Коллегам
Раздел КОЛЛЕГАМ — своего рода педагогическая конференция, действующая на постоянной основе. Рубрика пополняется методическими разработками преподавателей-музыкантов разных специальностей, образцами презентаций, докладами, посвящёнными вопросам образования, авторскими сборниками пьес инструктивного характера, сборниками песен для детей и другими материалами. Рубрика КОЛЛЕГАМ — это возможность поделиться накопленным опытом, это площадка для дискуссий, это обмен полезными материалами, это помощь начинающим педагогам — в конечом итоге, это то, что мы приобретаем и ценим, встречаясь на обычных конференциях разного уровня. Не всегда и не у всех есть возможность выехать на подобные конференции в крупные города. Но у каждого педагога-музыканта есть возможность в любое время поучаствовать в виртуальной конференции на страницах рубрики КОЛЛЕГАМ как в качестве автора, так и в качестве читателя. Интересным и полезным дополнением рубрики КОЛЛЕГАМ является раздел МАСТЕР-КЛАССЫ, где можно познакомиться с видеофрагментами и полными записями открытых уроков и мастер-классов педагогов-музыкантов из разных городов страны.
Редакция приглашает преподавателей-музыкантов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья к сотрудничеству. Ваши материалы могут быть размещены на страницах издания после экспертной оценки редакционного совета. Для пополнения вашего педагогического Портфолио выдаётся СЕРТИФИКАТ о публикации в электронном издании «Музыка в заметках» (свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ № ФС 77 — 52387). По вопросам публикации обращайтесь в окно Обратной связи.
Неповторимый феномен английской музыки
Статья Александра Ивановича Демченко, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, главного научного сотрудника и руководителя Международного Центра комплексных художественных исследований, заслуженного деятеля искусств России.
В. Цвибель. Избранные лирические этюды-2
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Лекция-концерт «Золотой век русской музыки»
Авторы сценария — преподаватели Ивантеевского филиала МБУДО «Пушкинская детская школа искусств» Иванова А. Ю., Суворина С. Г., Ткачева А. А., Ульянова С. А.
Дмитрий Карташов. Лёгкие пьесы для гитары
Преподаватель МБУ ДО ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Д. Карташов предлагает для ознакомления свой новый сборник «Лёгкие пьесы для гитары», предназначенный для подготовительного и начальных классов ДМШ и ДШИ.
Ольга Курносова.«Вспоминая век двадцатый». Сборник фортепианных пьес
Сборник пьес для фортепиано «Вспоминая век двадцатый» преподавателя ДШИ посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован преподавателям и ученикам ДМШ и ДШИ, а также всем любителям музыки для домашнего музицирования.
Мультимедийные технологии как актуальный инструмент современного педагога
Доклад Елены Копий, главного редактора интернет-издания «Музыка в заметках» на Юбилейной ХV Международной конференции «Современное музыкальное образование-2016» в государственной Консерватории им. Н. А. Римского -Корсакова в Санкт-Петербурге посвящён применению мультимедийных технологий в музыкальном образовательном процессе и рассказывает о том, что сделано автором в этой области.
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
Преподаватель Е. А. Мулюн предлагает молодым коллегам описание испытанных временем наглядных пособий, используемых ею на уроках сольфеджио.
Новый подход в методике обучения учащихся записи музыкального диктанта
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Димитровградского музыкального колледжа Котляренко В. А. рассказывает о новом подходе в методике обучения учащихся записи музыкального диктанта на примере материалов авторского сайта.
А. Демченко. И. С. Бах — наследие на все времена
Статья Александра Ивановича Демченко, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, главного научного сотрудника и руководителя Международного Центра комплексных художественных исследований, заслуженного деятеля искусств России.
Векторы развития тембрового слуха: презентация учебного пособия «Тембровое сольфеджио»
Доклад преподавателя кафедры теории музыки Петербургской консерватории Т. А. Литвиновой на конференции «Современное музыкальное образование-2012» (Санкт-Петербург)
«Музыкальный теремок». Рабочая тетрадь начинающего гитариста. Часть 2
Пособие для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. Авторы-составители — преподаватели МБУ ДО «Шатковская ДШИ» р. п. Шатки Нижегородской области Локтева Н. Н. и Фетисова С. В.
В. Цвибель. Избранное из «Уроков музицирования»-5
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
А. Демченко. Зарубежье Игоря Стравинского
Статья доктора искусствоведения, профессора Саратовской консерватории им. Л. Собинова А. И. Демченко о зарубежном периоде творчества И. Стравинского
Электронные пособия Галины Сметаниной
Пособия по музыкальной литературе на 4-х дисках для первого года обучения
Т. Литвинова. «Гармонический анализ на материале вокальной музыки». Хрестоматия для музыкальных колледжей и вузов
Учебное пособие для студентов музыкальных колледжей и вузов. Автор — доцент СПб консерватории Т. А. Литвинова.
В. Цвибель. «Фортепианные этюды в классических танцевальных жанрах»
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Ю. Коробейникова. Рабочая тетрадь по слушанию музыки. 1–3 классы
Методическое пособие по слушанию музыки преподавателя ДШИ №1 им. Г. А. Корепанова г. Ижевска Ю. А. Коробейниковой.
