www.poezo.ru

Готовимся к тембровому диктанту. Методическое пособие по сольфеджио

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Основная цель современного сольфеджио — подготовить к слуховому восприятию «живой» музыки, которая неразрывно связана с конкретным тембровым оформлением. Развивая музыкальный слух, мы не должны ограничиваться фортепианной копией оркестровой музыки. Поэтому очевидна необходимость внимания к совершенствованию тембрового слуха. Безусловно, приступать к работе над развитием этой важнейшей для любого музыканта способностью нужно с начальных классов детской музыкальной школы.

В изданных ранее сборниках тембровых диктантов, сразу предлагается запись законченных мелодий в исполнении на инструментах или голосом. Вместе с тем очевидно, что такой записи должна предшествовать кропотливая подготовительная работа по слуховому освоению элементов музыкального языка в отдельности в оригинальном звучании.

В данном издании впервые уделяется внимание подготовительному этапу работы над тембровым диктантом. К сборнику прилагается CD с фрагментами из музыкальных произведений русской и западно-европейской классики.

Прежде чем приступить к записи тембрового диктанта в полном виде, необходимо освоить отдельные элементы музыкального языка в различном тембровом воплощении. На уровне музыкальной школы это возможно через включение тембрового компонента в работу над: ступенями, мелодическими и гармоническими интервалами, видами лада, мелодическими и ритмическими фигурами и др.

В данном сборнике предлагаются устные и письменные формы заданий. Устные диктанты или слуховые тесты могут быть направлены на определение интервалов, регистров, октав в звучании инструментов, простых и сложных размеров, различных видов ритмов, типов фактуры и др. Их важность в том, что эти элементы музыкальной лексики звучат в разнообразных тембрах, а также в реальных, а не в искусственно усреднённых темпах.

Тембровый компонент может включаться в освоение ладо-интонационных трудностей при слуховом анализе различных видов мажора и минора, мелодических и гармонических интервалов, движения по звукам аккордов в оркестровых фрагментах. Нотный пример №37.

Для определения мелодических интервалов можно использовать примеры из музыкальных произведений в оркестровом звучании, в которых нужно определить на слух начальный, экспозиционный или развивающий интервал, который повторяется дважды или несколько раз.

Устный тембровый диктант также может включать задание на определение аккорда, по звукам которого движется мелодия в инструментальном или вокальном звучании. Следует обращать внимание на направление движения (восходящее или нисходящее) и его характер (прямое или ломаное).

Гармонические интервалы рекомендуется рассматривать в сопровождении (например, бурдонную квинту) или между партиями солирующих инструментов.

Освоение метро-ритмических особенностей в тембрах различных инструментов также является отдельной задачей. Определение на слух простых и сложных размеров важно связывать с жанровыми характеристиками.

Оркестровая фактура. Вполне уместно и нужно уже на уровне музыкальной школы дать слуховое представление об оркестровой фактуре. Она характеризуется большим количеством компонентов, это: мелодия, подголосок, гармония, фигурация, бас, педаль, ритм.

Работа над письменными тембровыми диктантами может начинаться с записи на инструктивном материале ступеней лада, мелодических и гармонических интервалов, мелодий по звукам аккордов в разнообразном тембровом воплощении.

Прежде чем приступить к письменному диктанту с полной записью, необходимо отдельно проработать различные ритмические рисунки. Предлагается подробно остановиться на видах пунктирного ритма, синкоп, триолей, а также ритмах с залигованными нотами. Возможны следующие задания с частичной записью:

а) к данному ритму дописать ноты;

б) к данным нотам дописать ритм;

в) записать ритм партии сопровождения;

г) записать ритм мелодии.

После того, как накоплен опыт преодоления тембровых, тембро-интонационных, тембро-ритмических, тембро-фактурных, тембро-архитектонических трудностей, можно приступать к написанию диктантов с полной записью.

________________________________

По вопросу приобретения пособия Т. Литвиновой «Готовимся к тембровому диктанту» обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.