Вена. Гармония эпох
Вена встретила нас крупными слезами дождя: хмурое небо, плотно затянутое тучами, не обещало счастливых ощущений. Тем не менее, вопреки погоде, они возникли, поскольку мы оказались в центре Европы, в замечательном городе с древнейшей историей, имперскими традициями, великой многовековой музыкальной культурой, великолепной архитектурой, демонстрирующей нам роскошные дворцы и резиденции августейших особ, богатейшие величественные храмы, отражающиеся в зеркальных стенах современных построек. Вену ощущаешь так же полнокровно, как Париж, но по-другому, поскольку это совсем иная по атмосфере, но столь же прекрасная столица. И столь же катастрофически не хватает времени, чтобы охватить всё то, что она предлагает гостям.
В связи с этим совершенно непонятно, что остаётся в памяти туристов, приехавших в Вену из Праги на четыре часа: они успевают проехать с обзорной экскурсией по городу, выйти у памятника Моцарту в бывшем императорском саду Бурггартене и сфотографироваться на его фоне по принципу «здесь был Вася». И всё. К Моцарту в результате практически не прорваться, а ведь памятник заслуживает быть запечатлённым сам по себе, без габаритных граждан в шортах, непременно стремящихся внедриться в скульптурную композицию. При этом столь навязчивым вниманием обывателя напрочь обделены памятники императору Францу Иосифу, Шиллеру, Гёте, Гайдну, Бетховену, Шуберту, Брамсу и другим великим деятелям прошлого, прославившим австрийскую столицу…Всему виной туристические штампы, которые гласят: Вена — город Моцарта и Штрауса, значит и увековечивать себя следует с ними в обнимку. Ликёр «Моцарт», конфеты «Моцарт», тряпичные сумки и фаянсовые бокалы с портретом Моцарта, магниты, тарелочки, подушечки — автор «Дон Жуана», «Свадьбы Фигаро» и «Реквиема» давно и успешно фигурирует в качестве торгового бренда. Таковы печальные реалии общества потребления, привыкшего делать деньги на всём…
Побывав в Вене дважды, понимаешь, как много ещё не успел увидеть и надо приезжать ещё. Но тем не менее, почувствовать этот чудесный город во всём многообразии его проявлений удалось. Автору этих строк, привычно и естественно ощущать мир через искусство, поэтому одним из главных притягательных объектов в этом плане является знаменитый Венский оперный театр. Бесспорно, это один из шедевров архитектуры, в театр можно войти с экскурсией. В то же время, это — крупнейший центр мирового музыкально-театрального искусства, здесь ежегодно ставится большое количество опер и балетов с участием лучших артистических сил Европы и мира. Но летом, в пору туристического наплыва, здесь господствует популярный концертный репертуар: повсюду тебя встречают разряженные в костюмы Фигаро, Папагено и других оперных персонажей театральные агенты, которые предлагают билеты на концерты популярной классической музыки в разных концертных залах Вены. Концерты хорошего качества, очень лёгкие, изобилующие музыкой Моцарта, Штрауса, популярными оперными ариями итальянских композиторов. Летом слушать сложные симфонические концепции никто не предлагает, всё серьёзное начинается с открытием нового сезона — осенью.
Другим объектом, который привлекает внимание музыкантской братии, и не только её, является Дворец Шёнбрунн — бывшая летняя резиденция Габсбургов. Ведь именно здесь в Зеркальном зале перед императрицей Марией Терезией выступал шестилетний Моцарт, очаровавший её своим искусством и умением справляться во время исполнения со всеми заданиями и трюками, которые ему предлагали. Побывав при дворе дважды, получив от императрицы новый красивый костюм, юный виртуоз произвел на слушателей столь сильное впечатление, что семья Моцарта практически ежедневно приглашалась в дома знатных особ и аристократии. Всё это здесь, в этих стенах можно явственно представить… Дворцовый комплекс Шёнбрунн — один из шедевров барочного стиля, в составе которого прекрасный парк, Пальмовый домик, павильон Глориетта и зоопарк. Если не торопиться, здесь можно провести весь день.
