В. Трутнева. «Музыкальная азбука»
Пояснительная записка
Альбом-раскраска «Музыкальная азбука» предназначен для начального этапа обучения учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста в ДМШ и ДШИ и адресован педагогам и родителям для более эффективной организации классной и домашней работы детей.
Пособие содержит учебно-познавательный материал, пояснительную записку и список библиографии, а также авторские и заимствованные из различных источников разнообразные задания.
Целью создания данного пособия является:
— повышение интереса к изучению азов нотной грамоты,
— воспитание и развитие первоначальных музыкально-ритмических навыков,
— формирование музыкально- образного мышления.
Отличительными особенностями данного пособия являются:
— доступность восприятия и запоминания самых важных понятий и знакомство с разными инструментами и жанрами.
— структура пособия определяется алфавитным порядком — музыкальные понятия связаны с определенной буквой алфавита,
что облегчает запоминание их маленькими детьми.
— важной составляющей к альбому-раскраске являются и прописи
— возможность свободного использования для слушания любого музыкального произведения в соответствии с изучаемой темой
— постепенное расширение словарного запаса музыкальных понятий с разделением на названия инструментов, жанров,
музыкальных форм (куплетная, вариации, рондо) и темпов- характеров музыки, портреты и фамилии, имена, отчества
композиторов.
Методические комментарии:
В данной методической разработке включены наиболее важные виды работы на начальном этапе обучения по сольфеджио, включая музыкальную грамоту, ритмику и слушания музыки. Большое внимание уделяется двигательно- ударным упражнениям (движения под музыку и ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах) , которые способствуют координации движений и развитию творческой фантазии и чувства ансамбля у учеников.
Название разработки отражает изучение материала по буквам в алфавитном порядке — удобном и уже немного знакомом 5–7- летним детям. Музыкальные понятия и термины на определенную букву даются в альбоме в виде схемы или рисунка-наброска для лучшего запоминания. Для закрепления навыков письма на уроках и дома используются прописи, которые позволит педагогу сэкономить время занятия для творческих и игровых заданий, т. к. отпадет необходимость в подробной записи задания.
Для слушания небольших музыкальных фрагментов подбираются самые яркие из наиболее известных и запоминающихся по исполнению (для восприятия и запоминания тембров разных инструментов) произведения из самых популярных примеров классической и народной музыки.
Если в начале обучения педагог обязательно задает вопросы о характере музыки, различных средствах выразительности и исполнителе (соло или ансамбль, из какой группы — струнный или духовой, если дети не узнали инструмент и т. п.), то через некоторое время по просьбе педагога дети сами задают свои вопросы после прослушивания.
Свои впечатления от услышанной музыки дети также могут изобразить в альбоме дома. Альбом является своего рода иллюстрированным пособием, а записанные печатными буквами слова в нем позднее выписываются дома в словарик по алфавиту. И по словарю в дальнейшем быстрее проходит повторение и закрепление музыкальных терминов и понятий на определенную букву (назвать инструменты или обозначение темпа-характера музыки, музыкальные знаки и т.д.). До оформления словарей музыкальные слова можно повторить в игре « Загадочный цветок»- дети по одному выбирают лепесток по цвету, а на оборотной стороне написано слово, которое нужно объяснить (можно при помощи фортепиано, например аккорд, гамма и т.п.).
Для лучшего запоминания новых понятий лучше помогают небольшие четверостишия. Так, например, об ансамбле и его названиях автором данной методической разработки придумано небольшое стихотворение:
Один участник –это соло (Варианты: танцует — это соло, играет — это соло, поёт — это соло),
А если два — тогда дуэт,
Терцет иль трио — это трое,
А четверо — уже квартет.
Пять исполнителей в квинтете,
В секстете — шесть, в септете — семь,
В октете будет уже восемь,
Запомним мы названья все.
Эффективность занятий обусловливается постоянным общением со всеми детьми, сменой видов деятельности. На занятиях преобладает беседа в виде игры в вопросы и ответы или обмена своими впечатлениями о музыке. Дети с удовольствием оформляют альбомы, рисуют. На первых порах, конечно необходима поддержка и помощь родителей. И в подобном творческом содружестве взрослых и детей закладывается новый стимулирующий фактор для занятий, что объединяет всех в семье в процессе обучения.
Итогом годичного обучения становится заключительный праздничный урок для учеников и их родителей, а оформленный своими руками красочный альбом — словарь становится незаменимым подспорьем в дальнейшем обучении.
Библиография
1. Абелян Л. Занимательное сольфеджио. М., «Сов. Композитор» 1985
2. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., «Советский композитор»,1991
3. Геталова О. Рабочая тетрадь для подготовительного и 1 класса. С-Пб., Изд. «Композитор» ,2006
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М. 1997
5. Вогралик Т. П. Метроритмический букварь. С-Пб., Изд. «Композитор», 2008
6. Жигалко Е., Казанская Е. «Музыка, фантазия, игра», С.-Пб. « Композитор» 2000
7. Кабалевский Д. Б.- Про трех китов.- М., 1972
8. Калинина Г. Музыкальные прописи. М., 2009
9. Кончаловская Н. Нотная азбука. М., Изд. «Малыш», 1978
10. Королева Е. Азбука в стихах и картинках. С-пб., 1998
11. Котляревская-Крафт М. , Москалькова И., Л. Батхан «Сольфеджио» — Уч. пособие для подготовительных отделений ДМШ «Музыка», Л., 1989
12. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. М. 1999
13. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., «МУЗЫКА», 1999
14. Музыка для ритмики. Сост. Л. Минеева. С-Пб., «Композитор», 2001
15. Поплянова Е. А мы на уроке — играем., М., «Новая школа», 1994
16. Поплянова Е. «Чики-брики-гав!» , С-Пб.,2000
17. Сиротина Т. В. Музыкальная азбука.- М., 1999
18. Тютюнникова Т. Доноткино в 2-х частях, Педагогическое общество России, 2005
19. Финкельштейн Э. Занимательная музыкальная азбука. М., «Музыка», 1998
______________________________________________________
По вопросу приобретения пособия «Музыкальная азбука» обращайтесь к автору, Валентине Александровне Трутневой по адресу trutnevawa@mail.ru
________________________________________________
Другие публикации автора:
Рабочая тетрадь по слушанию музыки для 3 класса ДМШ и ДШИ
«Звучащие картины или красочные звуки». Открытый урок-интеллектуальная игра
Музыкальная форма на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Жизнь и творчество В. А. Моцарта. Открытый урок в форме интеллектуально-познавательной игры
В. Трутнева. Музыкальная азбука (фрагменты)
Методическая разработка
PDF, ≈39 МБВ. Трутнева. Прописи (фрагменты)
Методическая разработка
PDF, ≈1 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.