Т. Литвинова, И. Розанова. Сольфеджио на материале органной музыки
Работа над пособием велась двумя авторами: Т. Литвиновой и И. Розановой. Ирина Розанова — известная петербургская органистка, лауреат международных конкурсов, член Союза концертных деятелей, член Союза музыкальных деятелей, преподаватель органа Хорового училища им. М. И. Глинки, штатная органистка Капеллы «Таврическая».
______________________________________________
Орган называют «королём музыкальных инструментов» за многообразие регистровых и тембровых красок. Но в пособиях по сольфеджио произведения для этого инструмента представлены весьма ограниченно. Особенно ценно слушать органный репертуар в оригинальном звучании. В предлагаемом пособии все примеры записаны на акустическом органе. Это — первый опыт в практике преподавания сольфеджио.
Пособие открывается подготовительным инструктивным разделом, содержащим интервалы в тональности, аккорды от звука.
Работу над гармоническими последовательностями рекомендуется предварять слушанием отдельных оборотов.
Для диктантов предлагаются художественные примеры с мелодиями в верхнем, среднем и нижнем голосах. Навык слышания и записи мелодий в низком регистре представляется чрезвычайно важным и полезным, ему следует уделить особое внимание. К тому же сольные партии педали обладают особым колоритом звучания.
Д. Бедар. Интермеццо
Следует записывать также партии педали в условиях многоголосия. Навык слуховой дифференциации нижнего голоса, являющегося фундаментом вертикали, необходим для определения на слух аккордовых комплексов.
Орган обладает роскошными возможностями для развития гармонического и фактурного слуха, чувства голосоведения. Долгое время звучания даёт возможность продолжительного и внимательного вслушивания в фонизм аккордов и созвучий, отчётливо различать выдерживаемые звуки. Тембровое разнообразие партий голосов позволяет прослеживать линии каждого из них. Ряд примеров в пособии предназначены для определения гармонической схемы после прослушивания.
Для двух-, трёх- и четырёхголосных диктантов предлагаются примеры с разным типом фактуры, с одновременным и постепенным включением голосов.
С. Уэсли.12 коротких пьес для органа. Ария
И. Пахельбель. Чакона для органа
В отдельном разделе пособия собраны примеры, в которых орган сочетается с другими инструментами, а также с голосом и хором. Включены ансамбли с одним или двумя солирующими инструментами. Примеры этого раздела по усмотрению преподавателя могут быть использованы для слуховой тембровой викторины, пения верхнего голоса, а также для записи мелодии или гармонической схемы сопровождения.
Органные сочинения представляют собой прекрасный материал для ансамблевого пения: в пособии предлагаются разнообразные в фактурном отношении двух-, трёх- и четырёхголосные художественные примеры.
Пособие включает широкий круг произведений для органа XVIII-XXI веков русских и западно-европейских композиторов. Аудиофайлы удобно находить по QR-коду.
Авторы пособия: преподаватель-теоретик и концертирующий исполнитель. Такая совместная работа позволяет обогащать учебный материал репертуаром по специальности, сближать теоретические дисциплины с практикой, укреплять связь сольфеджио с музыкой, что гарантирует интерес студентов к этой непростой дисциплине
По вопросу приобретения пособия Т. Литвиновой, И. Розановой «Сольфеджио на материале органной музыки» обращайтесь в окно ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
040 Гармонические обороты
062 Гармонические последовательности
100 Д. Бедар. Интермеццо
120 С. Уэсли.12 коротких пьес для органа. Ария
138 И. Пахельбель. Чакона для органа
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.