Собор святого Стефана — центр Вены, один из её символов и основных достопримечательностей. Это величественный кафедральный собор, первое письменное упоминание о котором датируется 1221 годом. Здесь ежедневно проходят богослужения. И как не вспомнить, что именно в этих стенах когда-то в течение девяти лет пел в хоре и обучался азам музицирования на разных инструментах Йозеф Гайдн! Тот самый «папаша Гайдн», как называли его позже музыканты капеллы Эстерхази, в творчестве которого откристаллизовался классический сонатно-симфонический цикл. Можно обойти собор неоднократно, разглядывая его детали, можно посидеть рядом в кондитерской «Аида» за чашечкой кофе и проникнуться значительностью момента соприкосновения с историей…
Здесь хочется много, неторопливо с интересом прогуливаться, направляясь от Собора святого Стефана к знаменитой Колонне Святой Троицы или Чумной колонне, знаменующей окончание эпидемии чумы в 1679 году. Всё это мраморное барочное великолепие выросло позже, а сначала колонна была деревянной. Являясь ярким акцентом, колонна притягивает толпы туристов, её можно долго рассматривать, разгадывая аллегорический замысел композиции.
Роскошная зимняя императорская резиденция Габсбургов Хофбург сегодня является официальной резиденцией федерального президента Австрийской республики. Дворцовый комплекс Хофбург включает в себя большое количество разнообразнейших музеев, среди которых каждый найдёт для себя наиболее интересный и привлекательный для посещения. Нас, конечно же, заинтересовала галерея Альбертина с богатейшей коллекцией живописи и графики, а также Музейный квартал, где представлено современное искусство.
В качестве необычного архитектурного объекта туристам непременно показывают Дом Хундертвассера. Естественно, что за двадцать минут там мало что увидишь, кроме самого причудливого красочного здания, поэтому лучше приехать сюда самостоятельно, обойти вокруг, оценить с разных точек. Смотреть есть что, поскольку рядом по его проекту в том же стиле была выстроена так называемая Деревня Хундертвассера — торгово-выставочный комплекс с кафе-баром и сувенирными лавочками. Венский Дом искусств — это реконструированное архитектором здание старой мебельной фабрики Тонет, здесь расположен музей, где представлены живописные работы и архитектурные проекты мастера, а также устраиваются выставки других художников. Хундертвассеру, кстати, принадлежит и очень необычный проект мусоросжигательного завода Шпиттелау, сочетающий в себе функциональность, заботу об экологической безопасности и яркое дизайнерское решение.
Много интересной современной архитектуры и в центре города, и в отдалённых районах. Особого внимания заслуживает знаменитый Gasometer City — образец промышленной архитектуры конца 19 века, реконструированный спустя почти столетие в комплекс сочетающий жилые, офисные и торговые функции. Газгольдеры, в которых некогда хранился коксовый газ для нужд города, с переходом на природный оказались не нужны в своём исходном назначении. Зато после творческого переосмысления архитекторов из архитектурного бюро Coop Himmelb (l)au, Жана Нувеля, Вильгельма Хольцбауэра и Манфреда Ведорна, помещения получили новую жизнь. В них расположены квартиры и студенческие комнаты, причём среди людей, живущих здесь, со временем возникло ощущение единения, общности, появился свой актив жильцов, интернет-сообщество, что, в свою очередь, заинтересовало психологов, архитекторов, журналистов как объект изучения определённого социального феномена. Органично вписались сюда и здания современного облика, например высотное здание с некоторым «надломом» или развлекательный центр Мегаплекс.
Замечательным контрастом округлым правильным цилиндрическим формам Газометра является расположившийся рядом жилой комплекс Ville Verdi из пяти угловатых зелёных как будто накренившихся зданий, построенных по проекту архитектурного бюро Albert Wimmer. Беглый взгляд на них необычайно веселит и бодрит, а более пристальный — по-хорошему радует, поскольку здесь всё продуманно и предусмотрено для нормальной комфортной жизни.
Итак, Вена — старая и новая, барочная и хайтековская, имперская и демократичная, солнечная и дождливая… Город великолепных дворцовых ансамблей, содержательнейших музеев, тенистых лирических парков с зеркальными водоёмами, многовековой центр музыкальной культуры…Город уютных гостеприимных кафе, вкуснейшего кофе и штруделя… Приехать, увидеть, почувствовать, прислушаться и вникнуть в гармоничную организацию жизни австрийской столицы — вот источник незабываемых впечатлений и ярких воспоминаний.
Проект Елены Копий. Фото Елены и Андрея Копий. Музыка: В. А. Моцарт. Концерт для флейты и арфы с оркестром, ч. 3.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ирина Шатина, г. Самара 15.07.2015 22:39
Посмотрели-почитали… оценили. И Вена хороша, и очерк хорош. Как всегда, скажу про стиль: блестящий, легкий, как светлое игристое вино. Особенно в моцартовском куске… как улыбка гения…
Мария Ригель, Sindelfingen, Германия 16.07.2015 00:43
Леночка! Очень интересный и полезный очерк о Вене с великолепной музыкой Моцарта. Я была в Вене и видела много из того, о чём ты написала и поэтому мне было вдвойне интересно вновь всё вспомнить и пережить.
