www.poezo.ru

Чему учить?

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского


Выступление профессора МГК им. П. И. Чайковского В. В. Медушевского на XXII Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование-2023: творчество, наука, технологии». СПб, 13 — 16 декабря 2023 года.

_____________________________________

Цель музыкальной педагогики не может быть вдали от последней цели бытия. Осознав их сопряженность, мы тут же получим ключ ко всему. Об этой внезапной прозрачности сущего и пойдет речь.

Г. Нейгауз призывал: учить нужно только тому, чему научить невозможно. А как? Откровение о последней цели бытия предложит нам и метод наученья.

Итак, зачем Бог создал мир и время в нем? Ветхий мир томился без ответа, спросить же Творца не смел. «Все суета сует и всяческая суета». «И нет ничего нового под солнцем». В ветхом времени немыслимым диссонансом прозвучало бы ключевое для нас понятие «развитие». Идея развития абсурдна без последней цели бытия.

С ее откровения началась в истории Новая эра и новый счет времени. В мир хлынули потоки благодатных сил для осуществления беспредельной цели. Неумирающая новизна вечности, в которой живет Бог, но призван жить и человек, — озарила бытие, понеслась по поколениям, вдохновляя на жизненный подвиг. Исполнилось пророчество Малахии: взошло обетованное им «солнце правды и исцеление в лучах его».

Время стало небывалым: целестремительным, синергийно-благодатным, творящим несказанную красоту, полную небесной любви. Войдя во время, вечность его преобразила, подняв к себе каждый миг бытия и все время в целом (если человек хочет откликнуться на призыв).

Как ощутить целестремительность? Стрела времени не назад летит, не в потерянный рай. Рай — не Царство Божие. Рай — ясли человечества. Прародители не были испытаны. А получив двойку на экзамене, были изгнаны из рая, поселены напротив его врат — учиться покаянию. Бог ошибся в замысле? У Бога ошибок не бывает. В момент изгнания из рая прародители получили обетование о «Семени Жены» — о Христе. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вот она, возвещенная Им последняя цель творения мира, которая не может быть отменена! «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». «Царство Божие внутрь вас есть». К XXI веку оно наполнилось множеством святых, помогающих нам.

С изменением бытия изменилась и музыка. Мог ли Моцарт или Рахманинов появиться во времена Екклезиаста? То, что мы ныне зовем развитием в музыке, напиталось молитвенно-синергийной силой. Синергийно в музыке и бытии все. Синергии, новому свойству времени, и нужно учить. Это главное задание педагогике.

Что такое «синергия»? Это слово от Нового Завета. Синергия — «соработничество»: соработничество нашей и Божественной воли в движении к Царству Божию, которое, по слову Христа, «силой берется». От нас — усилие, от Бога — подхват благодати. Дивно! Воля Божия не придавливает нашу волю. Напротив, — освобождает ее. Ибо цель одна: Царство Небесное. Сопряжение двух воль дает бытию полетность. «Всегда радуйтесь», — говорит апостол Павел.

Синергийны заповеди Христа. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Синергийны заповеди гениев. Последняя цель музыки, по Баху, — «служение славе Божией и освежение духа». От нас — усилие в искании красоты славы Божией, от Бога — освеженье духа, озарения, откровения, восхищение в неземную радость, знакомство с незнаемым, преображение и возвышенье душ, пробуждение творческих сил.

Синергийны все стороны музыкального языка. Среди миллиардов деталей не найти ни одной, которая не была бы ею проникнута. В малейшей капельке — свечение блаженной цели. Музыка — не для отражения жизни. Музыка — для научения Царствию. Музыка пророчественна. Она о том, что наполняет жизнь восторгом красоты. Она не об обыденной реальности, а о реальнейшей реальности бытия, о блаженной синергии Неба и земли. И музыковедение, а также и эстетика не должны врать. «Теория, мой друг, сера», — наставительно изрек лжец Мефистофель. А мы развесили уши? Хуже быть не может, когда эта глобальная ложь кладется далее в основание педагогики. Преступно утаивать главное, ради чего создан мир. Что сказал Христос о том, кто соблазнит младенцев в вере? «Было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и утопили его в пучине морской».

