www.poezo.ru

В. Трутнева. «Музыкальная азбука»

Валентина Трутнева

Валентина Трутнева

Преподаватель

Пояснительная записка

Альбом-раскраска «Музыкальная азбука» предназначен для начального этапа обучения учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста в ДМШ и ДШИ и адресован педагогам и родителям для более эффективной организации классной и домашней работы детей.

Пособие содержит учебно-познавательный материал, пояснительную записку и список библиографии, а также авторские и заимствованные из различных источников разнообразные задания.

Целью создания данного пособия является:

— повышение интереса к изучению азов нотной грамоты,

— воспитание и развитие первоначальных музыкально-ритмических навыков,

— формирование музыкально- образного мышления.

Отличительными особенностями данного пособия являются:

— доступность восприятия и запоминания самых важных понятий и знакомство с разными инструментами и жанрами.

— структура пособия определяется алфавитным порядком — музыкальные понятия связаны с определенной буквой алфавита,

что облегчает запоминание их маленькими детьми.

— важной составляющей к альбому-раскраске являются и прописи

— возможность свободного использования для слушания любого музыкального произведения в соответствии с изучаемой темой

— постепенное расширение словарного запаса музыкальных понятий с разделением на названия инструментов, жанров,

музыкальных форм (куплетная, вариации, рондо) и темпов- характеров музыки, портреты и фамилии, имена, отчества

композиторов.

Методические комментарии:

В данной методической разработке включены наиболее важные виды работы на начальном этапе обучения по сольфеджио, включая музыкальную грамоту, ритмику и слушания музыки. Большое внимание уделяется двигательно- ударным упражнениям (движения под музыку и ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах) , которые способствуют координации движений и развитию творческой фантазии и чувства ансамбля у учеников.

Название разработки отражает изучение материала по буквам в алфавитном порядке — удобном и уже немного знакомом 5–7- летним детям. Музыкальные понятия и термины на определенную букву даются в альбоме в виде схемы или рисунка-наброска для лучшего запоминания. Для закрепления навыков письма на уроках и дома используются прописи, которые позволит педагогу сэкономить время занятия для творческих и игровых заданий, т. к. отпадет необходимость в подробной записи задания.

Для слушания небольших музыкальных фрагментов подбираются самые яркие из наиболее известных и запоминающихся по исполнению (для восприятия и запоминания тембров разных инструментов) произведения из самых популярных примеров классической и народной музыки.

Если в начале обучения педагог обязательно задает вопросы о характере музыки, различных средствах выразительности и исполнителе (соло или ансамбль, из какой группы — струнный или духовой, если дети не узнали инструмент и т. п.), то через некоторое время по просьбе педагога дети сами задают свои вопросы после прослушивания.

Свои впечатления от услышанной музыки дети также могут изобразить в альбоме дома. Альбом является своего рода иллюстрированным пособием, а записанные печатными буквами слова в нем позднее выписываются дома в словарик по алфавиту. И по словарю в дальнейшем быстрее проходит повторение и закрепление музыкальных терминов и понятий на определенную букву (назвать инструменты или обозначение темпа-характера музыки, музыкальные знаки и т.д.). До оформления словарей музыкальные слова можно повторить в игре « Загадочный цветок»- дети по одному выбирают лепесток по цвету, а на оборотной стороне написано слово, которое нужно объяснить (можно при помощи фортепиано, например аккорд, гамма и т.п.).

Для лучшего запоминания новых понятий лучше помогают небольшие четверостишия. Так, например, об ансамбле и его названиях автором данной методической разработки придумано небольшое стихотворение:

Один участник –это соло (Варианты: танцует — это соло, играет — это соло, поёт — это соло),

А если два — тогда дуэт,

Терцет иль трио — это трое,

А четверо — уже квартет.

Пять исполнителей в квинтете,

В секстете — шесть, в септете — семь,

В октете будет уже восемь,

Запомним мы названья все.

Эффективность занятий обусловливается постоянным общением со всеми детьми, сменой видов деятельности. На занятиях преобладает беседа в виде игры в вопросы и ответы или обмена своими впечатлениями о музыке. Дети с удовольствием оформляют альбомы, рисуют. На первых порах, конечно необходима поддержка и помощь родителей. И в подобном творческом содружестве взрослых и детей закладывается новый стимулирующий фактор для занятий, что объединяет всех в семье в процессе обучения.

Итогом годичного обучения становится заключительный праздничный урок для учеников и их родителей, а оформленный своими руками красочный альбом — словарь становится незаменимым подспорьем в дальнейшем обучении.

Библиография

1. Абелян Л. Занимательное сольфеджио. М., «Сов. Композитор» 1985

2. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., «Советский композитор»,1991

3. Геталова О. Рабочая тетрадь для подготовительного и 1 класса. С-Пб., Изд. «Композитор» ,2006

4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М. 1997

5. Вогралик Т. П. Метроритмический букварь. С-Пб., Изд. «Композитор», 2008

6. Жигалко Е., Казанская Е. «Музыка, фантазия, игра», С.-Пб. « Композитор» 2000

7. Кабалевский Д. Б.- Про трех китов.- М., 1972

8. Калинина Г. Музыкальные прописи. М., 2009

9. Кончаловская Н. Нотная азбука. М., Изд. «Малыш», 1978

10. Королева Е. Азбука в стихах и картинках. С-пб., 1998

11. Котляревская-Крафт М. , Москалькова И., Л. Батхан «Сольфеджио» — Уч. пособие для подготовительных отделений ДМШ «Музыка», Л., 1989

12. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. М. 1999

13. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., «МУЗЫКА», 1999

14. Музыка для ритмики. Сост. Л. Минеева. С-Пб., «Композитор», 2001

15. Поплянова Е. А мы на уроке — играем., М., «Новая школа», 1994

16. Поплянова Е. «Чики-брики-гав!» , С-Пб.,2000

17. Сиротина Т. В. Музыкальная азбука.- М., 1999

18. Тютюнникова Т. Доноткино в 2-х частях, Педагогическое общество России, 2005

19. Финкельштейн Э. Занимательная музыкальная азбука. М., «Музыка», 1998

______________________________________________________

По вопросу приобретения пособия «Музыкальная азбука» обращайтесь к автору, Валентине Александровне Трутневой по адресу trutnevawa@mail.ru

________________________________________________

Другие публикации автора:

Рабочая тетрадь по слушанию музыки для 3 класса ДМШ и ДШИ

«Звучащие картины или красочные звуки». Открытый урок-интеллектуальная игра

Музыкальная форма на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Жизнь и творчество В. А. Моцарта. Открытый урок в форме интеллектуально-познавательной игры

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

МультиВход