Галина Сметанина (Денежкина) 16.07.2015 20:27
Прочитала и сразу снова захотелось в этот прекрасный город…Музыка в видеоролике — чудесная, такой не слишком известный Моцарт. Здорово!)))
Надежда Булатова, г. Первоуральск 16.07.2015 21:05
На великих классиках держится Вена!
Елена Копий 16.07.2015 21:57
Спасибо, девушки, Вена — очень благодатный объект для описания. жаль, времени всегда не хватает, там ещё ходить и ходить, смотреть, слушать, впитывать…)))
Ольга Курносова, Краснодарский край 17.07.2015 10:49
Обожаю читать ваши очерки в рубрике «Путешествия». Интересно, лаконично и познавательно. Особенно для таких, как я, которые не были в Вене и вряд ли когда-нибудь будут. Спасибо Вам за Ваш труд, очень нужный для всех читателей.
Елена Копий 18.07.2015 00:53
Спасибо, Оля, ну почему же никогда не будете? Всё ещё впереди!))
NATALIHEYKE, Германия 23.07.2015 20:57
Какие знакомые места! Как будто снова стоишь бездыханный от восхищения этой красотой... Спасибо! Чудесная страничка, великолепная подборка! Спасибо за страничку, очень интересные материалы и все профессионально сделано, даже более, чем понимает простой обыватель)))
Любовь Крупник 14.09.2015 21:42
Леночка! Наконец-то я все прочитала и все прослушала! Сразу, как только появилось свободное время! И восхищена! И благодарна! За то, что ты дала мне возможность вновь пройтись по улицам и площадям великолепного города, окунуться в атмосферу праздника и любимой музыки! Вена завораживает и требует все новых встреч. Ее невозможно познать за одно свидание, поэтому и я очень надеюсь встретиться с прекрасным теперь не летом, а уже зимой, осенью, весной, и чтобы вокруг как можно больше было музыки, потому что мне ее очень не хватало знойным летом! Спасибо тебе огромное. Всегда с нетерпением жду твоих новых, таких талантливых заметок. Здоровья тебе, чтобы не иссякали силы и желание для творчества!
krohn lada 15.10.2015 00:03
Лена, вы прекрасно описали Вену, но видео -это отрывки из обрывков, лучше бы Вы не снимали.Все смешали и Шенбрун и Хофбург и сам город, даже скульптуры были выхвачены не понятно с каких объектов.Простите, что с критикой, но это вам даст толчок к совершенствованию ваших сюжетов, вы владеете прекрасно словом и письмом…Но больше меня передернуло, фото-монумент посвященный Венскому холокосту под легкую музыку Моцарта…лучше бы здесь был реквием…есть вещи с которыми нужно быть аккуратней. На счет экскурсий Вы не правы…Туристу дается ровно столько инфо сколько он может вместить в себя за время однодневной экскурсии, Увы, не все люди эстеты и интеллектуалы, кто-то равнодушен к архитектуре, а кто-то и к истории.А если туриста покорил город, есть повод всегда вернуться.Невозможно познать дух города за один день, да и не всем он ложится на сердце, это все индивидуально.
Елена Копий 15.10.2015 01:15
Не могу назвать сию критику конструктивной, увы...Ролик - всего лишь фильм-настроение, без конкретики, дополнение к очерку на странице. Именно поэтому я "всё смешала", и чем Вам непонятны "с каких объектов выхвачены скульптуры", когда всё предельно ясно... Все ролики на любой странице раздела Путешествия — это завершающая текст точка. И на большее они не претендуют. Это моё личное ощущение города, в данном случае - Вены. Относительно Памятника жертвам под музыку Моцарта…Согласитесь, Моцарт — не блатной «шансон». И какой бы ни была музыка Моцарта по настроению, она достойно сопровождает любой сюжет. Это высочайший образец того, что может человек созидающий, отмеченный печатью гениальности. А памятник жертвам — это свидетельство тому, на что способен человек разрушающий, одержимый дикой нацистской идеей. Так что на контрасте это вполне работает, Лада.
В городе органично уживается старое и новое, мирно соседствуют эпохи, и объекты городской среды совсем не мешают друг другу. Тот же памятник расположен рядом с галереей Альбертина, неужели надо было рвать идеальную моцартовскую форму и ставить на пять секунд его же Реквием? Не говоря о том, что я вообще стараюсь избегать всякого рода лобовые вещи. Зачем по лбу? Люди, способные прочитать в интернете большой текст, - не глупее нас с Вами, они всё поняли и в ролике, никого, кроме Вас не передёрнул вечный Моцарт, сопровождающий видовой ряд…Потому что музыка Моцарта - олицетворение жизни, нашего прекрасного бытия, он был и до подобных человеческих трагедий, будет и после них, увы, повторяющихся периодически на нашем шарике. А Вы, судя по возмущению, работаете в туризме, предоставляя туристам порцию "инфо"?))) Если так, успехов Вам, Лада!