Слава Богу, талантливые ученики не поддаются гипнозу унылой теории. Потому и талантливы. К вышней красоте устремляют учащихся и талантливые педагоги. «Музыка ведь не по земле ходит. Она где-то выше», — наставляла студентов В. Горностаева. И в младшем звене любящие музыку учителя учат малышей: тяни-тяни, веди-веди, дослушивай, — так что немногие талантливые малыши сердцем догадываются, что вести и дослушивать нужно не звуки, а заключенные в них энергии синергийной красоты.

Святые отцы Церкви в единой природе благодати различали разные ее проявления. Призывающая благодать увлекает ввысь сладостью красоты. Ею пропитаны шедевры гениев и гениальные исполнения. Плод же благодати совершающей — святость. И оба проявления единой благодати, гениальность и святость, нужны для жизни. «Музыка учит духовным восприятиям», — писал прп. Варсонофий Оптинский.

Почему слушатели предпочитают гениального исполнителя исполнителю посредственному? Потому, что только гений являет ту цель, ради которой сотворен мир, ради которой и сама душа сотворена. И вот она, восхищенная, летит к вечности, чтобы ей, тварной, жить как нетварной, питаясь славой Божией, льющейся из-под пальцев гения. Хочет она воспылать сердцем, воспрянуть духом к немыслимой красоте, языку небесной любви. Выше желания нет.

Гениальность — особый род служения: пророческого служения, влекущего людей к последней цели жизни и благодатного освежения души. Бог — Творец, и дает нам творческие силы для синергийного со-творения Царствия. Служа, по слову Баха, красоте славы Божией, они тем самым служат и человечеству. Имея в себе вышнее знание, Бах заложил его и в свою педагогику. Он воспитал сыновей, которые, восприняв в себя основу — ключ к таинству синергии, смогли творить уже в новом, предклассическом стиле. Стили проходят, — говорил Рахманинов, но призвание музыки пройти не может.

Не напрасно музыка даже в языческие времена почиталась необходимейшей стороной воспитания. Ее особенное положение — от уникальности ее языка, который начинается не с фонем, а с тона. Тон — от тейно «тяну». Множество слов изросло из индоевропейского корня: тонус, тоника, тональность, tenuto, attention, контент, континент, тянуться, тяготение, тенденция, интонация, интенция… Тон — струна меж сердцем и Небом. «От избытка сердца глаголют уста», а тон музыки непосредственно этот избыток и являет в бытие. Отсюда и ее сердцевинное место в культуре и образовании.

От малейших перемен в музыке, по Платону, приходят в изменение все важнейшие политические и государственные установления. Так! Музыкальная попса родила эпоху глобального либерализма (1968–2022). Но важней доброе сокровище. Что там, в пределе? Вдохновенный тон и тонус души. Интонация жизни, слова, поступков пропитана небесным притяжением. «Будьте Святы, как Я свят», — говорит Бог. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Чем искренней тянется человек и музыкант к свету, красоте, любви — тем более мощно подхватывает его божественная благодать.

Едва ученик прикоснется к тайне синергии, его уже не остановить. Дух красоты станет воспитателем, научая тому, чему научить невозможно. После того — будут ли интересны склоки, ссоры, зависти, подлости? Тьма отступает от пришествия света.

Но расслабляться нельзя. Заповедана нам трезвенность ума. Человек сам по себе не в силах победить дьявола, спрятавшегося в злом подполье сердца. Потребовалась крестная смерть Христа, принявшего на себя грехи мира, чтобы в изменившемся бытии человечество могло синергийно освобождаться от всевластья темных внушений, обретая силы к праведной жизни. Голгофа и Пасха неразделимы. Христос указал на фундаментальную неоднородность истории, сравнив ее с полем, на котором до времени жатвы совместно растут пшеница Божия и плевелы дьявольские. В Новейшее время жатва приблизилась вплотную. Зло глобализировалось. Но… «чем ночь темней, тем ярче звёзды».

