В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Масштабно-тематические структуры
(1) Масштабно-тематические структуры — сторона формы-синтаксиса (без учета гармонии как основного организатора формы), выявляемая в дыхании временных пропорций. Разделение или слияние фраз подчиняется закону Римана: «сходство членит, различие объединяет».
Например, чреда фраз aa ab воспринимается как суммирование 112, ибо ab слипаются в единство, словно атомы в молекулу. Из-за силы сцепления как суммирование воспринимаются последования aa bc и aa ba (в песне «Эй, ухнем»). Суммирование — самая распространенная из цельных структур.
С эпохи романтизма (и чаще в музыке танцевального склада) появляется дробление 211 — как в песенке Трех поросят: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк (ab bb).
Из простых цельных структур — по закону чередования цельностей и повторностей — складываются составные. Суммирование и дробление — цельные структуры, потому их можно повторить так, как повторяются простые фразы: 112 112 = 44, после чего требуется объединение.
Первая и самая распространенная из цельно-составных структур — дробление с замыканием: 22 112 (как в главной партии Первой сонаты Бетховена). Это как бы детализированная структура суммирования 224.
Встречается двойное (реже тройное) дробление с замыканием: 4422112. Красивейший пример в неквадратных отношениях — главная партия первой части «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова: 5533 1½ 1½ 5.
Структуры могут соединяться эллиптически — «модулировать» одна в другую через общий элемент, как в Скерцо 7 симфонии Бетховена: структура (11) 442211224 слеплена из двух структур: двойного дробления с замыканием 4422112 и суммирования 224.
(2) Соотношение структур с формой зависит от каденций. Структура 44224 может оказаться двухчастной репризной формой (с периодом 44, замыкаемым совершенной каденцией, серединкой 22 и повторением второго предложения периода). Либо — периодом единого строения при условии полной совершенной каденции в конце. Наконец, — и большим предложением, если завершается половинной каденцией, после которой следует повторение структуры с основательной каденцией, как в Прелюдии Скрябина ор. 11 №2:
Цельные структуры устойчивы, а развивающие моменты часто выглядят как пары повторностей aabbccdd, иногда сопровождаются прогрессирующим сжатием 2211 ½ ½ …
(3) Почему существуют структуры? Не только ради разнообразия. Важней кипящая в них жизнь. Чтоб увидеть ее, надо вспомнить о главных силах души — сердце, уме, воле.
Что происходит в цезуре перед суммирующей, более протяженной фразой? Какая из сил души жаждет широты и ликует в момент дарованного расширения? — Сердце. Последняя его цель — вечность любви, красоты, блаженства, Царство Небесное, вдохновение Святого Духа. Счастливые часов не наблюдают. Радованием сердца привлекается ум, призвание которого — истина любви Божией. Принимая ее от сердца, ум входит в состояние изумления пред ее непостижимостью. А усилия воли сходят на нет: душа парит в вечности, поддерживаемая токами небесной благодати. Подхватывающая энергия благодати — источник радости. Исполнители призваны пережить восхитительность этого полета в вечность, дабы и слушатели не остались без плода.
А какая сила склонна, наоборот, к концентрации, к сжатию фраз? — Воля и произвольное, то есть истекающее из воли, внимание. Назначение воли — подвиг, усилие («Царствие Божие силой берется»). Она «сейчас и здесь», —, но мотивирована красотой цели, искомой высоты души и жизни. Сжатие фраз отвечает этой концентрации усилий души (воли-ума-сердца). Вот почему в упомянутых прелюдиях Скрябина в момент дробления появляются исполнительские указания animato, con anima, accelerando, crescendo…
Сжатия фраз (в сравнении с экспозицией) часто характеризуют середины простых форм. Частые здесь указания piu mosso означают не просто сдвиг темпа — он возмутительно бессмыслен, если не оправдан подключением ревностной силы воли.
_______________________________________________________
1 Абсолютный масштаб не имеет значения: в тактовом выражении это может быть. . 1, 112, 224, 448. В случае неквадратности: 55 10 (главная партия Второй сонаты Брамса для скрипки и фортепиано).
2 Перемена энергий свершается в цезурах. При запаздывании или недостаточном обновлении души вдохновеньем — фальшь, лицемерие, искусственность, мертвечина.
3 Непроизвольное внимание от неожиданности может быть и внесистемным, например, при кашле в зале.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.