В. В. Медушевский. Учебные материалы к курсу анализа музыки. Жанр
Памятка к занятию по теме «Жанр, жанровые начала, жанровое развитие» (билет 7)
Если стиль — запечатлённая в звуках, воспылавшая красотой душа, субъект жизни, то жанр — выразившаяся в звуках жизнь, способ бытия живущего в многообразии обстоятельств.
Жанры — типы, роды, разновидности произведений, отличающиеся друг от друга социально-художественной функцией, соответственно особенностями содержания и формы.
Социальная функция очевидна в прикладных жанрах (марш — для шага, кавалерийский марш на 6/8 подстроен под пружинящий шаг лошади, колыбельная — ради уготовления младенца к сну). В высокой музыке она тоже есть (фантазия — для радости творческой свободы, в рапсодии взгляд рапсода открывает картину пёстрой народной жизни, симфония — глубокий философичный жанр).
Художественная функция возникает на вертикальной оси бытия/мысли — оси онтологической красоты, совершенства, духовного окрыления, восторга. Как и человек, жанр возвышается энтелехией (беспредельностью цели, вложенной в него как сущность), исторически являемой в откровениях композиторского и исполнительского творчества).1 Она сквозит и в прикладных жанрах: не злым, но ангельским голосом поётся колыбельная, готовностью к подвигу зиждется марш, исторически выросший из хорала.
Жанровые начала исходят из возможностей выражения: они связаны с голосом и движением.2 Из первой основы — кантиленность (песенность), декламационность, речитативность, в церковной сфере — псалмодичность (выражение сугубого молитвенного усилия), хоральность, дление (в органумах, в византийском пении с исоном, символом вечности). Моторность (связанная с движением) проявляют себя в маршевости, танцевальности, вдохновенной виртуозности токкат, этюдов, концертов и др.
Как и жанры, жанровые начала проникнуты небесной энергией. Танцевальность полётна, поэтична, приподнята, живёт энтузиастической энергией (энтузиазм, буквально-этимологически, — «вбоженность»). Сыграем «Полет валькирий» в ритме марша — свалившись с неба, бессмертные девы зашагают ротой солдат. Но и маршевое начало Фантазии Шопена не заменить танцевальным — развалится логика целого. Пропадет мысль о неотвратимом приближении смерти, на которую тут же, во второй фразе отвечает голос небесной надежды. Далее развалится логика двухчастной формы вступления, основной части, коды, произведения в целом.
Жанровые интонации — крохотные сокращения конкретных жанров (вальсовая интонация, ритм мазурки, сарабанды, полонеза, интонационность арии ламенто, элегии). Они конденсируют в себе необозримость социально-исторических обстоятельств.
Жанровое развитие возникает из возможности комбинации жанровых начал и интонаций по вертикали и горизонтали. По ним слух читает музыку как книгу, а сердце возжигается красотой небесных смыслов. Пример — разобранная в классе духовная логика Пятой симфонии Чайковского.
____________________________________________________
1 Пример энтелехии — сольный концерт. Лат. основа certo имела значение состязания-соперничества. В христианское время в итальянском и иных языках расцвело значение согласия, гармонии. Эквивалент в русском языке — «соревнование» в первичном значении: совместная ревность благой жизни. В отличие от соперничества, где ищут своего, оно лучится любовью. Солист, словно Моисей, ведет народ к цели его святого бытия, оркестр благодарен ему. Восторг tutti после каденции солиста — аплодисменты оркестра-народа. Cоработничество Небу в единении одного и многих определило подробности жанра. Каденцию солиста оркестр воздвигает на пьедестал кадансового квартсекстаккорда, словно на небеса. Eingang, вступительная каденция (в скрипичных концертах Бетховена, Чайковского), охватывает все регистры, с небесной высоты открывая простор предлежащей земной жизни. Возвышая всё, мы дышим радость.
2 Существенна роль инструментальной сигнальности, фанфарности, колокольности, изобразительности.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.