И в музыке все дальше расходятся пути красоты и безобразий. Бах учил: где нет последней цели служения славе Божией и освеженья духа, — там уже и не музыка, «а шум и дьявольская болтовня». Если в музыке, воспитывающей с утробы, начинается дьявольская болтовня, — то и в социальных сетях, в интернете, СМИ, искусствах, науках, психологии, педагогике!

Что предложить?

Надо воспользоваться новозаветным откровением о синергии для построения универсальной науки, которую я называю Фундаментальной педагогикой человечества, соединяющей в себе все науки, все искусства, все виды жизненной практики. Мудрое слово «универсальный» сложено из двух корней: unus «один» + versus «повёрнутый», от vertere «поворачивать». Универсальный — то, что обращается вокруг одного. Университеты, рождавшиеся в монастырях, сохраняют ли ныне универсальность? Она ведь не сумма. А всеединящим ядром теории гуманитарных наук и может послужить понятие синергии, ибо оно схватывает то главное и единое, что сопрягает бытие Бога и человека в его биографии, истории, вечности. А еще — сопрягает две распавшиеся сферы светской и церковной культуры и жизни. В 1830 году в откровении Серафиму Саровскому Христос определил условие спасения человечества: оно спасется, если объединит эти две области жизни. Откровение синергии может выполнить роль такого всеединящего ядра.

В рамках программы синергийного объединения наук и всего бытия я написал статьи о психологии, о синергийной семиотике, о синергийной эстетике, о науке управления по смыслам.

А как соединять храмовые и внехрамовые сферы жизни? В брошюре «Наставница монахинь» (о схимонахине Антонии) я старался осмыслить завет Пресвятой Богородицы, доверенный старице для мира: покаянно молиться об убиенных в абортах младенцах. Без возрожденной в молитвах любви не выйти стране и миру из порочного круга злобы (аборт ожесточает души, а они, ожесточенные, требуют все больших безобразий). Следствия размазанного по всей жизни ожесточения разрастаются со стремительностью, неостановимо, проникая во все поры бытия и ставя под вопрос будущее стран. Нестроений не избежать, ибо все человечество выходит на свет из материнской утробы, а если там убийство, то так выплескивается в мир вместо любви дьявольская неприязненность, отчужденность людей друг от друга, формализм, агрессивность, враждебная любви порнография, лживость, извращения разного рода. От искривлений в душе —и множество социальных повреждений. Внешние действия не помогут, потому что источник в глубине. Какое из внешних средств остановит ускоряющуюся депопуляцию, старение населения, социально-экономические напряжения? Ни одно из них. А духовный выход есть и открыт нам. Любовь не вырастает от эгоистичных самовнушений, потому что молитвенное поле небесной любви не принадлежит человеку, а охватывает его лишь в ответ на желание и дерзновение молитвенных прошений о ребенке.

В области музыкознания я предпринял разработку синергийно-исполнительской теории, как науки чудотворений (В. Медушевский. Исполнительская теория музыки. «Музыкальная академия», вып. 3, 2023). Раскрытие синергийного содержания сторон музыки позволит учить музыкантов тому, чему при иных методах обучения научить невозможно. Схватив принцип сотворчества энергий, слух ученика преобразится, превратившись в орган поиска неизреченной красоты, а святой дух красоты станет наставником до гроба. «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется»… Чуткий к откровениям красоты синергийный слух — цель музыкальной педагогики.1

Язычник Цензорин писал: «Души людей — божественные (хоть против кричит Эпикур!) — природу свою постигают в песнях». Сказано красиво, но чего-то недостает. Недостает любви, синергийного реализма. Если Бог, как нам открыто, есть любовь, то бытие — общение любви. Человек создан как бог в возможности, на вырост, по благодати, и свою божественную природу в действительности раскрывает лишь через синергийное общении с Творцом, что и есть последняя цель бытия как Божественной педагогики.

