В. В. Медушевский. Билеты к экзамену по предмету «Музыкальная форма». 2 курс. 2025 г.
Билет 1
1. Суть музыки: — не отражение жизни, а возвышающий ее контрапункт вечной красоты. Музыкальная форма —язык красоты (Глинка: «Форма, что значит красота»): не вещь, а энергия и синергия (ср. определение Баха). Язык музыки вырастает не из фонемы, а из тона (от гр. тейно — «тяну»). Синергия («соработничество») энергий: чем сильнее тянемся ввысь к красоте, тем сильнее ее притяжение, тем больше ее преображающая бытие сила. Здесь мера гениальности и совершенства, следовательно, и ключ к педагогике. Синергия состояния (характерна для церковной, народной музыки, искусства барокко): от нас — усилие предстояния, свыше — чувство достоверности бытия как красоты, силы, восторга. Синергия процесса в классико-романтической форме.
2. Масштабно-тематические структуры и синергийная формула i-m-t. Масштабно-тематические структуры и форма.
3. Анализы — на выбор из ор. 11 Скрябина (№№ 2,4,5,10, 11.
Билет 2
1. Функциональная организация музыки на всех уровнях формы. Функция элемента — его роль в целом. Две универсальные функции в постижении бытия: экспозиция и развитие. Из бесконечности сущего надо выбрать что-то одно как тему. Либо «Утро» Грига, либо его же «Смерть Озе». Выбор одного из бесконечности составляет сущность экспозиции. Но в избранном фрагменте бытия должна отразиться восхищающая красота бытия в целом (о критерии объективности как вершины красоты в статьях Чайковского), что и составляет суть развития. В вербальном языке и временных искусствах тема (то, о чем) и рема («говоримое» о ней), — необходимо дифференцируются во времени. В предложении естественного языка безударная левая часть являет собой тему, правая, на которую падает ударение, — рема. В барочном периоде развертывания начальное индивидуализированное ядро задает тему бытия, а развертывание на общих формах движения составляет рему — комментарий бессмертного духа, овевающий тему энергиями божественного восторга, ослепительного в радости, утешающего и просветляющего в печали.
2. Период как простейшая форма начального синергийного единства «нашей» инициальной (вопрошающей, желающей, просящей) и небесной подхватывающей энергии в разных типах периода (любые свои примеры из музыки и гениальных исполнений). Смысл любого повтора в музыке (будь то повторяемый звук в псалмодии, или каждый куплет в куплетной форме) — вживание в синергийную глубину красоты (синергию состояния).
3. Анализ на выбор любой из прелюдий Скрябина ор. 11 (№№ 2,4,5,9,10)
Билет 3
1. Форма в тесном смысле слова (как композиция — временной план развертывания произведения). Синергийная ее природа. Две основы: тематическая организация + тонально-гармонический и каденционный план. Устойчивость и неустойчивость как отражение универсалии бытия: времени собирать камни слаженного бытия и разбрасывать их. Функции частей (вступление, экспозиция, середина или разработка, реприза, кода, главная партия, связующая и др.) и их интонационно-исполнительские проявления.
2. Простые формы. Соотношение двух частей (периодов) в простой безрепризной двухчастной форме как ярчайший способ развития. Выявление синергийной связи частей как основа адекватного исполнения. Исток формы в народной структуре пары периодичностей аавв (Во поле береза стояла). Та же подхватывающая энергия припева в «Сурке» Бетховена, в Гимне РФ, можно и свои примеры. Зарождение радостной функции репризы в репризной двухчастной форме. Величайшее открытие: реприза в трехчастной форме.
3. Анализ на выбор Прелюдия Скрябина № 10, ор 11 или этюд Шопена E dur.
Билет 4
1. Барокко. Аффект как чувство, в котором содержится идея вечной небесной красоты. Отсюда принцип развертывания аффекта. Средства развертывания (генерал-бас и др.). Внутри-аффектные контрасты (например, тутти и соло в концертной форме).
2. Вариации на бассо-остинато и формы развития — от периода развертывания до концертной формы.
3. Анализ на выбор: Пассакалия Баха или его же клавирный концерт ре минор.
Билет 5
1. Классико-романтическая форма. Классицизм. Открытие развития, в его рамках новое явление: мотив («движущий») — пружинка воли, меняющая состояние. Развитие — восходящая линия изменений. Масштабно-тематические структуры как исполнительская проблема. Принцип централизующего единства и контрастной функциональности в метре, синтаксисе, форме (иерархия главных и вспомогательных моментов времени, устойчивости и неустойчивости). Синхронизация процессов тематического и тонального развития: понятие (композиционной) функции и отвечающего ей типа изложения. Романтизм — изъяснение от первого лица (вдохновенного, а не бандитского!). Примеры соответствующих изменений поэтики. Статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии».
2. Сложные формы (двух- и трехчастная).
