www.poezo.ru

Корпускулярно-волновой дуализм в педагогике

Вячеслав Медушевский

Вячеслав Медушевский

Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Аннотация. Статья направлена на разработку общей теории, охватывающей все бытие человечества. Ее метод состоит в приложении языка и представлений квантовой механики ко всей гуманитарной сфере знания: к человеку и человечеству, ко всем проявлениям человека — его слову, образу жизни, ко всем областям культуры, к истории, наукам, искусству, наконец, к педагогике и к Фундаментальной педагогике человечества. Сам же этот мысленный эксперимент, вполне воспроизводимый в душах читателей, заключается в проверке достоверности приводимых примеров в их чувстве правды.

Ключевые слова: фундаментальная педагогика, вечная новизна, целестремительное время, развитие, синергия, вероятие.

____________________________________________________

Введение: об актуальности темы, проблеме и цели

Никогда не поздно задуматься об основах и целях. Правильно ли определил свою цель герой побасенки Чапека? Он говорил: «Я работал над собой именно для того, чтобы стать булыжником». Не повторяет ли педагогика его ошибку?

Бетховен поведал: его учили искусству изготовления скелетов. Как же удалось гению создать шедевры, которые, паря над вселенной, и по сей день возжигают в поколениях огонь жизнетворящего восторга? Не раскрывается ли секрет в его определении последней цели музыки: «Музыка есть откровение, более высокое, чем мудрость и философия»? Откровение не имеет конца, размыкает душу в бесконечность, которая подхватывает к радости творческой жизни и других людей.

Прекрасный пианист и выдающийся педагог Г. Нейгауз, учитель Рихтера и Гилельса, воспитавший и своего сына Станислава, тончайшего музыканта, призывал педагогов- мастеров: «Учить нужно только тому, чему научить невозможно».

Как научить тому, чему научить невозможно? Климент Александрийский, автор книги «Педагог», ответил бы музыкантам: надо подвести учащихся к самому духу красоты, духу вдохновений и откровений, который и будет их учить неутомимо, денно и нощно, до последних минут жизни. Таким способом великий Бах научил своих сыновей Бахов, дав им определение последней цели музыки, которое побудило их открыть новый стиль их творчества — стиль предклассицизма, отличный от барочного стиля их отца.

Задуматься об основах не поздно, потому что человечество еще не погибло. И есть еще живые дети, которые не хотят стать булыжниками и скелетами, тоскуют о празднике ума и сердца в костлявых объятьях мертвящей педагогики.

О гипотезе и методе мысленного эксперимента

Гипотеза, лежащая в основе эксперимента, состоит в предположении, что язык квантовой механики, емкий и выразительный, способен помочь в новом освещении и осмыслении начал институциональной педагогики и той мета-науки, которой автор дал название Фундаментальной педагогики человечества,.

Конкретнее речь пойдет о феномене корпускулярно-волнового дуализма. «Электрон — волна и частица, — говорю я студентам, —, а человек кто?» «Частица» — отвечает большинство. «Волна», — говорят некоторые.

Но вот Бетховен и тот, кого Чехов назвал «человеком в футляре», — в ком из них ярче проявляются свойства волны? Сомнений нет: в Бетховене. Его музыка — действенная часть бытия. Его дух летит по вселенной, воскрыляя людей.

Марксизм приучил гуманитариев искать всюду влияния, даже в гениях, вдохновением творящих небывалое. Это пошлость. Разве было такое явление в бытии, как Бетховен? Он не вещь, он творец красоты. Кто его воспитатель? Откровение! Он сам об этом говорил в цитированном выше высказывании. Бетховен не был пустословом. Говорил, что опытно знал с достоверностью.1

Но откровение дается только тем, чья огненная душа жаждет несказанной красоты как основания жизни.2 Сопряжение этих двух сил в богочеловеческом общении отображается в шедевре, подобно тому, как сопряжение натянутой тетивы и упругого древка лука остается в летящей стреле.

Волна красоты нелокальна. Она повсюду. Как свет дня. Где он? Он живет в каждом листике дерева: солнышко спряталось в нем и дарит энергию жизни. Бетховен восторженно говорил о «Композиторе там наверху, наверху, наверху». И писал только то, что явным образом соответствовало духу вышней красоты. В этот синергийный круг вовлечены и слушатели. Он живет в обществе как дух энергий высшего человеческого бытия.