Две ее координаты в полярной системе святых отцов связаны по закону «круга аввы Дорофея»: Бог — центр, люди радиусы, ближе к Богу — ближе меж собой, и, наоборот, только посреди любящих может жить Бог в красоте славы Своей. Все есть круг Дорофея: созвучья рифм, красок, слов, наук, всех сил души, добрых понятий, соцветья истины, любви и красоты, творчества жизни, соответственно ума, сердца, воли. А также семьи, церкви, государства, учеников и учителей… Все связано неслиянно-нераздельно. Все есть единство во множественности. И музыка! «Нам говорит согласье струн в концерте, Что одинокий путь подобен смерти» (Шекспир в переводе С. Я. Маршака).

Музыка, язык духовного пробуждения сердца, раскрывает в нем для него дивную тайну круга аввы Дорофея, которая проявляется и в самых наимельчайших подробностях. Вот пример: секрет обаятельного туше. Постановкой рук чуду не научить. Пианист подушечкой пальца нежно касается клавиши и ласкает ее не из сексуальных побуждений (такое гнусное объяснение пришлось слышать в интернете). Другим должно быть действие туше! «Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он: отверзлись вещие зеницы…» Дивное туше завораживает потому, что наших душ касается благодать Божия, приоткрывая тайну Царствия Божия.

Таким же должно быть и действие педагогики — «детоводительства» ко Христу, по апостолу Павлу. Руководствоваться красотой последней цели сотворения мира — призвание педагогики музыкальной и фундаментальной. Если научится сему сокровенная душа России — бессмертная Святая Русь, — то и явит народам, по пророчеству книги Откровения (Апокалипсиса), красоту «Жены, облеченной в солнце». К тому направляют ее испытания сегодняшнего дня. «В полночь раздался крик: вот жених идет; выходите навстречу ему». Кто — бдящий — издаст этот крик о встрече Христа в полночь истории, посреди всеобщего безумного апокалиптического сна неразумных душ? Серафим Саровский пророчествовал: призыв ко всемирному покаянию изойдет из России. Царство антихриста с его нано-печатями будет повержено Духом уст Божиих.

В раскрытии необоримой силы Царствия, торжествующего в вечности, состоит ответ на поставленный в названии доклада вопрос «чему учить».

Как подвести итог сказанному? Есть теория, есть практика. Под теорией античные греки понимали жизнь созерцательную, под практикой — жизнь деятельную. Они неразрывны, как неразрывны ум, который для истины, сердце — сокровищница любви, красоты и радости, воля, чье призвание — усилия святой жизни в чистоте и устремленности к последней цели бытия.

Умно-сердечная картина бытия, выстроенная по критерию направленности к его беспредельной цели, дает пищу и для усилий воли. Фундаментальная педагогика человечества объединяет в себе все без исключения стороны жизни: ведь синергийно воспитывает и дух власти, и дух хозяйствования, дух армии, дух и интонация слова в СМИ, интернете, социальных сетях, дух наук и искусств. Как, неужели и сугубо земные области экономики и финансов имеют духовное измерение? А как иначе? Ведь и само понятие экономики исходило из христианского откровения: апостол Павел разумел под ней домостроительство благодати Божией. Дух мамоны, дух наживы — от дьявола. Нужен же дух милости и заботы об образовании людей, созданных по образу Божию. Финансы же — в этимологическом родстве с финалом и финишем, то есть с какой-то вышней целью. Сами же по себе они лишь средство. Они как кровь, которая питает и насыщает небесным кислородом мозг, сердце и все иные органы, в духовном плане — ум, сердце, волю.

