лучшего Вашей красивой семье!!! С огромным интересом прочла Ваш материал, рассмотрела фото… И еще вернусь туда — необычные скульптуры из кованой меди… Очень красиво…И фильм великолепнейший! Я посмотрела на одном дыхании… Великолепно!Елена Копий 22.07.2017 18:26
Спасибо, Натали. Столько восторженных слов…Рада, что Вы прониклись…)))
Валентин Середа 28.03.2018 17:09
Дорогая Елена Валерьевна! С огромным интересом и большой пользой я познакомился с замечательным фильмом о творчестве Григория Копия! Спасибо Вам! Желаю Вам и ему не останавливаться на достигнутом и идти дальше. С уважением и благодарностью, В. П.
Елена Копий 28.03.2018 18:31
Спасибо за Ваш отзыв, дорогой Валентин Павлович! Все Ваши пожелания передам художнику.))
Татьяна Савельева, Сахалинская обл. 04.05.2018 23:02
Елена Валерьевна, наконец-то посмотрела Ваши фильмы. Сказать, что они мне очень понравились — ничего не сказать! Эмоции накрывают, трудно подобрать слова! Ваши фильмы — это сочетание полезной информации, благородства, аристократизма и прекрасного художественного вкуса! Совершенно потряс фильм о Вашем муже: работы Григория Павловича и Ваш голос-музыка!
Елена Копий 04.05.2018 23:07
Спасибо Вам за столь эмоциональный отклик, Татьяна!))
Нина Иванова, г. Санкт-Петербург 23.01.2019 19:47
Получила большое удовольствие от прочтения и от прослушивания твоего повествования под музыку. Ах, как приятен на слух твой тембр голоса! На мой взгляд, сделано все очень-очень профессионально! Если бы не ты, то я бы никогда и не узнала, что у нас в России есть такой прекрасный скульптор, как Григорий Копий. Поражаюсь работоспособности этого человека! Как же можно создать такие монументальные скульптуры одному человеку. Это же уму непостижимо! Понравились акварели — тонко, изящно и по-весеннему светло! А вот барельефы очень жалко. Думаю, что они очень украшали помещение внутри. Это же красиво! Но больше всех мне понравился бюст Скрябина! В нем что-то возвышенное и недосягаемое есть!
Елена Копий 23.01.2019 19:55
Спасибо, Ниночка. Да, с рельефами случилась печальная история, очень характерная для нашего сегодняшнего бытия. А сколько памятников архитектуры сносится для постройки очередного торгового центра или дорогостоящего некачественного жилья…
Татьяна Михайловна Майданова, г. Брянск 20.09.2024 23:15
Дорогие Елена Валерьевна и Григорий Павлович! Фото скульптуры «Музыкант» видела раньше. Но сейчас, окунувшись с головой в работу над материалами будущей книги от Марке Ефимовиче, я как-то стала многое воспринимать по-другому, и наше «прекрасное далеко» в частности… Сейчас, увидев, поразилась не простому сходству, а такому живому… нет слов. Спасибо за все.
Елена Копий 20.09.2024 23:22
Автор благодарит Вас за тёплые слова, Татьяна Михайловна. Будем ждать книгу о М. Е. Белодубровском!))