3. Анализ на выбор: «Баркарола» Чайковского или Па-де-де из «Щелкунчика».
Билет 6
1. Русская музыка — территория особой, самостоящей в мире цивилизации. Главный религиозный праздник — не Рождество, а Пасха (родившийся Христос пострадал, умер и воскрес)! Из всеохватности взгляда, полноты смысла, живого единения мира живых и усопших, из чувства вселенскости рождается особая миссия преображения и обоживания бытия. Достоевский говорил о всемирной отзывчивости русской культуры. Все, что прилетало из мира, преображалось. Во времена расцвета романтизма язык не повернется назвать русскую музыку романтической. «Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание» (Свиридов). «Мне без истины стыдно жить», — говорил герой «Котлована» А. Платонова. «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу», — обращается к жизни Пушкин. Чайковский во всех своих статьях утверждает высший критерий красоты — объективность, понимая под ней не столы и стулья, а взгляд Божий на все. «Во всем ищите великого смысла» (Нектарий Оптинский) «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Пастернак). Ответ на этот вопрос можно связать с предложенным для анализа концертом Чайковского и с совершенно необычном претворением в нем формы рондо-сонаты.
2. Рондо и рондо-соната
3. Анализ: финал Первого фортепианного концерта Чайковского
Билет 7
1. Новейшее время. Новейшее в нем — новые эстетические течения, объединенные в понятии авангардизма (понятие антистиля). Бунтарские лозунги и сохранение вечной основы искусства в шедеврах гениев. Идеология постмодернизма (1968–2022) и ее преодоление, особенно в русской музыке. Понятия стилевого ряда: стиль, стилистика, эклектика и полистилистика, ее приемы и возможности. Минимализм и иные техники. Задания третьего этапа Новейшего времени (отхождения от либералистического глобализма к новой значимости традиций — передачи света по поколениям).
2.Сонатная форма. Особенность экспозиции: появление нового термина «партия» (в одной партии как части экспозиции могут быть две темы и особые происшествия, например, «сдвиг в побочной партии»). Синергийная логика связи партий в экспозиции, экспонирующей преображение души: инициальная в главной партии, энергия дерзновения и полета в связующей, катарсическая — в побочной партии, энтузиастическая — в заключительной. — и соответствующие тому средства. Роль «вторгающейся каденции» (когда конец совпадает с началом): внезапное прибытие подхватывающей энергии в едином процессе, например, в связующей партии. Роль предыкта к побочной партии, к репризе — подготовка к чуду.
3.Анализ: Largo e mesto из Седьмой сонаты Бетховена.
Билет 8
1. Жанровая плоскость. Синергийная природа основных категорий: музыкальное произведение — стиль и жанр — музыкальный язык. Стиль и жанр соотносятся как живущий и жизнь. В вальсе Шопена и Шопен, и вальс, но Шопен писал не только вальсы, а вальсы писал не только Шопен. Жанр — отображение жизни как способа бытия, живущего в многоразличных ситуациях жизни. Жанровые интонации. Жанровые начала. Возвышающая роль церковных жанровых начал: псалмодии, хорала; фигурированный хорал, как типичная основа фактурной вертикали. Смешения, контрапункты жанровых начал и жанровое развитие, как язык, позволяющий отобразить и духовно приподнять, и преобразить любые ситуации жизни, выразить любую концепцию.
2. Сонатно-симфонический цикл.
3. Анализ Пятой симфонии Чайковского (раскрыть духовную логику развития лейтмотива симфонии).
Билет 9
1. Теория исполнительского искусства (см. на сайте «Музыка в заметках»). Понимание общей логики и главных понятий (синергия, цезура, эмфатический акцент, композиционное тяготение, основа развития — вероятие, приятие чудотворящей исполнительской верой чаемого будущего в каждое мгновение произведения от первой до последней ноты).
2. Вариационная форма. Сюитно-циклическая форма
3. Анализ: «Бабочки» Шумана. Или «Детские сцены» Шумана
Билет 10
1. Исполнительское претворение сторон и элементов «композиторской» теории музыки: исполнительская гармония, синтаксис, форма (привести примеры). Теория живого исполнительского метра. Исполнительский аспект музыкального синтаксиса, масштабно-тематических структур и др. Исполнительский анализ фактуры, мелодии.
2. Свободные, смешанные, контрастно-составные формы.
3. Анализ: Фантазия ре минор Моцарта. Крепость духовной логики (ищите и найдете) при свободе индивидуализированной формы. Как исполнять многочисленные паузы с ферматой?
Материалы:
1. Основной материал: упомянутая лекция «Теория исполнительского искусства» , а также и другие материалы на сайте «Музыка в заметках». В конце Предисловия — дальнейшие интерактивные ссылки на все темы курса.
2. Дополнительно для русских студентов: В. Медушевский. Исполнительская теория музыки
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.