Как координировать все стороны жизни — тоже по критерию последней цели бытия как общения в любви и красоте? Эту сферу жизни называют теорией и практикой управления. Она слепа, если это управление не по последним смыслам бытия, открытым нам свыше. Апостол Павел причислял управление к высшим дарам Святого Духа. А без постоянного и напряженного всматривания в духовно-синергийную сердцевину управления неизбежны формализм и оскудение жизни. Из них можно выбраться. Вспомним, как всенародное чтение Священных текстов вызволяло древнееврейский народ из гибельных кризисов. Вспомним потрясающий подъем общества после оперы Глинки «Жизнь за Царя». Вспомним, как в XIX веке после выпуска серии «Жизнь выдающихся людей» (среди них был и Иоанн Златоуст) раздробленная на кусочки Германия объединилась и стала страной с могучей экономикой. Что ж говорить о Святой Руси, духом вселенского православия из великого множества племен создавшей самую удивительную страну-цивилизацию? Только напрасно в Новейшее (апокалиптическое) время мы выбросили эту сущностную сторону бытия: взрыв СССР духом дьявольской неприязни стал неизбежностью. Не хватает этой духовно-синергийной сердцевины и сейчас. Приведенный выше краткий духовный анализ проблем, связанных с эпидемией абортов, может служить примером такого исправления ситуации. В выступлении Президента России В. В. Путина на пресс-конференции 14 декабря 2023 года было сказано о невозможности законодательного запрета этой беды, для выхода из которой нужны усилия воспитания, работы женских консультаций и родильных домов. Вглядывание в духовно-синергийную глубину проблемы и в упомянутый выше завет Пресвятой Богородицы способны помочь стране выйти из бедоносной круговерти массовых детоубийств, после чего воспрянут и прочие стороны жизни, и станет Россия духовным центром жизни на земле, чего устрашится и антихрист.

С прояснением цели и смысла бытия как синергийной педагогики человечества приходит и ясность в осознании принципов и методов воспитания. Из величия и красоты беспредельного смысла рождаются святые и гении, способные поднять общество над серостью и убогой мелочностью жизни.

Фундаментальная педагогика человечества трезвенна и реалистична. Она ясно сознает, что Царство Божие во всеисторическом масштабе невозможно прежде жатвы и суда, который отделит пшеницу от плевел. Этот момент станет самой большой цезурой в истории творения (цезура — то, что разделяет, дабы связать разделенное в чуде). Тогда, по книге Откровения, сделается «безмолвие на Небе как бы на полчаса»: даже ангелы оставят свою песнь хвалы. Все творение замрет, почувствовав, что пришло время действовать Богу, одному только Богу. Масонский же проект исключен, потому что в нем гордыня. Генеральная цезура, полная напряженного ожидания изумительно отраженна перед началом код многих музыкальных сочинений (например, в концертной пьесе Сен-Санса «Интродукция и рондо-каприччиозо»). До этого мгновения в видимом теле общества, по слову блаженного Августина, будут существовать два невидимых града, основанные на любви к Богу и на аутичной любви к себе. Мы видим их сейчас с очевидностью в интернете и социальных сетях. Платформа YouTube мгновенно подбирает для всякого соответствующий контент — для ищущих чистоты или порока, для оккультистов, колдунов, для сторонников силового запрета абортов и тех, кто ищет решений на глубине… Группируются интернетом люди и по музыкальным склонностям.

Всякая мысль встречается в обществе по-разному. Вот и этот доклад, будь он напечатан, встретил бы неоднозначное понимание. Но для тех, кто не хочет ограничиться наличным бытием, но верит в педагогику, как способ возведения страны и народа в лучшее состояние, доклад и открытая для всех исследовательская программа Фундаментальной педагогики человечества, возможно, стали бы импульсом и организующим началом в нашем жизнетворчестве, которое без великой цели впереди существовать не может.

___________________________________________

1Некоторые мои статьи о музыке в ключе синергийного подхода можно посмотреть в электронном журнале «Музыка в заметках».

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.