А. Демченко. Сергей Васильевич Рахманинов: траектория творчества
Статья Александра Ивановича Демченко, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Тамбовского музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, главного научного сотрудника и руководителя Международного Центра комплексных художественных исследований, заслуженного деятеля искусств России.
Л. Маслёнкова. Методическое пособие по сольфеджио для педагогов музыкальных школ и училищ
Методическое пособие по сольфеджио на материале музыки для детей композиторов ХХ века создано профессором кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории Людмилой Михайловной Маслёнковой.
Т. Довгальская, Е. Тюльпанова. Тематический концерт «В поисках Деда Мороза»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «В поисках деда Мороза». Тематический концерт. Авторы разработки — преподаватели МБУ ДО ДМШ №1 им. Бутаковой г. Арзамаса Нижегородской области Т. А. Довгальская и Е. А. Тюльпанова.
«Музыкальный калейдоскоп». Опыт ведения музыкального блога в ДМШ, ДШИ, ДХШ
«Музыкальный калейдоскоп». Опыт ведения музыкального блога в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Работа преподавателя Детской хоровой школы №1 г. Екатеринбурга М. М. Угловой
В. Цвибель. Избранное из «Уроков музицирования»-4
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации
Пособие для учащихся музыкального колледжа. Преподаватель Гвоздева С. В., г. Рудный, Казахстан.
В. Цвибель. Избранные лирические этюды
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам серию лирических фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
С. Гвоздева. Сборник детских песен
Сборник песен для детей преподавателя Рудненского музыкального колледжа Гвоздевой С. В., г. Рудный, Казахстан.
О. Курносова. Музыкальное оформление уроков классического танца. Пособие для концертмейстеров класса хореографии
Сборник «Музыкальное оформление уроков классического танца» преподавателя и концертмейстера ДШИ, музыкального руководителя д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован концертмейстерам хореографических училищ и отделений хореографии учебных заведений культуры для ежедневной работы в средних и старших классах по предмету «классический танец».
«Музыкальный теремок». Рабочая тетрадь начинающего гитариста
Пособие для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. Авторы-составители — преподаватели МБУ ДО «Шатковская ДШИ» р. п. Шатки Нижегородской области Локтева Н. Н. и Фетисова С. В.
В. Цвибель. Избранная фортепианная лирика
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Е. Нестерова.«Музыкальная грамота и сольфеджио». Презентации
Методическая разработка преподавателя МБОУ ДО ДМШ № 15 г. Нижнего Новгорода Елены Николаевны Нестеровой.
О. Курносова. «Музыкальные зарисовки» для фортепиано
Сборник пьес для фортепиано преподавателя ДМШ, музыкального руководителя д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован преподавателям ДМШ и ДШИ, а также всем любителям музыки для домашнего музицирования.
М. Тулякова. «Кнопочки баянные». Учебное пособие
Учебное пособие «Кнопочки баянные». Автор-составитель преподаватель отделения народных инструментов МБУ ДО ДМШ № 2 г. Арзамаса Нижегородской области Марина Александровна Тулякова.
В. Цвибель. Избранное из «Уроков музицирования»-3
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию порограммных фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
В. Трутнева. «Музыкальная азбука»
Методическая разработка для начального этапа обучения учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста в ДМШ и ДШИ преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №3 г. Нижнего Новгорода Трутневой В. А
Оптимальная организация деятельности начинающего пианиста при разборе нотного текста
Методическая разработка преподавателя Лесниковой М. Е. МАУ ДО «Володарская детская школа искусств», Детская музыкальная школа р.п. Ильиногорск
В. Цвибель. Юному концертмейстеру
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию пьес для скрипки и фортепиано, сборники ансамблей для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Проект «Птичьи песни» как форма организации внеклассной работы с обучающимися академическому вокалу в ДМШ
Статья преподавателя МБУК ДО «Детской хоровой школы №1» г. Екатеринбурга Ирины Владимировны Широковой рассказывает об авторском проекте «Птичьи песни».
М. Вильниц, Л. Киселёва. Тетрадь для правил и не только. Теория музыки для школьника
Пособие для учащихся ДМШ и ДШИ подготовленно преподавателями ДШИ №6 им. А. А. Касьянова Нижнего Новгорода М. Э. Вильниц и Л. Киселёвой.
Ольга Курносова. «У кого растут усы». Сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Новый сборник песен преподавателя ДМШ, музыкального руководителя д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован всем, кто работает с дошкольниками и младшими школьниками.
Новая редакция электронного пособия Елены Копий
Новая редакция иллюстрированного электронного пособия по музыкальной литературе (2015 г.) для преподавателей ДМШ и ДШИ, для преподавателей музыки и МХК общеобразовательных школ и гимназий. Биографии и обзорные темы по зарубежной и русской музыке.
В. Цвибель. Избранное из «Уроков музицирования»
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию порограммных фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Тембровое сольфеджио. Об авторе
Серия методических материалов преподавателя сольфеджио и гармонии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и CCМШ при консерватории Т. А. Литвиновой.
