Париж. Центр Помпиду. Выставка В. Кандинского
Продолжая повествование о Париже, о столь полюбившемся нам Центре Помпиду, хочется отдельно остановиться на ретроспективной выставке замечательного русского художника Василия Кандинского.
Предыдущая выставка произведений художника проводилась в Париже довольно давно, в 1984 году, когда Ценр Помпиду получил ряд произведений по завещанию его жены. В данной экспозиции представлены около ста работ Кандинского 1907–1942 годов из собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus, нью-йоркского музея Гуггенхайма и собственно Центра Помпиду.
Идейный вдохновитель русского авангарда, Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году в семье коммерсанта, получил великолепное образование в Московском университете. Став доцентом юридического факультета, Кандинский некоторое время преподавал. От престижного предложения Дерптского университета в Тарту занять место профессора. Кандинский отказывается. Знакомство с выставкой импрессионистов, проходившей в Москве, в частности с картиной Клода Моне «Стога сена», перевернуло сознание успешного тридцатилетнего юриста: он отправляется в Мюнхен, где учится в частной художественной студии Антона Ажбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств, оказываясь в эпицентре художественной жизни. Обладая яркой индивидуальностью, изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые считают его цветовые решения слишком яркими, а композицию картин излишне вольной.
До первой мировой войны Василий Кандинский живёт в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и много путешествует, но поддерживает постоянные связи с Россией. Здесь же он создает первые абстрактные композиции, пишет большой теоретический труд «О духовном в искусстве». По мнению художника, внутреннее содержание произведения искусства лучше всего воплощается прямым отражением чистых красочных созвучий и ритмов.
После начала первой мировой войны он возвращается в Россию. Очевидец Октябрьской революции, художник становится активным организатором новой художественной жизни в России. Он пропагандирует создание в столице и провинции музеев современного искусства, преподаёт в ВХУТЕМАСе, участвует в организации охраны памятников. Но в декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук Кандинский едет в Берлин в целях налаживания международных связей и решает остаться в Германии.
Кандинский преподаёт живопись и становится видным теоретиком абстрактного искусства школы «Баухауз», а впоследствии получает всемирное признание как один из пионеров абстракционизма. В результате обладателями крупнейших коллекций работ Кандинского становятся Германия, Америка и Франция — страны, где по-настоящему сложилась жизнь и карьера художника.
После отъезда из России до начала тридцатых годов художник жил в Мюнхене и его пригороде — альпийской деревне Мурнау. В 1933 году, покинув нацистскую Германию, Кандинский обосновался во Франции. Здесь, в 1944 году в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен художник умер.
Кандинский — один из теоретиков модернизма. В книге «О духовном в искусстве» он дал своё понимание абстракционизма как искусства, не зависящего от наблюдений за предметами окружающего нас мира. Организаторы выставки постарались показать, каким образом его эстетические воззрения получили воплощение в живописных полотнах. Выстроив экспозицию хронологически, посетителям выставки дали возможность проследить логическое развитие идей художника, изменение его авторского видения. Нам представился удивительный случай увидеть работы, которые редко выставляют рядом, в частности раннюю картину «Пёстрая жизнь» (1907) из Мюнхенской галереи и одно из первых абстрактных полотен «Светлая картина» (1913) из музея Гуггенхайма Нью-Йорка, что наглядно демонстрирует эволюцию стиля художника.
Отдельно и подробно можно говорить о взаимодействии живописи и музыки в творчестве Кандинского. Художник сам неплохо играл на виолончели и фортепиано, много размышлял о cвязи музыки и живописи, что нашло отражение в его теоретических трудах. Кандинский любил музыку Р. Вагнера, М. Мусоргского, К. Дебюсси, А. Скрябина. С последним его сближала идея синтеза всех искусств и вера в мессианскую роль человека творящего. Такова, например, задуманная им сценическая композиция «Жёлтый звук», которая должна была соединить цвет, пластику, слово и музыку.
Но ближе всего по духу и эстетическим воззрениям был А. Шёнберг с его идеей «отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного». Одна из эстетических установок Кандинского — раскрытие в искусстве «трансцендентальной сущности вещей», по его мнению, больше всего доступна музыке. Именно в музыке он ощущал свободу от реальности и стремился к тому же в живописи. Возможно, поэтому живопись Кандинского по ощущениям очень музыкальна, к какому бы стилю она ни принадлежала.
Выставка произведений Кандинского в Центре Помпиду — весьма полная и впечатляющая ретроспектива одного из основоположников мирового абстракционизма, стала ещё одним удивительным везением и открытием поездки в Париж.
Видеоролик «Василий Кандинский» выполнен И. Осовицкой. Руководитель проекта Е. Копий. В фильме использованы фотографии и репродукции картин В. Кандинского, музыка А. Скрябина, а также композиторов русского авангарда начала ХХ века Г. Попова, В. Задерацкого и В. Дешевова. Проект удостоен Диплома Всероссийского конкурса мультимедиа проектов–2012 в Санкт-Петербурге.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Татьяна 30.05.2012 20:01
Елена спасибо за статью, книгу Кандинского, которую называли «Евангелием от искусства» читала. Ролик замечательный!
Елена Копий 30.05.2012 21:04
Спасибо, Татьяна, я просто по-хорошему «заболела» Кандинским именно после этой выставки, захотелось о ней рассказать и показать живопись в сочетании с музыкой композиторов русского авангарда 20-х годов.
Ирина Юденкова-Ларичева 07.06.2012 18:10
«Василий Кандинский» — прекрасный, интересный, познавательный фильм!
Елена Копий 07.06.2012 20:39
Спасибо, Ирина!
Ирина Агишева, г.Берёза, Беларусь 07.06.2012 21:58
Спасибо, Елена! Все, что делаете — интересно! Вы наш просветитель!
Елена Копий 07.06.2012 23:16
Спасибо, Ирина…))) Наверное, потому что-то получается, что мне самой всё это весьма интересно…
Ирина Бомштейн, Конотоп, Украина 05.07.2013 22:26
Спасибо, с интересом прочитала и посмотрела.
В. В. 06.07.2013 11:38
Чтобы понять Кандинского, нужно прочитать его работу «О духовном в искусстве» 1910 г. Просто необходимо.
Елена Копий 06.07.2013 14:43
Хороший совет!))
Мурат Тусупбеков 12.12.2019 01:11
МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ РАБОТЫ КАНДИНСКОГО! ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ В ЦВЕТЕ! ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПЕСТРЫЕ, ПРАЗДНИЧНЫЕ! В ПОСЛЕДУЮЩЕМ, НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНЫЕ, АБСТРАКТНЫЕ!
Татьяна Краснова 20.07.2020 18:10
Только открываю для себя Кандинского. Очень точное музыкальное сопровождение его работ! Спасибо!)