www.poezo.ru

Т. Литвинова, Е. Светозарова. Хоровые тембровые диктанты

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


В предлагаемом пособии в орбиту тембрового сольфеджио включается ещё одна заповедная область — хоровое звучание. Процесс слушания хоровых фрагментов в исполнении на фортепиано даёт возможность сконцентрировать внимание в основном на структурном плане фактуры, на функциональном соотношении голосов. Включить в фокус внимания тембро-фонический уровень фактуры возможно только в процессе прослушивания произведения в хоровом исполнении. На основе всего нескольких основных типов фактур возможно множество вариантов тембровых решений, определяемых составом хора и приёмами хорового изложения, чистыми или смешанными тембрами голосов, регистровыми условиями.

Прослушивание хорового многоголосия в оригинальном звучании особенно актуально для дирижёров-хоровиков. Профессионально значимые навыки слышания партий различных голосов, голосоведения, аккордовых вертикалей несомненно могут более эффективно развиваться с введением в курс сольфеджио хорового тембрового компонента.

Особый интерес представляют хоры a capella. Именно этот жанр предоставляет возможности для развития тембрового слуха в условиях определённых ограничений — внутри одного хорового тембра.

Музыкальный материал (нотный текст и аудиозаписи) составлен из русской хоровой классики и полностью заимствован из издания «Антология русской светской хоровой музыки XIX — начала XX века» (Составитель Е. Д. Светозарова. С.-Петербург: Изд. «Композитор», 2013–2024). Аудиозаписи были осуществлены Петербургским камерным хором под управлением Н. Н. Корнева.

Формы работы над хоровыми произведениями в формате тембрового диктанта могут быть самыми разнообразными. Это:

запись только мелодии и гармонической схемы в условиях гомофонно-гармонической фактуры (Ц. Кюи «Баркарола», А. Даргомыжский «Вянет, вянет»);

— запись только мелодии по фразам, исполняемым в разных голосах («Лето» А. Рубинштейна);

— запись баса и гармонической схемы («На могиле» С. Танеева);

— запись крайних голосов («Венеция ночью» Э. Направника);

— запись крайних голосов и гармонической схемы («Сосна» С. Танеева);

— запись голосов, объединённых единым ритмом, тембром, дублированием совершенными или несовершенными консонансами («По волнам спокойным» А. Даргомыжского, «Ночь» С. Танеева);

— запись одной из партий (партию альтов в «Адели» С. Танеева);

— запись трёх- или четырёхголосных вертикалей, всех голосов (М. Анцев «Воздух дышит ароматом»);

— повторение по памяти басовой партии («Ночь» М. Ипполитова-Иванова).

После записи диктанта можно познакомиться с этим хоровым произведением в целом, пропев его по голосам до конца. К таким небольшим по протяжённости хоровым произведениям относятся «Гроза» Ц. Кюи и др.

Если Раздел I пособия посвящён слуховому освоению тембро-фактурных особенностей хоров a capella, то Раздел II включает примеры с гармоническими трудностями.

Третий раздел пособия посвящён метро-ритмическим трудностям. В него включены примеры ритмов с особым дроблением доли, смешанными и переменными размерами. Особый интерес представляет явление «встречного ритма», которое редко бывает предметом слухового внимания в курсе сольфеджио.

Пособие, несомненно, уникально! Оно адресовано учащимся ССМШ, студентам музыкальных колледжей и музыкальных вузов. Преподаватели получают методический материал, позволяющий решать многие задачи сольфеджио, вслушиваясь в прекрасное и разноплановое звучание хоровых голосов, голосов «вокального оркестра».

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.