Музицирование как метод овладения фортепианной игрой
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам свои многочисленные сборники пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Векторы развития тембрового слуха: презентация учебного пособия «Тембровое сольфеджио». Методические рекомендации
Продолжение доклада преподавателя кафедры теории музыки Петербургской консерватории Т. А. Литвиновой на конференции «Современное музыкальное образование-2012» (Санкт-Петербург)
Тембровое сольфеджио. Фрагменты музыкальных произведений
Приложение в mp3 формате, иллюстрирующее доклад преподавателя Т. А. Литвиновой «Векторы развития тембрового слуха: презентация учебного пособия «Тембровое сольфеджио» на конференции «Современное музыкальное образование-2012» (Санкт-Петербург)
Татьяна Литвинова. Тембровое сольфеджио. Часть 2
Учебное пособие для развития тембрового слуха для учащихся ДМШ и ДШИ, студентов музыкальных колледжей и музыкальных факультетов ВУЗов. Автор — кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петебургской консерватории имени Н. А. Римского- Корсакова Татьяна Александровна Литвинова.
В. Цвибель. Пьесы из Детского альбома
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. 1-й год обучения
Рабочая тетрадь по музыкальной литературе предназначена для учащихся 3-го класса с 8-летнем сроком обучения и 1-го класса с 6-летнем сроком обучения. Составитель — преподаватель детской музыкальной школы №1 им. Н. Леонтовича г. Донецка Г. А. Корчак.
Конкурс-фестиваль «Юные музыканты — большие таланты»
Пубикация рассказывает о творческом конкурсе-фестивале «Юные музыканты — большие таланты» для учащихся ДМШ и ДШИ в р. п. Шатки Нижегородской области. Преподаватели МБУ ДО «Шатковская детская школа искусств» М. В. Сокова, Е. В. Родионова, Ю. Е. Ложкин.
Формирование навыка игры «апояндо» в процессе обучения
Методическая разработка преподавателем ДМШ р.п. Ильиногорска Нижегородской области Бакланова Александра Вячеславовича.
«Шесть струн». Пособие для профессионального обучения по классу классической гитары
Пособие для профессионального обучения по классу классической гитары составлено преподавателем МБУ ДО «ДШИ 3№» г. Сызрани Самарской области Н. А. Апрелковым.
«Первые шаги к двухголосному пению в младших классах хорового отделения»
Методическая разработка преподавателя МБУ ДО «Детская школа искусств №4» Нижнего Новгорода Шульги Л. А.
Инновационные формы внеклассной работы в ДШИ как метод формирования творческой личности
Методическая разработка преподавателя фортепиано МАУ ДО «ДШИ г. Печора» Республики Коми Цицилкиной Веры Николаевны.
Переложения как одна из форм развития тембрового слуха
Публикация преподавателя СПб консерватории Т. А. Литвиновой рассказывает об опыте совместной работы с учащимися старших классов ССМШ над переложениями в курсе сольфеджио. Статья иллюстрирована фрагментами концерта.
Музицирование как метод овладения фортепианной игрой-2
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Музыка для инструментального трио
Сборник переложений романсов для скрипки, виолончели и фортепиано.
Пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано
В сборник включены переложения для трио, сделанные учащимися исполнительских специальностей старших классов ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории под руководством Т. Литвиновой.
Сборник переложений для инструментального ансамбля учащихся на четырёхструнной домре и фортепиано
Учебно-методическое пособие предназначено для учащихся средних классов ДМШ и ДШИ. Авторы-составители — преподаватели МБУДО ДМШ ГО «Город Лесной» Свердловской области В. Ю. Калиненко и Е. В. Кудрявцева.
Л. Синицына. Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения
Авторское пособие преподавателя МАОУ ДО ДШИ им. Е. В. Образцовой г. Салехарда Л. Ю. Синицыной для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.
Л. Синицына. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1 класса
Авторское пособие преподавателя МАОУ ДО ДШИ им. Е. В. Образцовой г. Салехарда Л. Ю. Синицыной для учащихся 1 класса ДМШ и ДШИ.
Немецкий романтизм и философия музыки: Ф. Ницше, Р. Вагнер, А. Шопенгауэр
Реферат Бурдельной А. В., преподавателя фортепиано МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора» Рреспублики Коми.
Е. Бадикила. Авторские переложения для детских хоров ДМШ и ДШИ
Сборник авторских переложения для детского хора преподавателя МАУДО «Линдовская школа искусств» городского округа город Бор Нижегородской области Е. Л. Бадикила.
Рабочая тетрадь по слушанию музыки для 3 класса ДМШ и ДШИ
Пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. Автор-составитель — преподаватель Трутнева В. А.
Технический зачёт на «отлично». Сборник гамм, упражнений и этюдов для скрипки
Преподаватели СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М. И. Глинки» М. В. Мартышева и М. Е. Топильская представляют новинку учебно-методической литературы «Технический зачет на «отлично»» — сборник гамм, упражнений, этюдов, а также методических материалов, необходимых для качественной подготовки учащихся скрипичных классов ДШИ к техническим зачетам.
Навыки академического пения как способ совершенствования разговорной речи. Из опыта работы с детским хором
Статья В. Г. Буланова, хормейстера, заслуженного деятеля искусств РФ, преподавателяп МБУК ДО «Детская хоровая школа №1» г. Екатеринбурга
Революционный фольклор в песенном творчестве русского народа
Доклад преподавателя СПб ГБУ ДШИ им. И. Ф. Стравинского Попсуйко Н. В. на Конференции в составе профессионального потока VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, в секции «Образование» и была посвящена 100-летию Великой русской революции 1917 года.
