www.poezo.ru

Фундаментальная педагогика человечества — ныне

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Выступление на Международной научно-практической конференции «Мухтар Ашрафи — композитор, дирижер, педагог» 15 ноября 2022 г. Ташкент, Государственная консерватория Узбекистана (по направлению: «Актуальные проблемы развития образования и творчества в контексте национальных культур»).

_____________________________

Что видим ныне? Мир в движении. Натиск либерализма слабеет. Народы потянулись к самобытности. Что впереди? Страны, как тараканы, разбегутся кто куда? Нет, — самобытности обнимаются в вышине. Пред всеми — выбор бытия. Какой критерий?

Критерий — не ценности. Критерий — бесценность: восторг бытия, в котором только и могут сближаться самобытности мира, и где противен нацизм.

О законах благобытия и пойдет речь. Науку о них я называю Фундаментальной педагогикой человечества.1 Она охватывает тысячелетия, все цивилизации, выявляется в духе жизни в целом: в духе власти, хозяйственной жизни, науки, искусства, СМИ, образования… По мысли Платона, от малейших изменений в тоне музыки мгновенно меняются все важнейшие политические и государственные установления. Он прав: эпохи либерализма не случилось бы в мире без развязной шоу-попсы.

Ну, а лучший выбор бытия — где он для нас, музыкантов? Есть ли скрипач, который целью жизни поставил стать самым негодным музыкантом на земле? Нет, все ждут гениальности. Что это? Я написал «Теорию музыкального исполнительства». В таком ключе веду занятия со студентами. И вот вывод: шедевры исполнительства — часть фундаментальной педагогики бытия. Ее законы — в каждом кванте звучания. Даже в крохотной по времени, но великой по значимости цезуре: цезура разделяет, чтобы соединить разделенное в чуде. Миг восторга — и вспыхнула красота как грань бытия и педагогики человечества. Нет жажды — цезуры нет. Музыки нет. Есть мертвечина.

Выслушаем поучение квантовой механики. Для чего суперпозиция, слитность «да» и «нет»? Она для выбора. Выбор прекращает квантовое состояние неопределенности. Через выбор возможность переходит в действительность. Какую?! Какую хотим. Проход через выбор — ключ к бытию: для того возможность выбора, чтоб Вселенная не была часовым механизмом, и мы — шестеренками в нем.

Вот перед каким выбором поставил Бог (устами Моисея) народ Израиля: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…»

А само бытие, сам акт творения мира — для чего? Вопрос к Творцу.

До Его ответа тень уныния была по всей Земле. «Все суета сует», «нет ничего нового под солнцем». Как жить без будущего? В ветхие времена Екклезиаста, Конфуция, Пифагора никогда б не взлетели самолеты, не появилась мобильная связь, не было б Ньютона, ни Рахманинова. Взрыв свежести и нескончаемой новизны — от откровения: мир создан для царства Божественной любви. Оно созидается согласием человеческой воли с замыслом Творца. От этой синергии полились на землю потоки благодати. Океан откровений, изумлений, озарений, беспредельной восхищенности духа! «Музыка есть откровение, более высокое, чем мудрость и философия». — Это слова Бетховена. Он не был пустословом. Говорил, что знал. Мы со студентами, идя по следам откровений, изумляемся их красоте. Красота — от небесной любви.

Любовь, вечно творящая сила, — творит свежесть, крепость и достоверность бытия. Бытие есть общение в любви.

Почему Бог не создал клонов? Для чего различия призваний и дарований? Для любви — отвечал Иоанн Златоуст. Ради нее множится разнообразие. Бытие есть восторг, а клоны ничем не могут одарить друг друга. Ради океана восторга Моцарт не заменит Бетховена, и Бах — Чайковского. И как замечательно, что Скрипичный концерт Хачатуряна, такой яркий и национально-самобытный, запечатлел и дух русской цивилизации!

Любовь и красота — сестры, всегда вместе. Красота — язык любви. Как в библейской Песне песней:

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.

О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! «

«Красота спасет мир», — говорил Достоевский. Как иначе? Красота — дух восхищенья. До третьего неба был восхищен апостол Павел, и слышал там глаголы неизреченные. С Неба в музыку и в фундаментальную педагогику бытия льется несказанная красота.

Сомерсет Моэм писал: «Самое главное в любви — это вера в то, что она будет длиться вечно».

Вечность — еще один обертон в сиянье красоты. Вечность вознесла человека над миром животных.

Самый надежный для археологов признак появления человека на земле — захоронения! Только человеку явлено вопиющее противоречие бытия: между вложенным в сердце призванием к вечности и краткостью жизни. Вечность — атрибут бытия Бога, она зовет нас. На все следует смотреть, по латинскому изречению, sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности.