Именно эту тайну общения души с духом красоты и нужно анализировать, а не «влияния».

Здесь секрет и умной педагогики бытия. Таким способом святитель Игнатий Брянчанинов поднимал русскую культуру XIX века. Вот его известное письмо К. П. Брюллову: «Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры». Духовным наставником и другом он был для М. И. Глинки, о музыке которого Чайковский говорил, что из нее, как дуб из желудя, выросла вся русская музыка. Кто заключил культуру будущего в желудь настоящего? Поднять себя самого за волосы, как барон Мюнхгаузен, невозможно. Восторгающая человечество новизна приходит свыше.

Ну, а что Беликов, человек в футляре? Почему его душа не способна воспламенять мир? А он не живет в безбрежном океане нелокальности. Он заперт в себя, как вещь. Ключевая его фраза: «Как бы чего не вышло» — способ охраны жесткой оболочки души. Она-то и превращает его в частичку, которая, нетворчески принимая воздействия мира, способна только отбрыкиваться.

То, что с ним приключилось, можно определить языком квантовой механики: «коллапс волновой функции».

Но вот хорошее известие об устроении бытия: волновая функция у электрона и у человека может быть восстановлена. «Без любви человек — покойник в отпуске», — говорил Ремарк. Точная формулировка! В отпуске — это значит: коллапс временный, возможность возрождения сохраняется.

«Тоскливо жизнь моя текла», — открывает Гремин свою душу Евгению Онегину. Тоска — знак сплющенности волновой функция жизни. Не до конца. Томление свидетельствует все же о живости души. Булыжник не тоскует, бюрократ не тоскует,

Беликов не тоскует. Душа же Гремина рвется к той полноте бытия, которая хотела бы разлиться по Вселенной песнью возвышенной небесной любви .

«Она (Татьяна Ларина) явилась и зажгла…» Здесь волновая функция восстановлена — да как! «Татьяна, русская душою», — возжигательница волновой функции в человечестве. До Онегина вдруг дошло, какое сокровище жизни он проморгал! Привычно мертвая его душа освежена от дыхания чего-то незнакомого, неслыханного, небывалого, но от века желанного. Разве это не чудо?

Наша подлинная жизнь — не в вещах, а в энергиях, в поле синергии. Впрочем, и материальные творения Божии суть энергии. Горы — сила. Море — сила. Цветы — сила, благоухания — тоже сила, провозвестница неслыханного. Цель их пророческой силы — чтобы люди влеклись к Источнику всего, а Бог умножал бы Свое присутствие в них, тем самым переводя возможность духовного бытия в действительность. Любовь и ее язык красоты — родом из Царствия Божия

Итак, метод статьи, как уже сказано, состоит в приложении языка и представлений квантовой механики ко всей гуманитарной сфере знания: к человеку и человечеству, ко всем проявлениям человека — его слову, образу жизни, к разным сферам культуры, наконец, к педагогике и к Фундаментальной педагогике человечества. Сам же эксперимент, вполне воспроизводимый в душах читателей, заключается в проверке достоверности приводимых примеров в их чувстве правды.

Результаты, впрочем, могут быть и неоднозначными, ибо люди разные бывают. Одни, подобно пчелкам, ищут благоуханий, других, подобных мухам, влечет запах нечистот. Бетховен не так воспринимает мир, как Беликов. Ну что ж, будем проверять себя высказываниями тех, кого запомнила история, ибо они вели человечество к вершинам.

Как восстанавливается волновая функция жизни человека и народов? Вот в чем вопрос.

Приступим к наблюдениям.

___________________________________________

1 Не один Бетховен, конечно. Вот и Шнитке: «Не я пишу музыку — я лишь улавливаю ее»

2 Чайковский очень подробно описывает этот процесс. «Вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Его всегда нужно встречать готовностью. И в поэзии: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…». Чуткий слух воспитывается вслушиванием, что Чайковский называет состоянием готовности. Гении — те, кто овладели навыком беседы с бесконечной красотой бытия.

___________________________________________

Полный текст статьи — в прикреплённом PDF-файле.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.