Л. Шубина. Творческие портреты композиторов ХХ века
Методическая разработка по курсу музыкальной литературы преподавателя МБУДО «ДМШ №3» г. Магнитогорска Л. И. Шубиной
Е. Бондаренко. «Гитаринка». Рабочая тетрадь для начинающих гитаристов
Пособие для начинающих гитаристов — рабочая тетрадь «Гитаринка». Автор — преподаватель МБУ ДО «ДШИ № 3» г. Сызрани Самарской области Е. А. Бондаренко.
Т. Волкова. «Любимые друзья». Сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Авторский сборник песен для детей преподавателя МАО ДО «Детская музыкальная школа № 1» г. Братска Иркутской области Татьяны Владимировны Волковой.
«Маленькие прелюдии» И. С. Баха. Вопросы стиля и формы»
Работа Войновой И. В., концертмейстера ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» посвящена всегда актуальному в педагогической деятельности пианистов сочинению И. С. Баха «Маленькие прелюдии».
Н. Бычкова. Весёлые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей
Презентация сборника Н. А. Бычковой, преподавателя МБУДО «ДМШ 14» г. Саратова. Сборник предназначен для учащихся и педагогов-скрипачей ДМШ и ДШИ.
Магия романса. Романсы М. И. Глинки и его современников. Электронное учебное пособие для учащихся ДМШ, ДШИ и ДХШ
Пособие посвящено романсам М. И. Глинки и его современников.Авторы: преподаватели МБУК ДО «Детская хоровая школа №1» Екатеринбурга Гриненко Л. К. (сольфеджио), Углова М. М. (музыкальная литература)
Л. Шубина. Обучающие головоломки
Сборник «Обучающие головоломки» (кроссворды моих учеников) по музыкальной литературе, составленный преподавателем МБУДО «ДМШ №3» г. Магнитогорска Л. И. Шубиной
Л. Шубина. Русские оперы. Задания по музыкальной литературе для учащихся ДМШ и ДШИ
Пособие по музыкальной литературе Л. И. Шубиной, преподавателя МБУДО «ДМШ №3» г. Магнитогорска.
Жанровые основы музыкального языка на примере жанра вальса в квартетах Д. Д. Шостаковича
Работа преподавателя Брянского областного колледжа искусств И. В. Андреевой посвящена вопросам вальсовых истоков в воплощении музыкальной образности, трансформации вальсового тематизма, роли вальса и вальсовости в квартетах Д. Д. Шостаковича.
Людмила Маслёнкова. Интенсивный практикум по сольфеджио
Петербургское издательство «Композитор» выпустило в свет учебное пособие Л. М. Масленковой «Интенсивный практикум по сольфеджио», являющееся частью общего замысла автора по реализации программы интенсивных форм обучения в сольфеджио.
Е. Кузнецова, Е. Кудрявцева. «Соль-ре-ля-ми». Презентация учебно-методического пособия для ДМШ и ДШИ».
Учебно-методическое пособие предназначено для начинающих скрипачей. Авторы-составители — преподаватели МБУДО ДМШ ГО «Город Лесной» Свердловской области Е. Кузнецова и Е. Кудрявцева.
Игровые формы и приёмы обучения на уроках сольфеджио в подготовительной группе
Материалы открытого урока преподавателя теоретических дисциплин ГБОУ ДОД «ДШИ им. Мравинского» г. Санкт-Петербурга Крыловой Марианны Павловны.
А. Волкова. Инклюзивное обучение в классе раннего эстетического развития. Из опыта реализации общеразвивающей программы Судогодской ДШИ
Материалы преподавателя теоретических дисциплин Волковой А. В. МБУ ДО «Судогодская детская школа искусств» о внедрении элементов инклюзивного образования в работе с учащимися в классе раннего эстетического развития.
Н. А. Катулина. Задачи по сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1 класса
Пособие по сольфеджио для 1 класса ДМШ и ДШИ. Автор — преподаватель МАУ ДО «Детская музыкальная школа» г. Дубны Н. А. Катулина.
Городской фестиваль семейных ансамблей «В кругу семьи». Из опыта работы
Методические материалы концертмейстера МБУК ДО «Детской хоровой школы №1» г. Екатеринбурга Марины Фёдоровны Казанцевой.
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по отечественной музыкальной литературе XX века
Публикация Т. Г. Савельевой, преподавателя МБУ ДО ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского городского округа Сахалинской области, в которой педагог знакомит коллег с авторским учебным пособием по отечественной музыкальной литературе ХХ века.
Концерт-игра на тему зимних праздников как форма итоговых занятий с учащимися младших классов ДМШ
Методические материалы преподавателя МБУК ДО «Детской хоровой школы №1» г. Екатеринбурга Ирины Владимировны Широковой.
А. И. Зиновьева. «Балет». Презентация для урока музыкальной литературы
Презентация для урока музыкальной литературы А. И. Зиновьевой, преподавателя МБУ ДО «Детская музыкальная школа №16» г. Нижнего Новгорода
Карина Барас. «Домашние задания по сольфеджио для 1, 2 и 3 классов»
Российский композитор Карина Барас, преподаватель Детской музыкальной школы №11 им. Б. А. Мокроусова г. Нижнего Новгорода представляет авторское методическое пособие по сольфеджио.