Вечность, грань истины, — для ума, для настройки ума. Божественная любовь и небесная красота — для сердца. А для воли что?

А для воли то, что апостол Павел назвал синергией — соработничеством Бога и человека. Соработничеством в чем? В движении к последней цели бытия, ради которой сотворен мир.

Почему бы всемогущему Богу не создать Царство всеохватной любви и красоты Самому, изначально? Это противоречило бы смыслу. От Своей абсолютной свободы и всемогущества Бог некую часть уделил и нам — чтоб не быть нам автоматами. Автоматическая любовь — абсурд. В рай палкой загнать нельзя.

Ради стяжания Царствия и дана нам возможность синергии. Свобода — не для пошлого либерализма. Выбор ее ответствен: либо Царствие Божие, либо ад как ужас безбожия навсегда.

Для воспитания к Царствию создано время. Подобно стреле, летит оно к Цели, а несогласные вслед за дьяволом соскакивают в бездну.

Итак, не прошлое — ключ ко времени. Не тосковать по золотому веку надо! Глаза у нас впереди, а не на затылке. Время организовано будущим. Новизна, неумирающая свежесть — из будущего, свобода — из будущего. Она никак не повреждается детерминизмом причинно-следственных связей, который для материи — управляемой, а не управляющей стороны бытия.

Не всегда так было. В индуизме Брахма то миллионы лет спит, то миллионы лет пробуждается, чтоб затем вновь впасть в спячку. Какой скучный механизм! Для Гераклита бытие — огонь, временами разгорающийся, временами затухающий. По Екклезиасту — ветер всегда возвращается на круги своя, и что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем, и все суета сует. В ветхом времени развитие — абсурд. Нелепостью была б сонатная форма, симфонизм, горящая будущим цезура…

Но в сердце надежда будущего века вложена изначально. Пророки пророчествовали о Мессии, который что-то радикально изменит на земле. И вот, открывшаяся близость Царствия зажгла сердца, перевернула время на 180о. Не было будущего у человечества, — и вот оно дано! Вдохновением любви и восторга оно напоило настоящее. Будущее открылось как причина настоящего. В масштабе вселенской истории период, в котором мы живем последние тысячелетия, напоминает предыкт в музыке. Предыкт — нелепость для ветхого времени. Какой предыкт в бесконечном кручении ветра? Предыкт горит близостью последней цели бытия.

От синергии наших усилий и подхватов благодати родилось развитие. Дикостью была б эта категория до радикальной перемены в бытии.

Что может развиваться? Часовой механизм не может. Труп не может. Их закон — ржаветь, растекаться гноем. Необходимость распада вытекает из третьего закона термодинамики, который говорит о росте энтропии (противоположности информации).

Странное противоречие: закона развития нет, а мир развивается. Значит, развитие не от мира. Наука синергетика определила условие: развиваться может только открытая система — открытая внешней (вышней) энергии и информации. Следовательно, и материальный мир в целом может быть только открытой системой, Итак, материя, как уже сказано, — управляемая, а не управляющая сторона бытия.

Человеку дана власть творить действительность. Благую — если он сам откроется Богу и Его путям. Кошмарную — если закроется. Негативная возможность предусмотрена — дабы свобода не была иллюзорной. Вот у камня свободы нет. Он падает не потому, что хочет того, а потому что альтернативы нет, свободы нет. Он весь — сплошной детерминизм. А человек — это его выбор.

Дьявол первым «озлился и не захотел», первым совершил негативный выбор. Стал первым аутистом в бытии. За ним в пропасть самости ринулась треть ангелов, ставших бесами, затем принялись разлагаться люди, противящиеся Богу. В Новейшее (апокалиптическое) время, пропитанное ненавистью ко всему небесному, врата ада широко раскрыты. Но выбор остается и в эту величайшую из эпох,

С появлением развития появилось в нем и то, что я называю вероятием — приятием чаемого будущего. Оно ярко проявляется в игре гениев. Как строится цезура? Она рождается в настоящем времени, но живет будущим. В цезуре два чуда: первое — яркий пророческий образ будущего, второе — его сбывание.

Чего-то недостает для начала доброго творчества. Недостает конкретности — примеров из опыта человечества. Какая сила поднимала цивилизации?

Древний Египет. Тысячелетие следует за тысячелетием. А цивилизация стоит нерушимо. Ключевую ее книгу обозвали «Книгой мертвых». А это, наоборот, «Изречения выхода в день».

Рим. Вергилий определил поднявшую его идею: справедливость! Восхищенные ею варвары в трепете лобызали священные камни града на семи холмах.