P.S. Вот, оказывается я угадала: Вы - частный гид в Праге. Всё-таки жизненный опыт позволяет чувствовать людей даже на солидном расстоянии...)) У Вас замечательное занятие, Лада, и Прага - чудесный город, я его очень люблю.krohn lada 15.10.2015 17:23
Елена, письмо как и музыка-это ваша стезя…Жаль, не услышали фразу: «для усовершенствования ваших роликов». Имеющий уши, да услышит! Забавно, не поленились даже собрать инфо обо мне, значит что-то все-таки не так, когда переходят на личность? А вам , снова повторюсь, успехов в создании новых роликов!
Елена Копий 15.10.2015 17:58
У нас с Вами разные функции, Лада. Моё дело — рассказать о своих эмоциях, о своём видении. Ваше дело — давать «инофо», именно поэтому Вы обиделись за то, что я «проехалась» по туристическим штампам и написали мне Ваш комментарий с претензией к содержанию видеоряда и музыки. Я не поленилась (лень вообще не моё сильное качество…) и нашла Вас (google в помощь), дабы убедиться в Вашей профессиональной принадлежности. И оказалось, что не ошиблась…По роду деятельности я привыкла знать, с кем общаюсь и находить периодически приходится много кого — не вижу в этом никакого глубокомысленного подтекста. Кстати, упоминание Вашей фамилии здесь - бесплатная реклама Вашей деятельности.))
На предмет усовершенствования роликов...Согласна: нет предела совершенству в любом деле, тем более, что этой рубрикой нашего большого журнала я занимаюсь не столь часто, как хотелось бы. Успехов Вам!))Глокая Куздра 15.10.2015 18:59
Слежу за всеми новыми публикациями раздела, многое пересматриваю. Заинтересовала ваша дискуссия. И вот, что спонтанно родилось в её продолжение:
В каждом снимке ролика
Истины момент.
Сдвинь чуть-чуть, на толику -
И момента нет.
И глаза имеющий
Да увидит это!
Это ведь не зрелище,
Это взгляд Поэта!Olga Kurnosova 15.10.2015 20:53
Елена, мне всё очень понравилось.Во-первых, ничего не перемешано. Во-вторых, фотографии, выставленные в видео, выстроены вполне логично и сняты с прекрасного ракурса. Ваша задача не информировать, а вызвать эмоции, что у Вас отлично получилось.Огромное Вам спасибо, Елена !
«Это ведь не зрелище,
Это взгляд Поэта« — вполне согласна с автором предыдущего комментария.Ирина Иванцова, г. Волгоград 14.08.2016 22:03
Вена — город парков, дворов и музыки… И хотя гармония слагается из «противоположного», современная архитектура, почему-то не радует… А за статью и Моцарта — спасибо!!! Как всегда, очень интересно!
Елена Копий 14.08.2016 22:11
Понимаю, Ирина, но…современная архитектура ощущается как нечто новое, интересное тогда, когда ты находишься внутри…Дефанс в Париже, Город искусств и науки в Валенсии, архитектура Копенгагена и Амстердама…В 21 веке невозможно строить так, как в 18, как невозможно писать и музыку, подобную баховской или моцартовской. У каждого века свой язык, отражающий эпоху. Только в музыке мы это допускаем, а в архитектуре не хотим… Ville Verdi в Вене — замечательное современное жильё, у нас бы так строили для людей, вместо тех многоэтажных «муравейников», которые мы видим в микрорайонах…
Ирина Иванцова, г. Волгоград 14.08.2016 22:14
Во всём согласна, но сердцу не прикажешь…
Эльвира Гимон, г. Сеул 15.08.2016 15:43
Прекрасная экскурсия, Елена Валерьевна! Для тех, кто не может поехать — лучше не придумать, до того хорошо изложено и снято профессионально. Спасибо огромное!
Елена Копий 15.08.2016 15:50
Спасибо, Элечка, вся рубрика так сделана…Стараюсь передать свои впечатления и размышлизмы…))
Эльвира Гимон, г. Сеул 15.08.2016 16:49
Посмотрю все обязательно! Сейчас концертов нет до конца августа — все познаю!!!
Виталий Балакшин, Красноярск 15.08.2016 18:05
Замечательное фото, красивый город. интересная информация.