Символика «Маленьких прелюдий» И. С. Баха»
Методическая разработка преподавателя МБУДО «ДМШ №69» п. Юргинский Кемеровской области Давыдовой Т. В.
Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов
Авторское пособие преподавателя МАОУ ДО ДШИ им. Е. В. Образцовой г. Салехарда Л. Ю. Синицыной для работы на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ.
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по русской музыкальной литературе
Публикация Т. Г. Савельевой, преподавателя МБУ ДО ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского городского округа Сахалинской области, в которой педагог знакомит коллег с авторским учебным пособием по русской музыкальной литературе.
Тематический концерт как одна из форм стимулирования интереса учащихся к учебному процессу и художественной деятельности
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов МБУ ДО ДМШ №15 Ольги Владимировны Фарисеевой, основой которой стал сценарий тематического концерта, посвященного творчеству Е. Дербенко.
Copland on Мusic — Аарон Копленд о музыке
Аннотация преподавателя и концертмейстера МБУДО ДШИ №3 г. Сызрани Самарской области А. А. Жоголевой к книге американского композитора и дирижёра Аарона Копленда «Copland on Мusic», изданной в Нью-Йорке в 1961 году. Книга рекомендована тем, кто занимается историей музыки первой половины XX века.
Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». Хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов. Опыт исполнительского анализа
Методическая работа Надежды Сергеевны Орёл, преподавателя и концертмейстера Восточно-Казахстанского училища искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных г. Усть-Каменогорска республики Казахстан.
Т. Г. Савельева. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран
Публикация Т. Г. Савельевой, преподавателя МБУ ДО ДШИ им. А. К. Лядова Углегорского городского округа Сахалинской области, в которой педагог знакомит коллег с авторским учебным пособием по музыкальной литературе зарубежных стран.
Творческое мышление и воспитание музыканта
Доктор искусствоведения, профессор БГИИК В. П. Сраджев рассказывает о своей новой монографии, которая предназначена для музыкантов всех специальностей: теоретиков, исполнителей и педагогов, а также для представителей других видов творческой деятельности.
Т. Литвинова, М. Людько. Мелодии для гармонизации на материале вокальной музыки
Пособие предназначено для студентов вокальных отделений музыкальных училищ и консерваторий. Оно также может быть использовано студентами других специальностей, а также учащимися старших классов детских музыкальных школ.
Что мешает на уроках сольфеджио учить детей музыке
Статья музыковеда В. П. Середы посвящена проблемам, накопившимся в методике преподавания сольфеджио. Автор предлагает свои методы их решения с последующим практическим воплощением своих идей на мастер-классах, которые автор намерен предоставить на всеобщее обсуждение на страницах издания «Музыка в заметках».
Е. Нестерова. Активизация развития музыкальной памяти
Методическая разработка преподавателя МБОУ ДО ДМШ № 15 г. Нижнего Новгорода Елены Николаевны Нестеровой.
Е. Нестерова. «Музыкальные дорожки». Практическое пособие для уроков сольфеджио
Пособие «Музыкальные дорожки» — дополнительный наглядный материал для работы над формированием музыкальных представлений и развитием музыкальной памяти. Преподаватель МБОУ ДО ДМШ №15 Нестерова Е. Н.
Лекция-концерт, посвящённый 150-летию С. М. Майкапара
Сценарий и презентация лекции-концерта к 150-летию С. М. Майкапара. Подготовили преподаватели МБУ ДО им. А. Д. Улыбышева г. Богородска Нижегородской области О. Б. Смирнова и С. И. Палаш.
Ольга Курносова. «У меня есть верный друг». Сборник песен для детей дошкольного возраста
Новый сборник песен преподавателя ДМШ, музыкального руководителя д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован всем, кто работает с дошкольниками.
М. Бачурина. Популярные мелодии зарубежной эстрады второй половины ХХ века. Сборник переложений для фортепиано в четыре руки
В сборнике представлены авторские переложения для фортепиано в четыре руки популярных зарубежных мелодий второй половины ХХ века, сделанные преподавателем фортепиано МБУДО «Детская школа искусств Уссурийского городского округа» Мариной Владимировной Бачуриной.
Сергей Сергеевич Прокофьев. Творческий портрет. Презентация
Презентация создана для показа на уроках музыкальной литературы в старших классах ДМШ и ДШИ. Автор — преподаватель ГБОУ ДОД Санкт-Петербургской ДМШ имени Андрея Петрова Чернявская Л. И.
Роль инновационных технологий в формировании исполнительских навыков юного баяниста
Методическая разработка преподавателя отделения народных инструментов МБОУ ДО ДМШ№1 им. М. К. Бутаковой г. Арзамас Нижегородской области Туляковой М. А.
Мультимедийная презентация как форма активизации познавательной деятельности учащихся. П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»
Методическая разработка преподавателя теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ р. п. Воротынец Нижегородской области Араповой Марии Михайловны.
Концерт как одна из форм обучения музыкальной грамоте в ДМШ
Статья преподавателя теоретических дисциплин МОУ ДОД ДМШ №2 г. Арзамаса Ольги Владимировны Проценко о нетрадиционной, но эффективной форме обучения детей музыкальной грамоте, активизирующей их творческие способности.