Греция, восторг красоты. Поднявшей ее силой явилась идея пайдейи, всепроникающего воспитания. Олимпийские игры — экзамен на аттестат зрелости. Вот клятва каждого эфеба, 23-летнего выпускника эфебии: клянусь не оставить отечество в прежнем положении, но сделать его лучшим. Готов ли современный школьник, студент, спортсмен с восторгом повторить эту клятву?!

Россия. Политик Баррозу назвал ее «цивилизацией, которая притворяется нацией». Он прав. Россия — не кровь. Россия дух, витающий нал народами. Вл. Соловьев писал «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Эта ключевая идея онтологизма заквасила парадоксальное бытие страны-цивилизации. Потому натиски извне оборачивались чудом. Без Наполеона не было бы золотого века русской культуры. Вторжение объединенной армии Европы исцелило страну от французомании и франкмасонства. В 60-х годах — новое увлечение: немецким социализмом. За то святой Феофан Затворник предрек тяжкие вразумления от немцев. Кто чем увлекается, тот тем и вразумляется! Вторжение Гитлера с войсками Европы обернулось преображением русской культуры советского времени. А сейчас? Даже и попса в России звучит — на каком языке? Этой напастью и вразумится. Уже вразумляется. После позора 90-х разрушенная вконец страна потаенно стала набирать силу. Арабская печать изумилась способности России восставать из пепла Фениксом. И ныне натиск мирового гегемона предлагает России особое место в истории фундаментальной педагогики человечества.

Не буду множить примеры.

Моя ключевая мысль: все может разрушиться. Но законы благобытия нерушимы. Если кто упал с высоты и разбился — гравитация не виновата.

Смотреть с Неба на землю — полезно для ума: дает зрячесть. Небесная тишина в сердце — оградит от страстей недовольства, ожесточения, страха. Воля, которая для творческой радости, — как созидать ей во времена крушений? Безоблачности не обещано. Обещано лучшее: невозможное человеку возможно Богу.

Коллеги! Узбекистан — чудная страна! Я бывал в ней. Но идея ее самобытности видна лишь изнутри. Желаю всем зрячести ума и сердца в творении судеб народов и доброго согласия на земле. Задумаемся о путях, которые выбираем! Каждая нация в глазах Бога — драгоценность!

* * *

За пределами доклада:

философское резюме для желающих

Цель и смысл Творения — Царство божественной любви

Потому бытие — целестремительно; время — стрела. Будущее Царствие — ключ к настоящему (разворот вдохновенного времени на 180 градусов относительно ветхого времени, истекающего из прошлого).

Детерминизм причин-следствий — из прошлого, настоящий момент времени — результат прошлых цепочек причин и следствий. Этот скучный механизм времени — для материи: служебной, управляемой, а не управляющей стороны бытия.

Свобода, свежесть, красота с вынужденностью (в существе своем) — не пересекаются, ибо приходят не из прошлого, а из будущего, из последней цели Творения. Потому Гегель неправ, марксисты неправы: свобода не есть осознанная необходимость. Царство небесное — не необходимость, а благой выбор. Ад — не необходимость, а дурной выбор.

Царство любви в настоящее приходит из будущего и зреет в нем. Не будет зреть в душе — никогда ей и не откроется в славе и силе.

Благое будущее принимается вероятием — приятием чаемого верою, что и является солью развития (человека, человечества, его культуры), находит прямое отражение в музыкальном произведении и в исполнительском искусстве.

Развитие, творение новизны, свежести, вдохновенности бытия приходит через синергию — соработничество усилий человека и благодатных подхватов свыше. Оно проявляется во всех временных масштабах бытия — от тысячелетий истории до мгновения музыкальной цезуры. Бытие — сияющая голографически-всеохватная симфония целестремительности, которая присутствует во всех без исключения его фрагментах. Например?

Пример 1. Первые месяцы младенчества: к чему готовит мать дитя — к царству небесной любви или к аду? Вряд ли будет петь она колыбельную злобным, а не ангельским голосом.

Пример 2. Социализм как частный выбор (формы собственности) отражает в себе генеральный выбор бытия. Великая держава обязана была взорваться и выбросить из себя враждующие осколки при исходной ненависти ко всему небесному. Другого социализма пока не знаем. Но он возможен. Президент России справедливо заметил, что в самой идее социализма ничего плохого нет. В современном мире, когда капитализм, основанный на наживе, оскотинился уже до предела, Россия имеет возможность образовать противовес грядущему царству антихриста. «Врата адовы не одолеют Церковь», — говорит Тот, Кто повернул мировое время лицом к вечному Царствию любви и красоты славы Божией

__________________________________________

1 О ней я написал небольшую книгу «Никогда не ищите задачу в одном, а совершенствование в другом». Максима Эпиктета и фундаментальная педагогика человечества. — М.: Издательство «Известия», 2021. — 116 с.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.