Т. Литвинова. Тембровые диктанты. Методическое пособие по сольфеджио
«Тембровые диктанты» — методическое пособие по сольфеджио для средних и высших музыкальных учебных заведений.
Пособие продолжает серию методических материалов, направленных на развитие тембрового слуха. Для сборников этого направления возможны различные принципы классификации музыкального материала:
— последовательное изучение тембровых особенностей инструментов симфонического оркестра и их сочетаний;
— координация с общими темами учебного плана;
— ориентация на определённую специальность.
Шкала тембровых трудностей во всём своём разнообразии освещена в учебном пособии «Тембровое сольфеджио». В данном пособии представлены музыкальные примеры, включающие самые разнообразные тембровые трудности, но они не выделены в отдельные разделы (кроме регистровых). В условиях ограниченного учебного времени возможно совмещение изучения тембровых трудностей с гармоническими, метроритмическими, ладо-интонационными. Именно такая форма оказывается наиболее практичной, позволяющей уделять внимание комплексу выразительных средств, и как следствие — различным сторонам музыкального слуха.
Первый раздел сборника посвящён тембро-регистровым трудностям. Автор предлагает освоение инструментальных тембров по регистровой принадлежности, что позволяет сразу охватывать несколько инструментов из различных групп оркестра. Особенно важна работа над освоением низкого регистра. Такой навык — фундамент для определения на слух аккордов и гармонических последовательностей в оркестровой фактуре, а также для слышания двухголосия.
Материал для тембровых двухголосных диктантов представляют:
а) дуэты солирующих инструментов;
б) крайние голоса («основное двухголосие») ансамблевой или оркестровой фактуры.
Работу над развитием тембро-гармонического слуха рекомендуется начинать с определения гармонических оборотов и коротких однотональных аккордовых последовательностей, которые приводятся в этом пособии. Их можно предложить повторить на фортепиано, не записывая. Затем постепенно включаются более протяжённые и сложные в тональном отношении примеры для записи гармонической схемы. Недостаточная работа в этом направлении на уровне средних учебных заведений сказывается в высшем звене: определение аккордов в фрагментах в оркестровом звучании может вызывать значительные затруднения. Перекос в сторону слушания искусственно усложнённых, инструктивных гармонических последовательностей только в фортепианном тембре серьёзно ограничивает развитие слухового сознания в целом и тембрового слуха, в частности.
Один из разделов сборника посвящён сочетанию тембровых и метроритмических трудностей. В этом разделе предлагается работать над общими темами программы курса, связанными с развитием чувства метро-ритма на музыкальном материале и в конкретном тембровом воплощении.
Определённые ритмические фигуры (триоли, синкопы, пунктирный ритм) предлагается прорабатывать в разных размерах, а также в различных голосах: как в мелодии, так и в качестве остинатного ритма в сопровождении. В качестве интересного и полезного задания может быть запись мелодии и ритмической фигуры аккомпанемента, а затем пение одного, двух или четырёх мелодических голосов с простукиванием ритма сопровождения (так можно проработать, к примеру, тему третьей части из Квартета №2 А. Бородина).
В раздел Сочетание тембровых и ладо-интонационных трудностей включены мелодии, в которых определение тембров солирующих инструментов не составляет особых сложностей в отличие от ладо-интонационных особенностей. Это могут быть различные виды хроматизмов, модуляционные процессы, сложные ладовые структуры музыки XX века и др.
Как показывает практика, студенты нередко испытывают трудности в записи музыкальных примеров в ключах «до», а также партий транспонирующих инструментов. В данном пособии примеры, направленные на совершенствование этих навыков, выделены в отдельный раздел «Нотографические трудности».
Не секрет, что тембровых диктантов боятся, они считаются трудными. Для снятия этого психологического барьера нужно использовать предварительные подготовительные упражнения, призванные настроить на звучание определённого регистра и тональности в тембре инструмента, что облегчит восприятие и запись оркестрового фрагмента. Это — слушание ступеней, интервалов, мелодических оборотов в тембре данного инструмента.
Подготовительным формам работы к тембровому диктанту посвящено учебное пособие «Готовимся к тембровому диктанту». Уже на начальном уровне образования учащиеся должны приобрести необходимые навыки по определению на слух тембров инструментов высокого и низкого регистров, а также иметь опыт слушания элементов музыкального языка в различном тембровом воплощении (ступеней лада, мелодических и гармонических интервалов, аккордов, размеров и ритмических фигур, видов фактуры).
Важен технический вопрос: правомерны ли проигрывания на фортепиано инструментально-вокального фрагмента в формате тембрового диктанта? Если музыкальный фрагмент достаточно труден не столько в тембровом, сколько в ладовом, структурном или метроритмическом отношениях, то сначала нужно разобраться именно с тем, что сложнее. Это легче сделать в знакомом тембре фортепиано, а прослушивание в оригинале отложить на финальные проигрывания. В любом случае тембровый компонент оказывается в поле зрения учащихся, и, что важно, есть возможность услышать музыкальный материал в оригинальном, полноценном виде, задуманном композитором.
Целью подобных заданий должна быть не просто фиксация нот в тембровых вариантах мелодии, а необходимое включение в процесс слушания всего комплекса выразительных средств в конкретном тембровом воплощении и различных темповых условиях.
Роль тембровых диктантов в формировании музыканта трудно переоценить, ибо одна из важнейших целей курса сольфеджио — учить слышать и анализировать художественный музыкальный текст в живом оригинальном звучании.
_________________________________________________
По вопросу приобретения пособия Т. Литвиновой «Тембровые диктанты. Методическое пособие по сольфеджио» ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.
022 И. С. Бах. Кантата №21, Ария
115 Л. Минкус. «Баядерка», Па-де-де, а.2. т.1
132 С. Слонимский. Симфония №5, ч.2
173 Кара Караев. Сюита из балета «Семь красавиц», ч. 1, Вальс
181 С. Слонимский. Славянский концерт, ч.3
190 П. Чайковский. «Орлеанская дева», Ария Иоанны, д. 1.
256 Ж. Бизе. «Арлезианка». Сюита №1. ч. 1
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.