Песни для детей Карины Барас
Материалы преподавателя МБУ ДО «Детская музыкальная школа №11 им. Б. А. Мокроусова» г. Нижнего Новгорода Ларисы Валентиновы Богдановой о детских песнях композитора Карины Барас.
Олимпиада как важный элемент эстетического воспитания и метод расширения познавательной функции дисциплины «Музыкальная литература»
Статья Е. Копий. Опубликована в сб. УРАО «Современные проблемы науки, образования и производства». Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов преподавателей и молодых учёных. Нижний Новгород, 2009.
Хоровое сольфеджио. Сборник материалов
Сборник песен разных авторов составлен преподавателем МБУДО ДШИ №2 г. Сарова Нижегородской области Медведевой Светланой Владимировной для работы на уроках хора и сольфеджио.
Г. Ветошкина. Работа над ритмом в курсе сольфеджио в ДМШ
Методическая разработка преподавателя ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Галины Степановны Ветошкиной.
Каким видится учебник сольфеджио для ДМШ
Цель обучения детей в музыкальной школе — воспитание творческого музыкального сознания. Для достижения этой цели требуется найти гармоническое сочетание исполнительских навыков с теоретическими знаниями и развитыми творческими способностями. Тезисы к учебнику сольфеджио преподавателя В. П. Середы.
Основные этапы работы над одноголосным музыкальным диктантом с учащимися музыкальной школы
Статья преподавателя ГПОУ ТО «Новомосковский музыкальный колледж имени М. И. Глинки» Елены Анатольевны Айнутдиновой посвящена работе над музыкальным диктантом в курсе сольфеджио ДМШ.
Из опыта внеклассной деятельности: «Цветок жизни. История Тани Савичевой». Мультимедийный проект
Методическая разработка преподавателей МБУ ДО «Шатковская детская школа искусств» М. В. Соковой, Е. В. Родионовой, Ю. Е. Ложкина, подготовленная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Жизнь и творчество В. А. Моцарта. Открытый урок в форме интеллектуально-познавательной игры
План и описание игровых форм открытого урока по музыкальной литературе для учащихся ДМШ и ДШИ. Преподаватель МБУ ДО «Детская музыкальная школа №3» г. Нижнего Новгорода Трутнева В. А.
Светлана Николаева. Проект «Создаём живой мультфильм»
Проект с видеорядом мультфильма «Зимняя сказка» озвучен учащимися театрального отделения и оркестром народных инструментов под руководством преподавателя ДШИ №14 Нижнего Новгорода Светланы Николаевой. Удостоен Гран при на IV областном конкурсе «Методическая книга-2014» (г. Дзержинск), лауреат X Межрегионального фестиваля-конкурса творческих, научных и методических работ преподавателей отделений народных инструментов музыкальных учебных заведений, посвященного 100-летию Н. Я. Чайкина.
Э. Суханова. Вокруг музыкальных терминов. 7 языков. Словарь-пособие
Словарь-пособие Э. Г. Сухановой предназначается для учеников старших классов детских музыкальных школ и студентов музыкальных колледжей. Его материал рекомендуется использовать на занятиях по музыкально-теоретическим и музыкально-исполнительским дисциплинам и для самостоятельной работы учащихся. Словарные разделы пособия могут служить справочником для юных музыкантов, а книга в целом способна заинтересовать и более широкий круг читателей, любящих искусство и слово.
Дмитрий Карташов. Сюита по повести Н. В. Гоголя «Вий»
Пьесы из сюиты для оркестра народных инструментов «Вий» по повести Н. В. Гоголя преподавателя МБОУ ДОД ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода,
Интерактивная доска в музыкальной школе
Статья и доклад преподавателя теоретических дисциплин ГБОУ ДОД ДМШ им. Л. Бетховена г. Москвы Е. Е. Раутской о работе с интерактивной доской в музыкальной школе.
Татьяна Ракитина. Инструментовки для детского ансамбля народной песни
Сборник инструментовок для детского ансамбля народной песни «Ягодка» преподавателя по классу баяна МБОУ ДОД ДМШ №2 г. Ноябрьск Тюменской области Ракитиной Т. А.
Детская творческая школа Терем-Квартета
Уникальный проект известных петербургских музыкантов «Терем-Квартета» — летняя школа для детей, главная задача которой помочь ребёнку раскрыться, разбудить его творческий потенциал, по выражению Андрея Смирнова «запалить на творчество».
Геннадий Таран. «Король Артур». Сюита для гитары
Авторская сюита для гитары «Король Артур» продолжает серию нотных изданий «Мастер-класс» для гитаристов. Адресована учащимся детских музыкальных школ и студий, а также многочисленным любителям-гитаристам.
Ольга Курносова. «Хорошо уметь летать». Сборник песен для детей дошкольного возраста
Сборник песен на стихи разных поэтов преподавателя ДШИ, музыкального руководителя МБДОУ д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован всем, кто работает с дошкольниками.
Геннадий Таран. «Первые шаги». Сборник для гитары
Методическое пособие для учащихся и преподавателей ДМШ И ДШИ. Автор — преподаватель по классу гитары ДШИ г. Нефтеюганска Геннадий Викторович Таран.Сборник рассчитан на первые два года обучения в музыкальной школе.
