www.poezo.ru

Е. Кузнецова, Е. Кудрявцева. «Соль-ре-ля-ми». Презентация учебно-методического пособия для ДМШ и ДШИ».

Елена Кузнецова

Елена Кузнецова

Преподаватель

Елена Кудрявцева

Елена Кудрявцева

Преподаватель, концертмейстер

Учебно-методическое пособие «Соль — Ре — Ля — Ми» для ДМШ и ДШИ предназначено для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данного пособия — сделать содержание начального обучения игре на скрипке доступным, увлекательным и развивающим детское творческое мышление. Кроме того, материал пособия изложен по принципу от простого к сложному и удобен в работе преподавателей и концертмейстеров в классе скрипки.

Для детей 5–7 лет характерно наглядно-образное мышление. Они увлекаются сказочными сюжетами, охотно представляют и фантазируют на заданную тему. Изложенное в игровой форме содержание пособия, придаст ранним музыкальным занятиям на скрипке не только определённую логику, но и весёлое наполнение, поднимающее настроение. Авторы, подбирая материал, исходили из психофизических особенностей детей. Стихи и цветные иллюстрации, дополняющие музыкальный репертуар, крупные нотные прописи, сопровождающая методические рекомендации забавная скрипочка — всё это безусловно привлечёт внимание юных музыкантов, и трудоёмкий процесс освоения навыков и приёмов игры на скрипке станет интересной игрой.

Предложенный авторами–составителями педагогический репертуар проверен временем. Метапредметный подход к изложению учебно-методического материала пособия заключается в умелом сочетании на каждой его странице теоретических и исполнительских задач, что освежает восприятие широко известных пьес.

Первый раздел пособия — «Знакомимся с нотной грамотой» — в увлекательной форме познакомит учащихся с основами музыкальной грамоты. Дети получат удовольствие от возможности порисовать и поразмышлять, выполняя задания «Поиграем?», «Продолжи строчку» и др.

Работа по формированию игровых навыков правой руки начинающего скрипача начинается с открытых струн. Этому посвящён раздел «Четыре струны — четыре ноты». Представленные в этом разделе пьесы исполняются на открытых струнах и знакомят ребёнка с первоначальными музыкально-исполнительскими навыками, в частности, с отработкой разных уровней правой руки на каждой из струн. На примере методических рекомендаций к пьесе «Дед Мороз» мы советуем проходить эти пьесы в три этапа:

  • прохлопать ритм песенки;
  • исполнить её щипком, напевая слова;
  • исполнить смычком, соблюдая его распределение в разных частях — ц., в.п., н.п. определёнными штрихами, затем с аккомпанементом.

Раздел «Четыре струны — четыре пальца» включает следующий комплекс задач:

  • постановка пальцев левой руки с последовательным введением 1-го, 2-го, 3-го, 4-го пальцев на струнах «ре» и «ля»;
  • развитие слухового контроля — изучение интервалов до квинты;
  • полутон между первым и вторым пальцами, полутон у порожка, знакомство с мажором и минором, изучение знаков альтерации;
  • переход в 3-ю позицию через открытую струну;
  • подбор по слуху разученных пьес на разных струнах.

В разделе «Клавир» представлены как авторские обработки пьес, так и хрестоматийные с указанием источников в разделе «Перечень учебно-методического обеспечения».

Приведённый ниже ролик даёт более полное представление о пособии «Соль-ре-ля-ми». Музыка: Й. Гайдн. Квартет F, ч II.

Пособие апробировано его создателями в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уроках скрипки в ДМШ г. Лесного. Авторы учебно-методического пособия «Соль — Ре — Ля — Ми» надеются, что данная работа привлечёт внимание коллег и поможет в создании информационного банка учебных пособий для успешного музыкального воспитания и развития начинающих скрипачей.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.