Что мешает на уроках сольфеджио учить детей музыке
В качестве предисловия к статье:
Недавно на страницах интернет-журнала «Музыка в заметках» я разместил краткие тезисы на тему: «КАКИМ ВИДИТСЯ УЧЕБНИК СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ДМШ». Среди отзывов педагогов были и полное одобрение идеи, и полное отрицание её. Предлагаю читателям краткую выжимку этих тезисов с последующим их раскрытием.
I. Основная цель обучения детей в музыкальной школе — воспитание творческого музыкального сознания, которое складывается из гармонического сочетания исполнительских навыков ученика с его теоретическими знаниями и развитыми творческими способностями. Результат достижения такой цели выражается в способности ребёнка активно включаться в музыкальную деятельность на основе искреннего увлечения и любви к исполнительскому и композиторскому творчеству.
Главная особенность музыки, отличающая её от других видов искусств, состоит в уникальной способности музыкального языка передавать суть жизни — её процесс, чередование всех оттенков движения и покоя.
Термин музыкальность часто употребляется применительно к произведениям других видов искусства — поэзии, живописи, художественной литературы, театра, кинематографии как синоним цельности, органичности содержания произведений.
II. Коллективы учебных заведений ищут эффективные пути музыкального воспитания, опираясь на сложившиеся традиции, существующие программы и пособия по предметам музыкально-теоретического цикла, а также используя опыт ведущих педагогов-теоретиков.
Рассматривая педагогический процесс в музыкально-теоретическом цикле, необходимо оценить, насколько органично и убедительно средства музыкальной педагогики способны передавать главное свойство музыкального материала. Для этого следует выделить элементы, играющие ключевую роль в формировании музыкального сознания. В курсе сольфеджио к таким элементам относятся:
а) Дидактические материалы, на которых основан курс. Они состоят из музыкальных примеров для сольфеджирования, музыкального диктанта, слухового анализа, а также из интонационных упражнений, предназначенных для освоения элементов музыкального языка, преодоления интонационных трудностей, и включают аналитические задания, позволяющие практически освоить смысл теоретических понятий.
В их отборе следует учитывать музыкальную содержательность, в том числе стилистическое соответствие материалам программ класса специальности;
б) Понятийный аппарат, способный в адекватных терминах отразить способность музыки отражать суть жизни — её процесс, обновление, преобразование, позволяющий преодолеть привычную для традиционного школьного сольфеджио разобщённость элементов музыкального языка.
в) Система творческих навыков, позволяющих ученикам практически овладеть музыкальным языком (а не только отдельными его элементами) и таким образом развивать их творческое сознание.
Сочетание этих элементов составляет основу воспитания музыкальности.
Рассмотрим главные элементы курса сольфеджио подробнее.
Основное требование к дидактическим материалам: все элементы и приёмы, составляющие курс сольфеджио, должны в идеале опираться на полноценный музыкальный материал, отличающийся интонационной логикой, стилистическим и жанровым разнообразием, богатством образного строя. Подбор таких материалов — одна из трудностей в работе педагога-теоретика.
К сожалению, на практике, за редким исключением, более половины учебных материалов действующих учебников представляют примеры маловыразительные, интонационно безликие, стёртые, и, в то же время, часто искусственно усложнённые. В меньшей степени этими недостатками страдают материалы для чтения с листа, особенно те из них, которые построены на примерах из живой музыки, чаще классической и европейской. Тем не менее, стилистический круг таких примеров также нуждается в постоянном обновлении, привлечении материалов из многонационального фольклора России и зарубежных стран, не укладывающегося в школьные нормы семиступенных октавных звукорядов. Необходимо осваивать интонационный материал, основанный на примерах живой ладовой переменности, вариантности, с переменными размерами, в неквадратных синтаксических структурах — со всем тем, что отличает фольклор от «чинной» классики.
Что касается материала диктантов и интонационных упражнений, то нельзя не заметить, что он зачастую основан на механическом объединении интонаций с помощью избранного размера и тональности, перегружен искусственными трудностями — своего рода «подножками» для учеников, и зачастую представляет набор случайных фраз, заимствованных как будто из «разных опер».
Но даже в случаях, когда учебный материал курса сольфеджио заимствован из наиболее содержательных музыкальных произведений, он лишь способен сформировать привычку учеников к соответствующей эстетической и эмоциональной атмосфере предмета (что, конечно, даёт положительный эффект). Однако, высокое художественное качество учебных материалов — ещё не гарантия формирования творческого сознания. Без адекватного понятийного аппарата смысл мелодий, ритмов, гармонических средств остаётся непознанным, доступным лишь «девичьему сердцу».
III. Адекватный понятийный аппарат теоретического цикла должен быть способен не столько перечислять и наделять терминами его отдельные элементы. Главная его задача — осмыслить и отразить реальные и многогранные процессы, происходящие во всех элементах музыкального языка, раскрывая их логические связи.
Нельзя свести терминологический аппарат к минимуму нужных понятий. По мере прохождения курса он расширяется и уточняется, обрастает подробностями, но главные понятия не теряются.
Полный текст статьи приводится ниже в прикреплённом файле.
_____________________________________
Издание «Музыка в заметках» рекомендует книгу В. П. Середы «Дорога к музыке. Повесть о детстве и юности», которая вышла в издательстве Ridero. Автор, чьё детство пришлось на тяжелые годы войны и послевоенное время, рассказывает о впечатлениях своей непростой жизни, о встречах с разными педагогами и попытках осмысления их педагогики, об интуитивном поиске своего собсвенного пути в музыке. Здесь вы найдёте также размышления об укоренившейся системе преподавания сольфеджио и способах преодоления её недостатков.
В. Середа. Что мешает на уроках сольфеджио учить детей музыке
Статья
PDF, ≈1 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Olga Kurnosova 30.11.2016 19:36
Очень интересная статья, в которой чётко поставлены цели и задачи преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ. Поделилась статьёй в социальных сетях.т.к тема преподавания сольфеджио и что мешает на уроках сольфеджио учить детей музыке, в наши дни очень актуальна. Лет 15 назад можно было работать творчески, ученики любили кроссворды, творческие задания. Более 30 лет я работала теоретиком в маленьких посёлках Дальнего Востока и на Кубани. Сейчас вижу как работают в школах и преподают теоретические дисциплины. Учащиеся настолько перегружены в средней школе, в которой помимо школьной программы есть ещё и обязательная кружковая работа, что на уроке сольфеджио преподавателю проще сказать про «тяготение неустойчивых степеней в устойчивые, дать таблицу и сказать, что это аксиома, которую надо запомнить». Действительно, в школе существует пассивная форма обучения, когда ученик просто выполняет задания педагога. Одна моя коллега, Заслуженный работник культуры говорит так: «Пришёл на урок — «5», не пришёл -«4» Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Я думаю, что в специализированных музыкальных школах дела обстоят намного лучше, что с учащимися можно варьировать, импровизировать, работать творчески.
Татьяна Ларина, г. Москва 06.12.2016 16:15
Я о мелодии в её скрытном значении.
Опора первого пальца в правой руке первой части Лунной сонаты- есть пульс сильных долей такта рисующий мелодический фон для явных мелодических линий правой и левой руки.
Бузусловно, эта связная пульсация не всегда будет прослушиваться. Но на этапе разучивания без неё никуда.
Очень доступные и занятные примеры). Спасибо, Валентин Павлович!