Принципы и преимущества позиционной аппликатуры при обучении игре на баяне
Методическая разработка преподавателя по классу баяна МОУ ДОД ДМШ №2 г. Арзамас Соловьёвой С. В.
Творчество зарубежных композиторов. Краткосрочный практико-ориентированный педагогический проект
Проект «Творчество зарубежных композиторов» был реализован в группе студентов Нижегородского областного колледжа культуры 1–3 года обучения. Автор — преподаватель Горохова Ж. Б.
Коллективные формы обучения как фактор развития каждого учащегося класса аккордеона в ДМШ
Методическая разработка преподавателя по классу аккордеона МОУ ДОД ДМШ № 2 г. Арзамас Нижегородской области Л. В. Проценко.
Геннадий Таран. Нотная тетрадь гитариста
Методическое пособие для учащихся и преподавателей ДМШ И ДШИ. Автор — преподаватель по классу гитары ДШИ г. Нефтеюганска Геннадий Викторович Таран.
Сольфеджио и хор. К вопросу о межпредметных связях
Методическая разработка преподавателя теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ №8 г. Нижнего Новгорода Мельгуновой Е. А.
Некоторые аспекты в работе над развитием техники в фортепианном классе ДМШ
Методическая разработка преподавателя фортепиано МОУ ДОД ДМШ №2 г. Арзамас Нижегородской области Ряхиной Т. Н.
Контрольные и Проверочные работы по музыкальной литературе. Первый год обучения
Методическое пособие-сборник по музыкальной литературе преподавателя теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДМШ №2 г. Ноябрьск Тюменской области Рекиной Л. А.
Музыкальная форма на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Методическая разработка по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №3 г. Нижнего Новгорода Трутневой В. А.
«Звучащие картины или красочные звуки». Открытый урок-интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра «Звучащие краски и красочные звуки» предназначена для учащихся 3–5 классов ДМШ и ДШИ. Преподаватель ДМШ №3 г. Нижнего Новгорода Трутнева В. А.
Мультимедиа проект в драматургии урока музыкальной литературы
Доклад Е. Копий на Всероссийской конференции «Музыка и мультимедиа в современном образовании-2012», Санкт-Петербург. Проект-урок «С. И. Танеев» отмечен Дипломом победителя Первого Всероссийского конкурса творческих мультимедиа проектов учителей и учащихся «ММО-2011» в Санкт-Петербурге.
Джаз в формате миди. Из опыта аранжировки музыкального контента для дуэта электронных инструментов
Статья преподавателя по классам скрипки и синтезатора Детской школы искусств г. Багратионовска Калининградской области В. Шахова.
Ольга Курносова. «Как хорошо, что я живу». Сборник песен для детей дошкольного возраста
Сборник песен преподавателя ДМШ, музыкального руководителя МБДОУ д/с № 33 посёлка Целинный Славянского района Краснодарского края Ольги Юрьевны Курносовой адресован всем, кто работает с дошкольниками.
Ольга Явор. Музыкальная живопись. Сборник фортепианных пьес
Пьесы разного уровня сложности преподавателя ДШИ г. Снежное Донецкой области Ольги Александровны Явор предназначены для учащихся класса фортепиано.
Изучение темы «Русские народные инструменты» в рамках самостоятельной работы учащихся в курсе музыкальной литературы
Публикация Г. Сметаниной рассказывает об опыте работы педагога, учащегося и его родителей над презентацией в курсе музыкальной литературы в ДМШ.
Мультимедиа в классе специального инструмента
Мультимедийные проекты в классе специального инструмента пока редкость, но подобная работа может стать весьма продуктивной и полезной в воспитании юного музыканта. Преподаватель Копий Е. В.
В. Цвибель. Избранное из «Уроков музицирования»-2
Валерий Григорьевич Цвибель предлагает коллегам новую серию порограммных фортепианных пьес для приобщения учащихся к музыке через музицирование.
Электронные пособия Елены Копий
Иллюстрированное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ и ДШИ на 3-х CD-дисках. Электронное пособие для домашнего прослушивания учащимися ДМШ и ДШИ на 3-х CD-дисках. Мультимедиа для уроков музыкальной литературы, МХК и других гуманитарных дисциплин.
Межпредметные связи в преподавании сольфеджио и общего фортепиано.
Статья Г. Сметаниной обобщает личный многолетний опыт преподавания сольфеджио и общего фортепиано. Опубликована в сборнике III Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования», Нижний Новгород, 2013.
«Теоретические фантазии». Методическое пособие для преподавателей и учащихся
Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №5» г. Рязани Мохнаткина Т. В. Методическое пособие для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ «Теоретические фантазии».
Полихудожественная деятельность младших школьников. Из опыта работы хора «Иволга» над театрализацией песен.
Статья хормейстера МБОУ CОШ №124 г. Самары Ворониной О. В. рассказывет об опыте работы с хором младших школьников «Иволга» над театрализацией хоровой музыки.
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Урок музыкальной литературы
Е. Копий. Описание урока музыкальной литературы в выпускном классе ДМШ с использованием мудьтимедиа проекта учащегося А. Махначёва в качестве иллюстративного материала.
П. Чайковский. Детский альбом. Сценарий литературно-музыкальной композиции
Разработка преподавателя фортепиано, руководителя детского объединения «Творчество» МБОУ ДОД «Мартюшевская ДШИ» Свердловской области Чистовой Н. В.
Ансамбль синтезаторов в ДШИ. Из истории вопроса
Методическая разработка преподавателя дополнительного образования ДШИ №5 г. Самары И. В. Шатиной
Работа с ансамблем синтезаторов в ДШИ
Методическая разработка преподавателя ДШИ №5 г. Самары И. В. Шатиной посвящена особенностям ансамблевого музицирования на синтезаторах.
Аранжировка для ансамбля синтезаторов
Методическая разработка преподавателя ДШИ №5 г. Самары И. В. Шатиной посвящена особенностям ансамблевого музицирования на синтезаторах. В работе даны примеры аранжировок для ансамбля синтезаторов.
Михаил Моднов. «Музыка небес». Пьесы для фортепиано
Сборник фортепианных пьес преподавателя Тверского музыкального колледжа М. Моднова «Музыка небес» предлагается автором для учащихся ДМШ, ДШИ и класса общего фортепиано.
Ф. И. Тютчев. К 210-летию со дня рождения. Интегрированный урок
Интегрированный урок музыки и литературы в 10 классе, посвящённый жизни и творчеству Ф. И. Тютчева. Преподаватель Сметанина Г. В.
Звучащие фантазии или караоке для начинающих скрипачей. Десять разнохарактерных пьес для двух скрипок.
Пособие артиста Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Игоря Бурского предназначено для начинающих обучаться игре на скрипке. В нём собраны не только традиционные описания, ноты, картинки, но и компьютерные программы, звуковые и видео-иллюстрации, делающие процесс обучения более наглядным и запоминающимся.
Работа над мультимедийным проектом как форма домашнего задания в курсе музыкальной литературы
Комментарии преподавателя Г. В. Сметаниной к презентации учащегося 2 класса ДМШ №15 Нижнего Новгорода Ивана Козицина. Работа удостоена Диплома лауреата III степени на IV Всероссийском конкурсе мультимедиа проектов «Музыка глазами детей».
Дмитрий Карташов. Сюита для баяна «На распутье…»
Сюита «На распутье…» для баяна преподавателя ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Дмитрия Карташова. Ноты сюиты доступны для скачивания в PDF-формате.
Мультимедийный проект как способ реализации творческого потенциала в рамках общеэстетического развития учащихся в детских школах искусств
Доклад Е. Копий на Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», 2011,Санкт-Петербург. Проект «Дворцы и парки Санкт-Петербурга» удостоен Диплома I степени на II Международном конкурсе «Музыка ХХI века» .
Перспективы информатизации дисциплины «Музыкальная литература» на основе мультимедийных технологий
Доклад Е. Копий на Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», 2010, Санкт-Петербург
Дмитрий Карташов. Сборник «Пьесы для гитары»
Сборник пьес для гитары разного уровня сложности преподавателя ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Дмитрия Карташова. Сборник доступен для скачивания в PDF-формате.
Вопросы преподавания аккомпанемента в музыкальной школе
Методическая разработка преподавателя фортепианного отделения ДМШ №3 г. Оренбурга Т. И. Самарцевой посвящена основным аспектам преподавания аккомпанемента в старших классах детских музыкальных школ. Полная версия — в PDF-формате.
Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании
Работа преподавателя ДМШ №3 и концертмейстера ОДТДМ им.Поляничко г. Оренбурга Т. И. Самарцевой посвящена обобщению научных исследований, методических рекомендаций и собственного многолетнего практического опыта в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.Полная версия — в PDF-формате.
Формирование музыкальных представлений в различных видах детской музыкальной деятельности
Методическая разработка преподавателя сольфеджио ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Нестеровой Е. Н. посвящена методам формирования у детей дошкольного и раннего школьного возраста музыкальных представлений. Полная версия — в PDF-формате
Программно-изобразительная музыка. П. Чайковский. Времена года. Октябрь
Сценарий открытого урока по слушанию музыки. Преподаватель Сметанина Г. В., ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода. Проект получил диплом «За победу в конкурсе» на Всероссийском фестивале-конкурсе «Мультимедиа в современном образовании — 2011», г. Санкт-Петербург.
Игровое сольфеджио. Ритмоинтонационное домино
Методическая разработка преподавателя сольфеджио ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода Г. С. Ветошкиной посвящена одному из видов игровой деятельности на уроках сольфеджио. Полная версия — в PDF-формате.
Елена Нестерова. Сборник «Там, где песня живёт»
Е. Нестерова, преподаватель сольфеджио ДМШ №15 г. Нижнего Новгорода. Предлагаемый автором сборник песен для детей представляет собой обобщение многолетнего опыта работы и может быть использован как на уроках сольфеджио, так и на занятиях хора или ансамблевого пения.
Использование мультимедийного проекта на уроках музыкальной литературы и слушания музыки в ДМШ
Доклад Г. Сметаниной на Всероссийской конференции «Музыка и мультимедиа в современном образовании-2012», Санкт-Петербург
Реализация межпредметных связей в работе над музыкальным спектаклем
Статья Е. Копий и Г. Сметаниной. Оубликована в сб. УРАО «Современные проблемы науки, образования и производства». Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов преподавателей и молодых учёных. Нижний Новгород, 2009.